СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Этимология названий диких животных, обитающих в Аургазинском районе Республики Башкортостан »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомившись с разделом русского языка «Этимология»,  интересно узнать, каково происхождение самых известных названий животных, обитающих в Аургазинском районе.

Изучение названий животных позволяет полнее представить историческое развитие языка.

 Рассматривая в работе исторические основы возникновения и формирования названий животных, можно  доказать, что русский язык живой, интересный, богатый, его история подогревает желание узнать побольше о жизни знакомых слов.

Просмотр содержимого документа
««Этимология названий диких животных, обитающих в Аургазинском районе Республики Башкортостан »»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Шланлы муниципального района Аургазинского района Республики Башкортостан




Научно-исследовательская

работа

«Этимология названий диких животных, обитающих в Аургазинском районе Республики Башкортостан.» 

 

Авторы: Ученики 7 класса Федорова Елизавета и Иванов Дмитрий


Руководитель: Игнатьева Алевтина Алексеевна

учитель русского языка и литературы











2020 г.


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность работы:

К выбору данной темы меня подтолкнул опрос «Знаю ли я этимологию названий животных?». Опрос проводился среди учащихся 6-7 классов МБОУ с.Шланлы. Всем были заданы следующие вопросы:

1)Знаете ли выкакие дикие животные обитают на территории Аургазинского района?

2) Знаете ли: откуда взялось то или иное название животных?

3)Встречали ли вы в наших лесах диких животных?

4)Знакомы ли вы с этимологическими словарями?

(вопросы анкеты – приложение №1)

1. В анкетировании участвовало 20 человек, 40% школьников знаютживотных, обитающих на территории Аургазинского района. 60% учащихсяимеют представление о живущих диких животных на территории Аургазов .

2. Среди участников опроса 25% знают этимологию названий животных,45%не знают этого и 30% не смогли ответить.

3.На вопрос: встречали ли вы в наших лесах диких животных-70% учеников ответили ,что встречали ,25 % не видели их в наших лесах ,и всего 5% не ответили.

4.На вопрос :знакомы ли вы с этимологическими словарями?

Среди участников опроса 25%-знакомы с этимологическими словарями,50%-нет,25 %- не ответили.


Можно сказать без ошибки, что объяснить происхождение большинства названий даже  ученым нелегко, а иногда и невозможно. А между тем история слова очень часто бывает весьма занимательной и заставляет задуматься, понять историю слова. Кроме того, изучение происхождения названий похожих слов может помочь при определении незнакомых слов, тем самым расширяет наш словарный запас.

Выводы:

На основе данной информации я изучила степень осведомлённости учеников об этимологии. Было выяснено, что большинство ребят не знают о животных Аургазинского района и не имеют представления о этимологии названий животных.И значит ее изучение – это необходимость.

И все-таки что же такое этимология? На страницах интернета есть много информации о термине «этимология», вот один из них:


Этимоло́гия — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов (устойчивых оборотов и реже морфем).


Из данного определения можно сделать вывод: этимологический анализ слова обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения. И мы должны знать этимологию слов. Хочу пробудить у ребят интерес к русскому языку и привить любовь к родной земле.

Объект исследования: процессы образования названий животных, обитающих на территории Аургазинского района

Предмет исследования:названия животных как единицы современного русского языка

Цель работы: формирование интереса к исследовательской деятельности.Изучение названий животных по способу их образования и определение их исторических основ.


Задачи исследования:


1)Провести опрос среди учащихся школы;

2)узнать,какие дикие животные обитают на территории Аургазинского района-посещение лесного хозяйства с.Толбазы

3) рассмотреть исторические основы возникновения и формирования названий животных;

4) познакомиться с существующими наиболее значимыми этимологическими словарями названий животных;

5) проанализировать и систематизировать этимологические знания учащихся 6-7 классов по теме исследования.

Гипотеза  исследования: знание и использование этимологического анализа названий животных способствует формированию познавательного интереса к истории языка, помогает усвоить правописание многих слов славянского происхождения.


