СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ЭВФОНИ́Я - СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (звуковая инструментовка)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ЭВФОНИ́Я - СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (звуковая инструментовка)"»

ЭВФОНИ́Я -  СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ звуковая инструментовка

ЭВФОНИ́Я - СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

звуковая инструментовка

Эпиграф  Всматривайтесь в малое  и вы увидите великое…

Эпиграф

Всматривайтесь в малое

и вы увидите великое…

 Мы живем в мире звуков.  Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон.  Звуки создают образы.  Комбинации звуков оказывают эмоциональное воздействие на собеседника.

Мы живем в мире звуков.

Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон.

Звуки создают образы.

Комбинации звуков оказывают эмоциональное воздействие на собеседника.

 В поэзии, да и в прозе используется эвфония -   приемы усиления фонетической выразительности речи .  Речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску .  В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе»

В поэзии, да и в прозе используется эвфония -   приемы усиления фонетической выразительности речи .

Речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску .

В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе»

Произнесите первый слог слова  ЛЮБОВЬ ЛЮ Обратите внимание как складываются губы.  На что это похоже?

Произнесите первый слог слова

ЛЮБОВЬ

ЛЮ

Обратите внимание как складываются губы.

На что это похоже?

ЛЮ

ЛЮ

Произнесите второй слог слова  ЛЮБОВЬ БОВЬ Обратите внимание как произносится . На что это похоже?

Произнесите второй слог слова

ЛЮБОВЬ

БОВЬ

Обратите внимание как произносится .

На что это похоже?

 ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ

 ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ

Произнесите и сравните два слова с точки зрения звучания МАМА  МАТЬ

Произнесите и сравните два слова с точки зрения звучания

МАМА

МАТЬ

Произнесите и сравните два слова с точки зрения звучания МАМА открытые слоги МАТЬ закрытый слог

Произнесите и сравните два слова с точки зрения звучания

МАМА

открытые слоги

МАТЬ

закрытый слог

 И чем больше звуков вовлекается в «перекличку» , чем чаще они повторяются, тем ярче визуальный образ они создают.

И чем больше звуков вовлекается в «перекличку» , чем чаще они повторяются, тем ярче визуальный образ они создают.

 Наследников сердитый хор заводит непристойный спор    А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Наследников сердитый хор заводит непристойный спор  

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

 На с ле д ников с е рд итый х о р   з а в о д ит не пр и ст ойный сп о р    Произнесите выделенные согласные. На что это похоже?

На с ле д ников с е рд итый х о р   з а в о д ит не пр и ст ойный сп о р  

Произнесите выделенные согласные. На что это похоже?

 На с ле д ников с е рд итый х о р   з а в о д ит не пр и ст ойный сп о р    Произнесите выделенные согласные. На что это похоже?

На с ле д ников с е рд итый х о р   з а в о д ит не пр и ст ойный сп о р  

Произнесите выделенные согласные. На что это похоже?

 Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн.  Близко буря. В берег бьется.  Чуждый чарам черный челн…  К.Бальмонт «Челн томленья»

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется. Чуждый чарам черный челн…

К.Бальмонт «Челн томленья»

 Математически осознанно выбран повтор каждого согласного  В е ч ер . Вз морье. Вз дохи в етра.  В е л ича в ый в о з глас в о л н.  Бл и з ко б у р я. В б е р ег б ьется.  Ч уж д ый ч арам ч е р ный ч елн …

Математически осознанно выбран повтор каждого согласного

В е ч ер . Вз морье. Вз дохи в етра. В е л ича в ый в о з глас в о л н. Бл и з ко б у р я. В б е р ег б ьется. Ч уж д ый ч арам ч е р ный ч елн …

 В е ч ер . Вз морье. Вз дохи в етра.  В е л ича в ый в о з глас в о л н.

В е ч ер . Вз морье. Вз дохи в етра. В е л ича в ый в о з глас в о л н.

 Бл и з ко б у р я. В б е р ег б ьется.  Ч уж д ый ч арам ч е р ный ч елн …

Бл и з ко б у р я. В б е р ег б ьется. Ч уж д ый ч арам ч е р ный ч елн …

 АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (лат. ad — к, при и littera — буква) — стилистический прием, заключающийся в повторении однородных звуков ( согласных ) в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха, его образность Широко использовалась символистами. Также широко распространена в народном творчестве.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (лат. ad — к, при и littera — буква) — стилистический прием, заключающийся в повторении однородных звуков ( согласных ) в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха, его образность

Широко использовалась символистами. Также широко распространена в народном творчестве.

