СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в лирике А.Блока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает учителю  в процессе работы показать значение образа России в лирике Блока, проследить эволюцию взглядов поэта на данную тему. 

Просмотр содержимого документа
««Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в лирике А.Блока.»

МОУ СОШ № 6

пос. Затеречный




Конспект урока литературы

в 11 классе по теме:

«Это всё – о России» (Блок)

(«Тема Родины

в лирике А.Блока»).




Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 6 пос. Затеречный

Нефтекумского района

Краюшкина И.В.




Урок в 11 классе

«Это всё – о России» (Блок)

Тема Родины в лирике А.Блока.


Цели урока:

- показать значение образа России в лирике Блока, проследить эволюцию взглядов поэта на данную тему;

- совершенствовать умения анализировать поэтические произведения;

- нравственно-патриотическое воспитание.


Оборудование:

- мультимедийная презентация к уроку;

- портрет А.Блока;

- тексты стихотворений.


Методические приёмы:

- лекция с элементами беседы;

- анализ стихотворений.


Ход урока.


I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели

Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел или воспел Россию?” Отсюда вытекает тема урока – “Тема Родины в творчестве А. Блока”.

словарная работа

Объясните значение слов : отпел - ?

Воспел - ?


  1. Вступительное слово.

"Стоит передо мной моя тема, тема о России..." (А. Блок)

Лирика А. Блока - явление уникальное в русской культуре. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом "пути". На эту ее особенность указывал и сам А. Блок.

Тема родины, России - сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. "Это все - о России", - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща. Однако наиболее целеустремленно он обратился к воплощению этой темы в период реакции. В письме Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: "Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь..."

2. Образ России в раннем творчестве поэта ("Гамаюн, птица вещая")

"Россия здесь не государство, не национальное целое, не отечество, а некое соединение, постоянно меняющее свой внешний образ, текучее... и, однако, не изменяющееся в чем-то самом основном... Наиболее близко определяют это понятие слова: "народ", "народная душа", "стихия", но каждое из них отдельно все-таки не исчерпывает всего музыкального смысла слова "Россия".

С самого раннего творчества Блок не часто, но обращался к реальной жизни и истории России. С этого он, собственно, начал свой путь, осмыслив картину Виктора Михайловича Васнецова "Гамаюн" как образ России, идущей вперед сквозь иго татар, голод, казни...

Первое стихотворение, которое юный Блок счел достойным публикации - "Гамаюн, птица вещая" (1899), уже было "о России" и содержало не столько описание картины Васнецова с элементами стилизации славянского фольклора, воспоминания о татарском иге, опричнине, Смутном времени, сколько темное еще и для самого автора пророчество о "судьбе России", а отчасти и о судьбе блоковской музы:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных...

Россия ранней лирики - идеальная, полусказочная, более всего связанная с "детским" Пушкиным и Аксаковым, с легендой о Глубинной-голубиной книге, с теремом Царевны, еще напоминающим декорации к операм Римского-Корсакова.

Истинный образ "блоковской России" начинает формироваться в творчестве Блока 1905- 1906 годов.



3. Формирование образа "блоковской России" в творчестве 1905 - 1906 гг. ("Осенняя воля", "Русь")

В годы революции тема современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом, придавая новое направление его творчеству.

В 1905 г. он пишет стихотворение "Осенняя воля".
Поэт пытается понять грядущее родины, определить свое место в ее истории, приобщиться к народной жизни "тысячеокой" России с ее тайной мистической душой, непостижимой внутренней силой.


"Разгулялась осень в мокрых долах..." - писал поэт с проникновенной любовью о "нищей и родной Руси" в стихотворении "Осенняя воля". Но образ Руси у Блока еще мифологизирован. Русь - это таинственная страна с ее дебрями, ворожбой, колдунами и демонами:

Ты и во сне необычайна... "Русь"


/Чтение стихотворения "Русь" наизусть/

- В каком году появилось стихотворение? В какую книгу лирики вошло?

- В 1906 году появляется стихотворение «Русь», которое входит во вторую книгу лирики Блока.


- В чём особенности построения стихотворения?


- Первая строфа стихотворения настраивает на интонацию преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна,/ Твоей одежды не коснусь». Обратим внимание на кольцевую композицию стихотворения: две заключительные строки почти повторяют первые строки: «Она и в снах необычайна./ её одежды не коснусь».


