СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Европейское общество в раннее Новое время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ

Просмотр содержимого документа
«Европейское общество в раннее Новое время»

7 класс история Нового времени

Тема: «Европейское общество в раннее Новое время»

Цель предметная:

  • определить положение основных слоев общества в раннее Новое время

  • показать различия между сословием и классом


Цель метапредметная:

  • формирование умения решать социальные проблемы.


I. Введение.


Вариант диалога.

Учитель: перед вами изображения. Я предлагаю вам определить, кто эти люди?

Ученики: это представители разных слоев общества.

Учитель: правильно. А теперь попробуйте назвать мне кто и к какому слою общества принадлежит.

Ученики: капиталисты-предприниматели, дворяне, крестьяне и наемные рабочие.

Учитель: тогда назовите тему урока.

Ученики: общество в раннее Новое время.

II. Европейское общество в раннее Новое время

Далее диалог учителя и учеников строится по предложенному алгоритму. Учитель задает вопрос, а ученики дают ответ. Если ученики уже знакомы с этим видом работы, тогда и задавать вопросы и отвечать на них будут сами ученики.

Время: XVI век. Раннее Новое время.

Место: Европа

«Герои»:

  • Буржуа

  • Дворянин

  • Наемный рабочий

  • Крестьянин

Желания:

  • Буржуа хочет получить максимальную прибыль

  • Дворянин хочет увеличить земельные владения.

  • Наемный рабочий хочет высокую заработную плату и хорошие условия труда

  • Крестьянин хочет получить личную свободу и землю.

Конфликты:

  • Буржуа хочет получить максимальную прибыль. Наемный рабочий хочет высокую заработную плату и хорошие условия труда

  • Дворянин хочет увеличить земельные владения. Крестьянин хочет получить личную свободу и землю.

Проблемы:

  • Буржуа хочет получить максимальную прибыль за счет сокращения заработной платы и сохранения тяжелых условий труда и быта рабочих, но это противоречит интересам рабочих. Как быть?

  • Дворянин хочет увеличить земельные владения за счет крестьянских наделов, но крестьянин хочет получить личную свободу и землю. Как быть?


Задание 1. Предложите собственный вариант решения проблем.

Предполагаемый результат выполнения задания:

Буржуа повышает заработную плату и улучшает условия труда и быта рабочих. Рабочий, получив хорошую зарплату, сможет лучше питаться, а улучшение условий труда и быта сделает его труд занятием более приятным. Тем самым повысится производительность труда, увеличится объем выпускаемой продукции, и прибыль предприятия станет более высокой.

Самый безболезненный вариант решения земельного вопроса – это предоставление участков земли в колониях всем желающим: и дворянам, и крестьянам.

Задание 2. Используя материалы § 5 учебника (Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс. – М: Просвещение, 2013), ответьте на вопрос: как решались эти проблемы в раннее Новое время?

Предполагаемый результат выполнения задания:

Учащиеся ответят, что эти проблемы не решались вообще, либо решались в пользу буржуа и дворян. Можно определить причины этой ситуации и предположить последствия.

Возможный вариант диалога.

Учитель: мы рассмотрели положение основных социальных групп, но в обществе имеются и подгруппы. На доске вы видите два слова: сословие и класс. С каким из них вы уже знакомы?

Ученики: сословие.

Учитель: что оно обозначает?

Ученики: сословие – это группы людей, которые имеют одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству.

Учитель: в раннее Новое время появляются классы. Предположите, что обозначает это слово.

Ученики: скорее всего, это слово имеет значение обратное слову «сословие».

Учитель: правильно. А почему вы так думаете?

Ученики: все, что появляется в Новое время, противоречит представлениям, сложившимся в средневековье.

Учитель: так что же обозначает это слово.

Ученики: класс – это группа людей, чье положение в обществе не передается по наследству.

Учитель: абсолютно верно. Принадлежность к тому или иному классу и положение в обществе определяется только той собственностью, которой владеет человек.

Задание 2. На доске таблички со словами: «буржуа», «наемный рабочий», «класс», «сословие».

Учащиеся получают карточки со словами: банкир, владелец мануфактуры, торговец, работник мануфактуры, батрак, арендатор, фермер, крепостной крестьянин, дворянин (живет за счет труда крепостных крестьян), дворянин (ведет хозяйство по-новому: сдает землю в аренду или использует труд батраков), бродяги и нищие. Необходимо поместить эти слова под нужной табличкой.

Результат выполнения задания:

Сословие

Класс

Буржуа

Наемный рабочий

Дворянин (живет за счет труда крепостных крестьян)

Крепостной крестьянин

Банкир

Владелец мануфактуры

Торговец

Арендатор

Фермер

дворянин (ведет хозяйство по-новому: сдает землю в аренду или использует труд батраков)

Работник мануфактуры

Батрак


Примечание. Трудность вызывает табличка «бродяги и нищие». Дети не знают куда ее поместить, и лишь немногие догадываются, что никуда ее помещать не нужно. Эти люди были выброшены из общества. Против них было и все общество, и государство, которое не решало их проблемы, а только ужесточало законы.

Вывод: в раннее Новое время одновременно существуют и сословия, и классы. Людей, принадлежащих к классам становится все больше. Поэтому можно предположить, что в индустриальную эпоху сословия исчезнут совсем, а останутся только классы.

III. Подведение итогов. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!