Урок литературы в 10 классе:
"Ф.М. Достоевский в современном мире"
На доске два эпиграфа:
Быть человеком между людьми...
Ф.М.Достоевский
Люди могут быть прекрасны и счастливы...
Ф.М.Достоевский
Тезисы, предваряющие полемику:
человеческая природа зла
человеческая природа добра
человеческая природа добра и зла
Оформление урока:
Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского
Шмаринов Д.А. Иллюстрации к роману "Преступление и наказание"
Глазунов И.С. Иллюстрации к роману "Братья Карамазовы", "Голгофа"
Ход урока:
1 этап - мотивационный. Моделирование проблемной ситуации.
1. Слово учителя о человеке в современном мире.
"Быть человеком между людьми",- эти слова Ф.М.Достоевский записал 22 декабря 1849 года в день жуткой инсценировки смертной казни. Они были важны для него лично, но это и нравственное завещание потомкам. Мы вступили на путь, ведущий в цивилизованный мир, но почему нам так близка сегодня тревога великого писателя-гуманиста, кторый прозорливо писал и о нашем времени: "Все более и более нарушается в заболевшем обществе нашем понятие о добре и зле. Кто из нас, по совести, знает теперь, что зло и что добро? Все обратилось в спорный пункт, и всякий толкует и учит по-своему".
Я призываю вас к открытому разговору о вечных вопросах, которые получили название "вопросы Достоевского". Проблемы красоты, добра, справедливости, общественного переустройства , человеческого счастья актуальны и для нас.
2 этап - актуализация знаний.
Сформулируем проблемы, требующие решения:
- Прочитайте тезисы на доске. Какую точку зрения вы разделяете и почему?
- Помог ли вам Достоевский больше узнать о человеке, о самом себе? --Какие нравственные уроки он преподнес нам романом "Преступление и наказание"?
- Ответственен ли человек не только за свои поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире?
-Что такое истина?Как вы относитесь к теории "двух разрядов" Родиона Раскольникова?
- Почему убийство старухи - зло?
Вот вопросы, которые нас волнуют. Попробуем вместе найти на них ответы.
Напоминаю учащимся утверждение, прозвучавшее у кого-то в анкетировании, проведенном перед изучением романа Достоевского "Преступление и наказание": "Кто-то должен быть выше, кто-то ниже. Каждый хочет иметь власть над другими". Изменил ли кто-нибудь из вас свое мнение после прочтения романа "Преступление и наказание"?
(Учащиеся дают ответы, опираясь на знания, полученные во время изучения романа Достоевского и на личный опыт)
Слово учителя:
- Послушайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Как соотносятся эти стихотворные строки с романом Достоевского?
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно..
Сообщение ученика:
Раскольников поделил людей на гениев, сильных мира сего и" вошей". Преступление Раскольникова началось не с убийства старухи, а в тот момент, когда в его голове родилась эта идея, которая сама по себе уже преступление. Кто имеет право на жизнь, кто нет? Раскольников рассудил, что старуха-процентщица - самая бесполезная, самая вредная" вошь" в списке тех, кто заслужил смерть. Но ведь так можно далеко зайти. Стоит присвоить себе право выносить подобные решения, и остановиться уже будет невозможно. При этом человек как бы освобождается от совести, становится по ту сторону добра и зла, ему все дозволено. А что если кто-то сочтет самого Раскольникова "вошью"? Идея "двух разрядов" - смертоносный бумеранг, увернуться от которого невозможно.
Достоевскому принадлежат слова: "Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям, надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?" Нам всем нужно руководствоваться этими словами,если мы хотим, чтобы не проливалась кровь. Жизнь человека - непреходящая ценность, и об этом забывать нельзя.
Учитель:
- А как вы думаете, оправдывает ли цель выбираемое средство?
Ученик:
- Нет, к людям нельзя относиться как к средству для достижения цели. Человек сам по себе является целью, и необходимо уважать тот смысл, который каждый человек придает своей жизни. Алена Ивановна не хотела умирать, иначе давно покончила бы с собой. Тот факт, что Раскольникову представлялась ее жизнь ничтожной, еще не означает, что она была такой же для нее самой.
Учитель:
- Как можно расценить преступление Раскольникова с религиозной точки зрения?
Сообщение ученика:
- С религиозной точки зрения ценность человеской жизни определяется еще и тем, что каждый человек - ребенок Бога, и Бог любит абсолютно каждого - старых и молодых, красивых и уродливых. Никто не вправе самостоятельно принимать решение о том, достоин ли какой-то человек жизни или нет. У Достоевского была мера красоты и мера истины - Христос, именно сам Христос, а не его учение. Само жизнеповедение Иисуса, его страдание, искупительный смысл его жертвы - все это для Достоевского не менее значимо, чем мысли, изложенные в Нагорной проповеди. Достоевский признавался что если бы ему доказали, что истина вне Христа, то ему лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной". Он предпочитает оставаться с человечностью и добротой, если истина по каким-либо причинам оказывается античеловечной.