- Какой мы видим Русь?

- Русь представляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками,/ И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями,/ и с мутным взором колдуна…». Здесь и «ночные хороводы / Под заревом горящих сёл», и «ведуны с ворожеями», и «ведьмы тешатся с чертями», и «преданья старины», и пути и распутья, измождённые «живой клюкой» (то есть разбитые посохами странников и богомольцев).


- Здесь один из излюбленных блоковских мотивов – мотив вьюги. Что он сопровождает?


- Он сопровождает колдовской образ девушки, которая «на злого друга / Под снегом точит лезвие».


- В каких строках исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения?


- Следующие строфы как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения: «И сам не понял, не измерил,/ Кому я песни посвятил,/ В какого бога страстно верил,/ Какую девушку любил».


- В каких строках звучит благодарность за спасение души? Кого благодарит лирический герой?

И дальше – благодарность за спасение души: «Живую душу укачала,/ Русь, на своих просторах ты,/ И вот – она не запятнала/ Первоначальной чистоты».


Вывод:

Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива.

В такой трактовке образа России сказывалась связь Блока с концепциями "народной души" символистов, их интересами к народной демонологии, проявившимися в то время в поэзии К. Бальмонта, прозе А. Ремизова, музыке Лядова, Стравинского, живописи Врубеля. Расставаясь с прошлым, с образами ранней поэзии, Блок еще не может изжить чувства "незнания о будущем".


4. Цикл "На поле Куликовом..." (1908)

Способность России определять и отстаивать свою судьбу, свою волю с воодушевлением утверждается поэтом в цикле "На поле Куликовом" в 1908 году. Однако это произведение не только историческое, поэт славит ратный подвиг русичей в XIV в., но не менее важна для него проекция грандиозной битвы на современность.

В примечании к прижизненному изданию цикла Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".


1.Единство пространства, времени, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…


И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Блок показывает Россию как великую стану на перепутье между Востоком и Западом, говорит о её противоречиях, о её величии, её избранности (продолжая традиции Тютчева). Родина не мать, но жена: «О, Русь моя! Жена моя! До боли/ Нам ясен путь!».


2. Речь идёт от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая». Образы у Блока обладают фолософской глубиной, символы приобретают новые смыслы. Образ пожара особенно страшен, потому что он «тихий» - может быть, долгий, постоянный, неугасимый.

А в строфе:

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.-

и смысл победного движения (белый конь-конь победителя), и картина летящего в небе всадника, напоминающего Георгия Победоносца, и воплощение души погибшего воинства. И души самого поэта.


5. Стихотворение «Россия».

Чтение стихотворения.


- С каким стихотворением перекликается «Россия»?



- Отчётливо видна перекличка с «Русью». Начинается часто повторяющимся словом «опять». (Отмечаем слово “опять”: “Опять, как в годы золотые…” Что оно означает? Всё это уже было давно — и вновь повторяется.)

- Как меняется образ Руси-тройки?

Образ Руси-тройки Блок переосмысливает: уже нет стремительности движения. Его замедляют неспешный ритм и обилие многоточий. Образ дороги проходит через всё произведение.

Как вы понимаете фразу: “И крест свой бережно несу”?

- Крест — символ страдания одного человека за всех.


Какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах?

- Блок создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить “разбойную красу” России. Выражение “прекрасные черты” напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.


Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

Какие антитезы вы видите в последней строфе?

“Даль дорожная” — нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется “мгновенному взору”. “Глухая песня ямщика” — “звенит”! “Звенит тоской острожной”: за этой строкой — образ цепей, которыми скованы узники острога.

Какие образы вы могли бы назвать архетипическими?

- Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.

— Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приёма?

Обратим внимание на размер и рифмы. Четырёхстопный ямб не производит впечатления жёсткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.


В чём признаётся Блок России? Как?

- Он признаётся ей в любви, горькой и неизбежной, с большой силой и искренностью.


- Какие конкретные черты приобретает образ России?

- А ты всё та же – лес да поле. / да плат узорный до бровей.


- Какова же Россия Блока? Что такое Родина для поэта?


Итог урока:

- Вернемся к вопросу, поставленному перед нами в начале урока : А. Блок отпел или воспел Россию? (учащихся обосновывают свои ответы)


Домашнее задание:

1. выучить наизусть 1 стихотворение,

2. выполнить его анализ(письменно)

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!