7 класс история Нового времени
Тема: «Европейское общество в раннее Новое время»
Цель предметная:
определить положение основных слоев общества в раннее Новое время
показать различия между сословием и классом
Цель метапредметная:
I. Введение.
Вариант диалога.
Учитель: перед вами изображения. Я предлагаю вам определить, кто эти люди?
Ученики: это представители разных слоев общества.
Учитель: правильно. А теперь попробуйте назвать мне кто и к какому слою общества принадлежит.
Ученики: капиталисты-предприниматели, дворяне, крестьяне и наемные рабочие.
Учитель: тогда назовите тему урока.
Ученики: общество в раннее Новое время.
II. Европейское общество в раннее Новое время
Далее диалог учителя и учеников строится по предложенному алгоритму. Учитель задает вопрос, а ученики дают ответ. Если ученики уже знакомы с этим видом работы, тогда и задавать вопросы и отвечать на них будут сами ученики.
Время: XVI век. Раннее Новое время.
Место: Европа
«Герои»:
Буржуа
Дворянин
Наемный рабочий
Крестьянин
Желания:
Буржуа хочет получить максимальную прибыль
Дворянин хочет увеличить земельные владения.
Наемный рабочий хочет высокую заработную плату и хорошие условия труда
Крестьянин хочет получить личную свободу и землю.
Конфликты:
Буржуа хочет получить максимальную прибыль. Наемный рабочий хочет высокую заработную плату и хорошие условия труда
Дворянин хочет увеличить земельные владения. Крестьянин хочет получить личную свободу и землю.
Проблемы:
Буржуа хочет получить максимальную прибыль за счет сокращения заработной платы и сохранения тяжелых условий труда и быта рабочих, но это противоречит интересам рабочих. Как быть?
Дворянин хочет увеличить земельные владения за счет крестьянских наделов, но крестьянин хочет получить личную свободу и землю. Как быть?
Задание 1. Предложите собственный вариант решения проблем.
Предполагаемый результат выполнения задания:
Буржуа повышает заработную плату и улучшает условия труда и быта рабочих. Рабочий, получив хорошую зарплату, сможет лучше питаться, а улучшение условий труда и быта сделает его труд занятием более приятным. Тем самым повысится производительность труда, увеличится объем выпускаемой продукции, и прибыль предприятия станет более высокой.
Самый безболезненный вариант решения земельного вопроса – это предоставление участков земли в колониях всем желающим: и дворянам, и крестьянам.
Задание 2. Используя материалы § 5 учебника (Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс. – М: Просвещение, 2013), ответьте на вопрос: как решались эти проблемы в раннее Новое время?
Предполагаемый результат выполнения задания:
Учащиеся ответят, что эти проблемы не решались вообще, либо решались в пользу буржуа и дворян. Можно определить причины этой ситуации и предположить последствия.
Возможный вариант диалога.
Учитель: мы рассмотрели положение основных социальных групп, но в обществе имеются и подгруппы. На доске вы видите два слова: сословие и класс. С каким из них вы уже знакомы?
Ученики: сословие.
Учитель: что оно обозначает?
Ученики: сословие – это группы людей, которые имеют одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству.
Учитель: в раннее Новое время появляются классы. Предположите, что обозначает это слово.
Ученики: скорее всего, это слово имеет значение обратное слову «сословие».
Учитель: правильно. А почему вы так думаете?
Ученики: все, что появляется в Новое время, противоречит представлениям, сложившимся в средневековье.
Учитель: так что же обозначает это слово.
Ученики: класс – это группа людей, чье положение в обществе не передается по наследству.
Учитель: абсолютно верно. Принадлежность к тому или иному классу и положение в обществе определяется только той собственностью, которой владеет человек.
Задание 2. На доске таблички со словами: «буржуа», «наемный рабочий», «класс», «сословие».
Учащиеся получают карточки со словами: банкир, владелец мануфактуры, торговец, работник мануфактуры, батрак, арендатор, фермер, крепостной крестьянин, дворянин (живет за счет труда крепостных крестьян), дворянин (ведет хозяйство по-новому: сдает землю в аренду или использует труд батраков), бродяги и нищие. Необходимо поместить эти слова под нужной табличкой.
Результат выполнения задания:
Сословие | Класс |
Буржуа | Наемный рабочий |
Дворянин (живет за счет труда крепостных крестьян) Крепостной крестьянин | Банкир Владелец мануфактуры Торговец Арендатор Фермер дворянин (ведет хозяйство по-новому: сдает землю в аренду или использует труд батраков) | Работник мануфактуры Батрак |
Примечание. Трудность вызывает табличка «бродяги и нищие». Дети не знают куда ее поместить, и лишь немногие догадываются, что никуда ее помещать не нужно. Эти люди были выброшены из общества. Против них было и все общество, и государство, которое не решало их проблемы, а только ужесточало законы.
Вывод: в раннее Новое время одновременно существуют и сословия, и классы. Людей, принадлежащих к классам становится все больше. Поэтому можно предположить, что в индустриальную эпоху сословия исчезнут совсем, а останутся только классы.
III. Подведение итогов. Рефлексия.