Аллитерация Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.  Ж

Аллитерация

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Ж

 Морозом выпитые лу ж и  хр у ст ят и  хр у пк и, как  хр у ст аль  (И. Северянин)

Морозом выпитые лу ж и хр у ст ят и  хр у пк и, как  хр у ст аль (И. Северянин)

М а рш , м а рш — м а ш е м  ф ла г о м , М а рш и р уе м на па р а д …..

М а рш , м а рш — м а ш е м ф ла г о м ,

М а рш и р уе м на па р а д …..

Эксперимент УИ ЕОО ЕАО  Упущены согласные, гласные оставлены Прочитайте 3 слова

Эксперимент

  • УИ
  • ЕОО
  • ЕАО

Упущены согласные, гласные оставлены

Прочитайте 3 слова

Эксперимент ПШКН ЛРМТВ НКРСВ  Упущены гласные, согласные оставлены Прочитайте 3 слова

Эксперимент

  • ПШКН
  • ЛРМТВ
  • НКРСВ

Упущены гласные, согласные оставлены

Прочитайте 3 слова

ПуШКиН ЛеРМоТоВ НеКРаСоВ Вывод:
  • ПуШКиН
  • ЛеРМоТоВ
  • НеКРаСоВ

Вывод:

 Согласные дают больше информации.  С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных , стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова .  Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных.  Так, возможна аллитерация на   д — т  или  з — с   и т. д.

Согласные дают больше информации.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных , стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова .

Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных.

Так, возможна аллитерация на 

д — т  или  з — с   и т. д.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Прочитайте гласные. Какой образ вам представился? Б у р я  мгл ою  неб о  кр ое т, В и хр и сн е жн ые кр у т я ; Т о , к а к зв е рь, о н а з а в ое т, Т о з а пл а ч е т, к а к д и т я …

Прочитайте гласные. Какой образ вам представился?

Б у р я  мгл ою  неб о  кр ое т,

В и хр и сн е жн ые кр у т я ;

Т о , к а к зв е рь, о н а з а в ое т,

Т о з а пл а ч е т, к а к д и т я …

Выпишите гласные. Какой образ вам представился? Б у р я  мгл ою  неб о  кр ое т, В и хр и сн е жн ые кр у т я ; Т о , к а к зв е рь, о н а з а в ое т, Т о з а пл а ч е т, к а к д и т я …

Выпишите гласные. Какой образ вам представился?

Б у р я  мгл ою  неб о  кр ое т,

В и хр и сн е жн ые кр у т я ;

Т о , к а к зв е рь, о н а з а в ое т,

Т о з а пл а ч е т, к а к д и т я …

АССОНА́НС (франц. assonance, от лат. assono — откликаюсь) — 1) Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков . Наиболее ярко ассонанс наблюдается в песне  
  • АССОНА́НС (франц. assonance, от лат. assono — откликаюсь) — 1) Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков .

Наиболее ярко ассонанс наблюдается в песне

 

Где-т о т ааа м  За окн ооо м  Х о дит зим ааа . С ее т сн е г, Б е лый сн е г, Н о чь ююю и дн еее м. И меня т и ш и ной Свод и т с у м ааа , И о п я ть не у сн у ть  В д о ме п у ст ооо м… Т иии х ооо ... С а в а н о м б е лым… Вь ююю г а … Д о м м о й укр о й. Гд еее -т о  ты з а сып ае шь. Гд еее- т ооо , н о не с о мн о й.

Где-т о т ааа м

За окн ооо м

Х о дит зим ааа .

С ее т сн е г,

Б е лый сн е г,

Н о чь ююю и дн еее м.

И меня т и ш и ной

Свод и т с у м ааа ,

И о п я ть не у сн у ть

В д о ме п у ст ооо м…

Т иии х ооо ...

С а в а н о м б е лым…

Вь ююю г а …

Д о м м о й укр о й.

Гд еее -т о

ты з а сып ае шь.

Гд еее- т ооо ,

н о не с о мн о й.

 Символисты считали, что всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы . Они приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение  Звук [ р ] - ясно говорит о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.   [ л ] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.  [ н ] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:  [ д ] и [ т ] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.  [ м ]- о милом, мягком, о матери, о море.  [ а ]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.  [ о ]- высокое, голубое, лоно  [ и ] - близкое, низкое, стискивающее

Символисты считали, что всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы . Они приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение

Звук [ р ] - ясно говорит о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

  [ л ] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

[ н ] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

[ д ] и [ т ] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

[ м ]- о милом, мягком, о матери, о море.

