СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Европейское чудо

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Европейское чудо»

Конспект урока по теме «Европейское чудо».

История Нового времени. 8 класс.

Основные понятия и термины: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  1. Европа становится лидером мира.

  2. Рост населения.

  3. Наступление капитализма.

  4. Транспортная революция.

  5. Торговля преображает мир.

Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

(Слайд 1) Сегодня мы с вами переходим к изучению курса всеобщей истории 8 класса. Этот исторический период мы будем изучать с вами до конца учебного года.

К концу XVII в. привычный миропорядок начинает стремительно меняться. (Слайд 2 план урока) Одно из наиболее могущественных государств, раскинувшееся сразу на трёх континентах, теряет свою мощь и влияние. Что это за государство? (Ответ) Как только Османская империя утратила свое положение на континенте, это сразу открыло дорогу европейским государствам.

Государства Востока, переживших пик своего развития на рубеже XVI-XVII вв. В конце XVII в. они также начинают приходить в упадок. Этому немало способствовало событие, укрепившее и расширившее связи Европы с другими континентами. Что это за событие? (Открытие новых территорий)

Открытие новых территорий привело к началу формирования… (Колоний. Объяснить термин.) Какие страны были в этом первые? Выгодно ли было иметь колонии?

Чем активнее начинает развиваться заморская торговля, тем активнее страны начинают конкурировать друг с другом, желая иметь исключительное право на производство, торговлю или владение какой-либо землей. Какое положение стремится занять в конкурентной борьбе за рынки сбыта? (Монопольное)

Подобные экономические изменения подталкивали государства вести принципиально новую политику, способствующую защите отечественного производства. Какие виды экономической политики вы знаете? Подсказка: Петр I также использовал подобные меры для поддержания отечественного производителя. (Меркантилизм и протекционизм)

Идеи, зародившиеся в XVII в. получат свое развитие в XVIII в. Например, данные известные деятели создадут идейное течение, изменившее всю Европу. Родоначальниками какой эпохи стали эти деятели? (Просвещение). А кто из русских монархов вел переписку с деятелями Просвещения? (Екатерина II)

И так, на рубеже XVII-XVIII вв. центр экономического развития смещается в Европу. Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? Что мы должны сегодня понять?

Почему произошло так называемое «европейское чудо»? Что на это повлияло?

3. Изучение нового материала.

(Сл.3) Примерно до XVII в. Европа экономика Европы не была такой развитой. Во многих отраслях Восток (особенно Китай) опережал ее по темпам развития, и лишь только к XVIII в. Она смогла накопить тот потенциал, который обеспечил ей начало экономического роста. Начинается активный переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу. Что это за процесс? (Модернизация)

Давайте мы с вами обозначим, какие основные факторы влияют на развитие государства. (Географические, политические). А из того, о чем мы говорили ранее, какие факторы мы можем привести? (Великие географические открытия, Реформация). А могут ли повлиять на модернизацию научные достижения? (Ответы) Происходит научная революция. Человек стал активно познавать окружающий мир и законы, по которым этот мир существует. Изменяется общественная жизнь.

(Сл.4-5) Для Средних веков характерна ситуация, когда при высокой рождаемости присутствует и высокая смертность, но с развитием науки и медицины смертность сокращается и общая численность населения постепенно растет. Происходит самая настоящая демографическая революция. Чтобы наглядно в этом убедиться, проанализируйте информацию, которая дана вам на Слайде 5 и сделайте вывод. (Ответы учеников). Не все современники положительно оценивали рост населения. Появляется теория мальтузианства (от имени англичанина Томаса Мальтуса), который говорил о том, что из-за постоянно увеличивающегося населения Европе просто скоро будет нечего есть. Как мы видим, его прогнозы не сбылись. (Сл.6)

В XVIII в. ускоряются те процессы, которые начались еще в ранее Новое время. (Сл.7) Увеличивается количество денег как у производителей, так и у покупателей. Повышается качество жизни населения, причем не только в городах, но и в деревнях. У предпринимателей особую популярность приобретает капиталистический метод ведения хозяйства – использование наемного труда, вкладывание прибыли обратно в производство. Быстрее других богатела Англия. Давайте проанализируем текст на стр. 14-16 об успехах английского капитализма. (Сл.8)

1. Объясните понятие аграрная революция.
2. Объясните понятие промышленная революция.
3. В чем отличие фабрики от мануфактуры?

(Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы)

Какие вы можете назвать мне современные транспортные средства? (Ответы) Транспортные средства могут повлиять на развитие экономики? (Ответы) И так, в начале XVIII в. ситуация с транспортом остается практически без изменений. Для путешествий, перевозки чего-либо применяется гужевой транспорт или же по рекам и каналам, если это позволяла география страны. Например, расстояние в 100 км всадник мог преодолеть за день, и это было его пределом. Сейчас мы легко преодолевает тысячи километров за считанные часы.

(Сл.9) Осуществить транспортную революцию первой взялась также Англия. Она стала строить платные дороги (оплата шла на поддержание их в хорошем состоянии), а также строить и улучшать водные каналы.

(Сл.10) Как мы уже сказали, развитие транспорта сильно повлиял на экономику, а конкретно на торговлю. Во много раз возрастает экспорт и импорт европейских государств, как и между друг другом, так и между континентами (вопрос об объяснении терминов). Торговля теперь выражается не только в товарах, но и в ценных бумагах, которые продаются на бирже. Именно в XVIII в. возникает такое понятие, как «треугольная торговля». На стр. 19-20 учебника изучите, что подразумевается под этим термином. Да, это абсолютно позорная страница английской истории, связанная с работорговлей, в XVIII продолжает набирать обороты.

4. Рефлексия.

И так, мы проделали отличную работу. Теперь мы можем ответить на вопрос, почему произошло «европейское чудо»? (Ответы учеников) Верно, все перечисленные причины и события в последствии позволили Европе выйти на первое место во всем мире и на протяжении практически 2-х веков определять положение дел и расстановку сил в мире.

(Ученики получают карточки Приложение)

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание. (Сл.11)

§ 1 читать, пересказывать, индивидуальная подготовка сообщение (опережающее задание) о философах: И.Кант, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескьё, Вольтер.



Приложение

  1. Модернизация - _______________________________________________

  2. Демографическая революция -___________________________________
    _____________________________________________________________

  3. Какая страна была самой передовой в Европе? _________________



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!