Ожидаемые результаты:

1. Осознать себя, как человека, любящего родной край.

2. Познакомиться с этимологическими словарями.

3. Получить в ходе исследовательской работы новые лингвистические сведения



Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала науроках русского языка, природоведения, биологии ,краеведения, экологии, на занятиях кружка, а также при проведении праздников, посвящённых Дням славянской и тюркской письменности.



В ходе исследования я использовала следующие методы:анкетирование, фотографирование, поиск и сбор данных, обработка информации, анализ, осмысление.


Основная часть


Глава1


1.Дикие животные, обитающие на территории Аургазинского района


Какие же дикие животные обитают на территории Аургазинского района?Чтобы найти ответ на этот вопрос, я побывала в лесном охотничьем хозяйстве ,находящемсяв поселке Амзя Аургазинского района.

(Приложение№ 2)В ходе посещения встретилась с лесничим этого хозяйства - Семеновым Михаилом. Занимается он этим делом уже более 10 лет. В его хозяйстве обитают кабаны ,которые родом из Нефтекамска .Также он имеет своего барсука, которого лично поймал. Все знают ,что наступила зима- время, когда медведи и некоторые другие звери ложатся в спячку. Животные Михаила Семёнова: барсук и медведь Потап уснули 27 ноября ,и как предполагается ,проснутся только 23 апреля. Лесничий хозяйства мало осведомлен об этимологии названий животных Аургазинского района ,но хотел бы узнать побольше.


Исследуя свою тему мне удалось узнать в Аургазинском лесном хозяйстве сведения о диких животных,обитающих на территории района.(Приложение №3)По данным сведениям этого лесного хозяйства в лесах Аургазинского района водятся много диких животных: лось , косуля,

кабан,лиса,корсак,волк,заяц,куница,барсук,сурок,суслик,ласка,енотовидная собака ,рысь ,хорек, мышь,выдра ,бобёр .





2. Научная литература, раскрывающая тайны слов

 Каждое слово имеет своё происхождение. Изучением происхождения слов занимается наука этимология, основанная в XVII веке.

Этимоло́гия —раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов (устойчивых оборотов и реже морфем). В современном значении употребляется со второй половины XIX века. 

Какие же книги помогают раскрыть тайну слов?

Крупным по значению и объему научным словарем является “Этимологический словарь русского языка”, составленный заслуженным преподавателем 4-й Московской гимназии А.Г. Преображенским (1850-1918). Вначале он выходил отдельными выпусками в течение 1910-1914 гг. В последнем выпуске представлены слова нас, до слова сулея (“сосуд для вина, масла и т. п.”, “бутыль, особенно с широким горлом; плоская фляга”). Началась мировая война, издание словарных выпусков прекратилось, а в 1918 г. их автор умер. Но результаты его труда не исчезли, сохранились рукописи. После большого перерыва в “Трудах Института русского языка АН СССР” (М.- Л., 1949) был опубликован конец словаря (от т до я). Прошло еще десять лет. Только в 1959 г. весь изданный ранее материал был объединен и издан в двух вариантах (однотомном и двухтомном). К сожалению, словарь неполный. В нем нет слов на буквы ф и х, отсутствуют словарные статьи на букву с после слова сулея и первые словарные статьи на букву т (начинается со слова тело). Возможно, что эти статьи автор не успел написать или они были утеряны после его смерти.

Словарь А.Г. Преображенского, изданный более 40 лет тому назад, до сих пор не потерял своего научного значения: это один из важных справочников по происхождению многих слов русского языка. Ценность его в том, что автор приводит в словарной статье различные точки зрения на этимологию заглавного слова, если таковые существуют.Хотя этимологический словарь А.Г. Преображенского во многом устарел, однако к нему неизбежно приходится обращаться для проверки этимологии многих слов, так как в нем приводятся различные точки зрения и указывается соответствующая литература.