[ а ]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

[ о ]- высокое, голубое, лоно

[ и ] - близкое, низкое, стискивающее

 Звукопись   иначе называют инструментовкой  и понимают этот стилистический прием как звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность, создающие ассоциативные образы .

Звукопись

иначе называют инструментовкой

и понимают этот стилистический прием как звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность, создающие ассоциативные образы .

Отгадайте загадку: Ходит щучк а по заводи, и ще т щучк а тепла гне зда , где бы щучк е трава гу ст а.

Отгадайте загадку:

Ходит щучк а по заводи, и ще т щучк а тепла гне зда , где бы щучк е трава гу ст а.

Последние лучи заката  Ле ж ат на поле с ж атой р ж и.  Д р емотой ро з овой объята  Трава неко ш еной ме ж и. Ни ветерка, ни крика птицы,  Над ро щ ей — кра с ный ди с к луны,  И замирает пе с ня ж ни ц ы  С реди ве ч ерней ти ш ины.
  • Последние лучи заката Ле ж ат на поле с ж атой р ж и. Д р емотой ро з овой объята Трава неко ш еной ме ж и.
  • Ни ветерка, ни крика птицы, Над ро щ ей — кра с ный ди с к луны, И замирает пе с ня ж ни ц ы С реди ве ч ерней ти ш ины.
Синенькая юб о чк а, Ленто чк а в косе: Кто не знает Люб о чк у? Люб у знают все…

Синенькая юб о чк а,

Ленто чк а в косе:

Кто не знает Люб о чк у?

Люб у знают все…

Дево чк и на пра здн ике  Со б е рутс я в к руг .  Как танцует Л юб о чк а!  Лучш е всех по др у г . Кр у ж и тс я и юб очка  И ленто чк а в косе,  Все глядят на Люб очку,  Ра ду ю тс я все.
  • Дево чк и на пра здн ике Со б е рутс я в к руг . Как танцует Л юб о чк а! Лучш е всех по др у г .
  • Кр у ж и тс я и юб очка И ленто чк а в косе, Все глядят на Люб очку, Ра ду ю тс я все.
Синенькая юб о чк а, Ленто чк а в косе: Кто не знает Люб о чк у? Люб у знают все…

Синенькая юб о чк а,

Ленто чк а в косе:

Кто не знает Люб о чк у?

Люб у знают все…

 Звукоподражательные слова тоже помогают создать образ. Отгадайте загадку:  Пошел по тух-тухту , взял с собой тав-тавт у, нашел я на храп-тахту , кабы не тав-тавта , съел бы меня храп-тахта . (В.И.Даль).

Звукоподражательные слова тоже помогают создать образ. Отгадайте загадку:

Пошел по тух-тухту , взял с собой тав-тавт у, нашел я на храп-тахту , кабы не тав-тавта , съел бы меня храп-тахта .

(В.И.Даль).

тух-тухт

тух-тухт

тав-тавт

тав-тавт

храп-тахт

храп-тахт

тав-тавт

тав-тавт

Спасла тав-тавт мужика от храп-тахт

Спасла тав-тавт мужика от храп-тахт

 Зачем Пушкин использует ассонанс (повторяет гласный е) ?  За н е в е стою сво е й  Корол е вич Елис е й  М е жду т е м по св е ту скач е т.  Н е т как н е т! Он г о рько плач е т… А.С.Пушкин «Сказка о мертвой…»

Зачем Пушкин использует ассонанс (повторяет гласный е) ?

За н е в е стою сво е й Корол е вич Елис е й М е жду т е м по св е ту скач е т. Н е т как н е т! Он г о рько плач е т…

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой…»

 За н е в е стою сво е й  Корол е вич Елис е й  М е жду т е м по св е ту скач е т.  Н е т как н е т! Он г о рько плач е т…

За н е в е стою сво е й Корол е вич Елис е й М е жду т е м по св е ту скач е т. Н е т как н е т! Он г о рько плач е т…