Учитель:
-Как вы можете определить ключевую проблему романа?
Ответ ученика:
- Она в духовном воскресении человека, которое возможно, по Достоевскому, лишь в приобщении к христианству. Путь к мировому счастью не в кровопролитии, а в любви. Отсюда и крушение теории Раскольникова, его муки после преступления. Деяние Раскольникова страшнее всякого обыкновенного преступления, ибо он не просто убил, а хотел утвердить само право на преступление.
Учитель:
- Как вы думаете, почему будущее в последнем сне Раскольникова так страшно? Чем вызван такой конец мира, крушение человека и человечества?
Ответ ученика:
- Тем, что всякий думал, что в нем одном заключена истина, и так будет, если всякий за себя будет. Человек не может стать личностью, не определив своего отношения к другим, не осознав своей личной греховности и необходимости нравственного совершенствования.
Учитель: Так какой вывод мы можем сделать? Почему необходим Достоевский в современном мире?
Сообщение ученика:
- Роман Достоевского предупреждает нас о том, к каким роковым последствиям может прийти даже хороший, отзывчивый человек, если он забывает о долге человека, гражданина. Зло вокруг нас , безусловно, существует, но самое большое зло лежит в нас самих. К тому же, это единственное зло, которое мы можем преодолеть. Попытки изменить других, не изменяя самого себя, ведут к катастрофическим последствиям. Страшно, когда человеку некуда пойти. Но еще страшнее, когда человеку все дозволено: вседозволенность неизбежно ведет к распаду всех человеческих связей, к распаду самого "героя".
Заключительное слово учителя:
"Мир спасет Красота", - утверждал Достоевский. А мы добавим - доброта. "Найти в человеке человека," - вот истинная цель писателя-гуманиста Ф.М.Достоевского. Давайте будем
учиться у великих классиков доброте и человечности. Мы несовершенны - это плохо. Мы несовершенны - это хорошо. Значит, путь к самоусовершенствованию открыт.
Домашнее задание:
1. Эссе:" Люди могут быть прекрасны и счастливы". Согласны ли вы с утверждением Ф.М.Достоевского?
2. Сформулируйте несколько проблем в формате части с ЕГЭ по русскому языку, где в качестве аргументации можно было бы использовать материал данного урока-рефлексии. Свой выбор аргументируйте
Просмотр содержимого документа
«Ф.М.Достоевский в современном мире»
Урок литературы в 10 классе:
"Ф.М. Достоевский в современном мире"
На доске два эпиграфа:
Быть человеком между людьми...
Ф.М.Достоевский
Люди могут быть прекрасны и счастливы...
Ф.М.Достоевский
Тезисы, предваряющие полемику:
человеческая природа зла
человеческая природа добра
человеческая природа добра и зла
Оформление урока:
Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского
Шмаринов Д.А. Иллюстрации к роману "Преступление и наказание"
Глазунов И.С. Иллюстрации к роману "Братья Карамазовы", "Голгофа"
Ход урока:
1 этап - мотивационный. Моделирование проблемной ситуации.
1. Слово учителя о человеке в современном мире.
"Быть человеком между людьми",- эти слова Ф.М.Достоевский записал 22 декабря 1849 года в день жуткой инсценировки смертной казни. Они были важны для него лично, но это и нравственное завещание потомкам. Мы вступили на путь, ведущий в цивилизованный мир, но почему нам так близка сегодня тревога великого писателя-гуманиста, кторый прозорливо писал и о нашем времени: "Все более и более нарушается в заболевшем обществе нашем понятие о добре и зле. Кто из нас, по совести, знает теперь, что зло и что добро? Все обратилось в спорный пункт, и всякий толкует и учит по-своему".
Я призываю вас к открытому разговору о вечных вопросах, которые получили название "вопросы Достоевского". Проблемы красоты, добра, справедливости, общественного переустройства , человеческого счастья актуальны и для нас.
2 этап - актуализация знаний.
Сформулируем проблемы, требующие решения:
- Прочитайте тезисы на доске. Какую точку зрения вы разделяете и почему?
- Помог ли вам Достоевский больше узнать о человеке, о самом себе? --Какие нравственные уроки он преподнес нам романом "Преступление и наказание"?
- Ответственен ли человек не только за свои поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире?
-Что такое истина?Как вы относитесь к теории "двух разрядов" Родиона Раскольникова?
- Почему убийство старухи - зло?
Вот вопросы, которые нас волнуют. Попробуем вместе найти на них ответы.
Напоминаю учащимся утверждение, прозвучавшее у кого-то в анкетировании, проведенном перед изучением романа Достоевского "Преступление и наказание": "Кто-то должен быть выше, кто-то ниже. Каждый хочет иметь власть над другими". Изменил ли кто-нибудь из вас свое мнение после прочтения романа "Преступление и наказание"?