Макс Фасмер, немецкий ученый, всю жизнь посвятил составлению этимологического словаря русского языка. Многое пришлось ему перенести при выполнении поставленной задачи, но упорство и целеустремленность помогли преодолеть все трудности. Не один год М. Фасмер собирал материалы для задуманного словаря, делал многочисленные выписки из всевозможных публикаций, сверял результаты исследований различных ученых, сам проводил сравнения, сопоставления, предлагал свою этимологию отдельных слов.

На русский язык словарь М. Фасмера перевел русский языковед, известный своими фундаментальными работами, многочисленными статьями по этимологии, О.Н. Трубачев. Он подошел к переводу творчески. Во многих статьях дал свои дополнения, уточнения. Они заключены в квадратные скобки и заканчиваются первой буквой фамилии переводчика. О.Н. Трубачев значительно повысил ценность словаря, сделав во многих словарных статьях ссылки на литературу, которая появилась после опубликования словаря на немецком языке в Германии или была недоступна его автору (особенно редкие, преимущественно русские издания).

Самый распространенный современный этимологический словарь — это “Краткий этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, изданный в 1961 г. и переизданный в 1975 г. (3-е издание). Словарь адресован в основном учителям-словесникам. В нем объясняется происхождение свыше б тысяч наиболее употребительных слов. Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии.

С.И.Львова создала книгу, которая помогает школьникам не только узнавать происхождение некоторых слов, но правильно их писать – «Этимология на службе орфографии». А ещё есть приложения к учебникам  русского языка С.И.Львовой и В.В.Львова, где имеется этимологический словарь.

Интересно раскрывает историю происхождения названий животных Т.А.Максимова в своей книге «Животные в мифах и легендах античного мира».

В нашей речи широко используются названия животных, но происхождение этих названий полузабыто или совсем утрачено. Названия возникли в языке в глубокой древности, поэтому являются частью культуры народа. Они важны не только для биологов, но и для всех нас, потому что мы должны знать и любить свой язык.

 ГЛАВА 2.

ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЗВАНИЙ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

 

1. Секреты названий диких животных

 В лесах Аургазинского района водятся более 20 разнообразных диких зверей,

Слово «дикий», как считают ученые, того же корня, что и (диво, удивляться);в

древнерусском языке даже было слово «дивий» в значении «дикий».

Каковы же секреты названий диких животных? 

Волк.(Приложение №4)

Древнее слово «волк» некоторые исследователи переводят как «разрывающий, терзающий» (близкие слова – «валить», «валять», «волна»;  слово «волна» означает не только водяной вал, но и шерсть, оно сближается с древним индоевропейским корнем uel-, означающим «дергать, щипать, рвать». Другие исследователи считают, что слово «волк» связано с «волочить» (волк таскает, уволакивает домашний скот). «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел».

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

       В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Хитрость, ум, отвага серых хищников внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя – Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Вук, а у немцев – Вольф). [2]

Волк — зверь хищный. Слово «хищный» восходит к глаголу «хытити» — «хватать, похищать» (т // щ, как в словах питать/пища). От этого же слова с помощью суффикса «р» (как слово «старый» от глагола «стать») было образовано слово «хитрый». Первоначальное значение слова «хитрый» было «ворующий, похищающий» (лису назвали хитрой именно потому, что она похищает кур у людей).

Лось (Приложение №5)

«Сохатый» (лось) назван так за свои рога; его имя — однокоренное со словом «соха». Издавна соха представляла собой дерево с острым суком, вспарывающим землю, но первичное значение слова корня «сох» было «рог».

Рысь(Приложение №6) 

«Рысь» — рыжее животное. Первоначальная форма этого слова — rydsъ, с тем же корнем, что и «руда», «рдеть»; -с- — древний суффикс.Рысь (животное). Название этого дикого животного семейства кошачьих образовано от той же основы, что рдетьрыжий. Название свое рысь получила за характерный рыжеватый оттенок шерсти.