Эвфония — это благозвучие (или намеренное неблагозвучие) фонетического уровня поэзии. ЭВФОНИ́Я (греч. εὐφωνία — благозвучие) — звуковая организация художественной речи , приобретающая особенное значение в стихах, их фонический состав. К явлениям эвфонии относятся все виды звуковых повторов , которые используются либо в качестве обязательных сквозных компонентов произведения, либо в качестве факультативных, непериодически возникающих в тексте.
  • Эвфония — это благозвучие (или намеренное неблагозвучие) фонетического уровня поэзии.
  • ЭВФОНИ́Я (греч. εὐφωνία — благозвучие) — звуковая организация художественной речи , приобретающая особенное значение в стихах, их фонический состав.
  • К явлениям эвфонии относятся все виды звуковых повторов , которые используются либо в качестве обязательных сквозных компонентов произведения, либо в качестве факультативных, непериодически возникающих в тексте.
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. А.С. Пушкин «Полтава»

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

А.С. Пушкин «Полтава»

Т и х а у кр аи нск ая н о ч ь. Пр о зр а чн о н е б о. Зв е зд ы бл е щ у т . Св оей др е м о т ы пр е в о зм о ч ь Не х о ч е т  в о зд у х

Т и х а у кр аи нск ая н о ч ь.

Пр о зр а чн о н е б о. Зв е зд ы бл е щ у т .

Св оей др е м о т ы пр е в о зм о ч ь

Не х о ч е т в о зд у х

. Т и х а  у кр аи нск ая н о чь. Пр о зр а чн о н е б о . Зв е зд ы бл е щ у т. Св ое й др е м о т ы пр е в о зм о чь Н е х о ч е т в о зд у х.

.

Т и х а у кр аи нск ая н о чь.

Пр о зр а чн о н е б о . Зв е зд ы бл е щ у т.

Св ое й др е м о т ы пр е в о зм о чь

Н е х о ч е т в о зд у х.

 Упражняясь в звукописи , можно развить внимание, память, расширить словарный запас, почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова. Процесс игры со звуками затягивает, позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов. Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.

Упражняясь в звукописи , можно

развить внимание, память,

расширить словарный запас,

почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ,

стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс игры со звуками затягивает, позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.

Важнейшая задача литературного образования- обогащение духовного мира в приобщении к литературе как искусству слова. Это возможно, если произведение воспринимается адекватно авторской мысли.

Важнейшая задача литературного образования- обогащение духовного мира в приобщении к литературе как искусству слова.

Это возможно, если произведение воспринимается адекватно авторской мысли.

Т. Сильман утверждал, что стихотворения- «это концерт для смысла с оркестром ». Наша цель: научить детей свободно ориентироваться в этих понятиях, умело оперировать ими, учитывать их изобразительно-выразительные функции.

Т. Сильман утверждал, что стихотворения- «это концерт для смысла с оркестром ». Наша цель: научить детей свободно ориентироваться в этих понятиях, умело оперировать ими, учитывать их изобразительно-выразительные функции.

 Мазурка раздалась. Бывало  Когда гремел мазурки гром  В огромной зале все дрожало,  Паркет трещал под каблуком,  Тряслися, дребезжали рамы….    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Мазурка раздалась. Бывало Когда гремел мазурки гром В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы….

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Мазу рк а р а зд ала с ь. Бывало  К о гд а гр емел ма з у рк и гр о м  В о гр о мн ой з але в с е др о ж ало,  П а рк е т  тр е щ ал по д  к а бл у к ом,  Тр я сл и с я, др е б е зж али р амы….

Мазу рк а р а зд ала с ь. Бывало К о гд а гр емел ма з у рк и гр о м В о гр о мн ой з але в с е др о ж ало, П а рк е т тр е щ ал по д к а бл у к ом, Тр я сл и с я, др е б е зж али р амы….

 Мазу рк а р а зд ала с ь. Бывало  К о гд а гр емел ма з у рк и гр о м  В о гр о мн ой з але в с е др о ж ало,  П а рк е т  тр е щ ал по д  к а бл у к ом,  Тр я сл и с я, др е б е зж али р амы ….    (А.С.Пушкин)

Мазу рк а р а зд ала с ь. Бывало К о гд а гр емел ма з у рк и гр о м В о гр о мн ой з але в с е др о ж ало, П а рк е т тр е щ ал по д к а бл у к ом, Тр я сл и с я, др е б е зж али р амы ….

(А.С.Пушкин)

Поэзия есть внутренняя Музыка,  внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо,  стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих. К.Д. Бальмонт

Поэзия есть внутренняя Музыка,

внешне выраженная размерною речью.

Слово есть чудо,

стих - волшебство.

Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

К.Д. Бальмонт


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!