(Учащиеся дают ответы, опираясь на знания, полученные во время изучения романа Достоевского и на личный опыт)
Слово учителя:
- Послушайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Как соотносятся эти стихотворные строки с романом Достоевского?
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно..
Сообщение ученика:
Раскольников поделил людей на гениев, сильных мира сего и" вошей". Преступление Раскольникова началось не с убийства старухи, а в тот момент, когда в его голове родилась эта идея, которая сама по себе уже преступление. Кто имеет право на жизнь, кто нет? Раскольников рассудил, что старуха-процентщица - самая бесполезная, самая вредная" вошь" в списке тех, кто заслужил смерть. Но ведь так можно далеко зайти. Стоит присвоить себе право выносить подобные решения, и остановиться уже будет невозможно. При этом человек как бы освобождается от совести, становится по ту сторону добра и зла, ему все дозволено. А что если кто-то сочтет самого Раскольникова "вошью"? Идея "двух разрядов" - смертоносный бумеранг, увернуться от которого невозможно.
Достоевскому принадлежат слова: "Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям, надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?" Нам всем нужно руководствоваться этими словами,если мы хотим, чтобы не проливалась кровь. Жизнь человека - непреходящая ценность, и об этом забывать нельзя.
Учитель:
- А как вы думаете, оправдывает ли цель выбираемое средство?
Ученик:
- Нет, к людям нельзя относиться как к средству для достижения цели. Человек сам по себе является целью, и необходимо уважать тот смысл, который каждый человек придает своей жизни. Алена Ивановна не хотела умирать, иначе давно покончила бы с собой. Тот факт, что Раскольникову представлялась ее жизнь ничтожной, еще не означает, что она была такой же для нее самой.
Учитель:
- Как можно расценить преступление Раскольникова с религиозной точки зрения?
Сообщение ученика:
- С религиозной точки зрения ценность человеской жизни определяется еще и тем, что каждый человек - ребенок Бога, и Бог любит абсолютно каждого - старых и молодых, красивых и уродливых. Никто не вправе самостоятельно принимать решение о том, достоин ли какой-то человек жизни или нет. У Достоевского была мера красоты и мера истины - Христос, именно сам Христос, а не его учение. Само жизнеповедение Иисуса, его страдание, искупительный смысл его жертвы - все это для Достоевского не менее значимо, чем мысли, изложенные в Нагорной проповеди. Достоевский признавался что если бы ему доказали, что истина вне Христа, то ему лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной". Он предпочитает оставаться с человечностью и добротой, если истина по каким-либо причинам оказывается античеловечной.
Учитель:
-Как вы можете определить ключевую проблему романа?
Ответ ученика:
- Она в духовном воскресении человека, которое возможно, по Достоевскому, лишь в приобщении к христианству. Путь к мировому счастью не в кровопролитии, а в любви. Отсюда и крушение теории Раскольникова, его муки после преступления. Деяние Раскольникова страшнее всякого обыкновенного преступления, ибо он не просто убил, а хотел утвердить само право на преступление.
Учитель:
- Как вы думаете, почему будущее в последнем сне Раскольникова так страшно? Чем вызван такой конец мира, крушение человека и человечества?
Ответ ученика:
- Тем, что всякий думал, что в нем одном заключена истина, и так будет, если всякий за себя будет. Человек не может стать личностью, не определив своего отношения к другим, не осознав своей личной греховности и необходимости нравственного совершенствования.
Учитель: Так какой вывод мы можем сделать? Почему необходим Достоевский в современном мире?
Сообщение ученика:
- Роман Достоевского предупреждает нас о том, к каким роковым последствиям может прийти даже хороший, отзывчивый человек, если он забывает о долге человека, гражданина. Зло вокруг нас , безусловно, существует, но самое большое зло лежит в нас самих. К тому же, это единственное зло, которое мы можем преодолеть. Попытки изменить других, не изменяя самого себя, ведут к катастрофическим последствиям. Страшно, когда человеку некуда пойти. Но еще страшнее, когда человеку все дозволено: вседозволенность неизбежно ведет к распаду всех человеческих связей, к распаду самого "героя".
Заключительное слово учителя:
"Мир спасет Красота", - утверждал Достоевский. А мы добавим - доброта. "Найти в человеке человека," - вот истинная цель писателя-гуманиста Ф.М.Достоевского. Давайте будем
учиться у великих классиков доброте и человечности. Мы несовершенны - это плохо. Мы несовершенны - это хорошо. Значит, путь к самоусовершенствованию открыт.
Домашнее задание:
1. Эссе:" Люди могут быть прекрасны и счастливы". Согласны ли вы с утверждением Ф.М.Достоевского?
2. Сформулируйте несколько проблем в формате части с ЕГЭ по русскому языку, где в качестве аргументации можно было бы использовать материал данного урока-рефлексии. Свой выбор аргументируйте.