Лиса(Приложение №7)

За окраску шерсти получила своё название и лиса. Слово «лиса» образовано от «лис». До сих пор в некоторых областях России бытуют слова «лессый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть.

Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех.


Заяц(Приложение №8)

«Заяц» — уменьшительная форма от древнего «зай»; это слово восходит к несохранившемуся глаголу со значением «прыгать».

Комочек пуха,Длинное ухо,Прыгает ловко, Любит морковку.Древнерусское — заяць (прыгун). Зайцем называют небольшое животное с длинными ушами. В переносном значении слово употребляется по отношению к трусливому человеку. Существительное довольно раннего происхождения, появилось в русском языке в XI в. Слово с похожим звучанием можно встретить в литовском (zaisit — «прыгать»), древнеиндийском (hayas — «конь»). Производные: заячий, зайчатина, зайка.

Косуля(Приложение №9)является родственником козы не только потому что и та, и другая относятся к парнокопытным, но и лингвистически:ведь слово "КОСУЛЯ" (раньше это слово имело вид "КОЗУЛЯ") образовано с помощью суффикса от существительного "КОЗА".

 Кабан.(Приложение №10)Заимствовано в XVI в. из тюрского языка, где кабан —суф. производное от каб «толстый,набухший».Время появления слова в русском языке исследователи указывают разное: XVI и XVIII вв. (наиболее вероятным временем проникновения считается начало XVIII в.)

Куница.(Приложение №11)Образовано с помощью уменьшительногосуффикса от куна («куница»). Родственные находим в латышском — kauna, в древнепрусском — caune.Общеславянский Суф. производное от куна, как считают, родственного немецкий  Honig «мед»-«золотистый»,древнепрусский

 cuncan «коричневый». В таком случае животное названо по цвету меха.

Барсу́к.(Приложение №12)Этот зверь доставил этимологам хлопоты и волнения. Нашлись ученые, желавшие видеть в его имени сложение слов «бор» («лес») и «сука» — «самка собаки». По их мнению, оно первоначально значило «боровая, лесная собака». Но это неверно: название «барсук» заимствовано нами у тюркских народов. У них зверек зовется «борсук» («серый зверек»), хотя у них нет ни слова «бор», ни слова «сука».

Суро́к.(Приложение №13) Название этого зверька заимствовано из тюркского, где находим сур того же значения. Тюркское слово является звукоподражательным: зверек издает характерный свист, что дало основание в русском языке называть его свистунКонечно, список представленных в исследовании названий животных, которые живут на территории нашего района, невелик, но работа над изучением названий других диких и домашних животных, будет продолжена.

Корсак.(Приложение № 14)Корсак  «степная лисица», диал.; также корсак— то же, донск. (Миртов), корсак «крестьянская меховая шапка» вятск. (Даль), а также старое местное название казахов, астрах. Изказах., кирг., бар. karsak «степная лисица»

Ласка. (Приложение №15)Слово "ласка" происходит от слова "лазка" и восходит к глаголу "лазить". Ласка действительно проворно лазает меж камней, корней деревьев, кустов.Фасмер пишет, что в вопросе нет ясности, приводит несколько версий, наиболее вероятной считает все же версию связи со словом "ласкать". Связь же между хищным зверьком и ласковостью объясняет тем, что слово "ласка" было первоначально заменителем какого-то табуированного слова.Скорее всего, слово ласка тождественно названию птицы ласточка (и его многочисленным вариантам: ластка, ластовка, ластушка, ластица, ластовица), вместе с которым оно восходит к славянскому laska "любовь, ласка", которое употреблено как название зверька по мотивам табу.Родственное с ласый - "ласковый, льстивый, жадный, падкий на лакомства". Далее сюда же лат. lasc–vus - "резвый, шаловливый; разнузданный, сладострастный".

ПРО ЛАСКУ 

Это маленькое и такое симпатичное животное в мифах и легендах разных народов мира, такое же популярное, как лиса в русских сказках. По древним поверьям под видом этого зверька часто появляется женщина (фея, волшебница, колдунья или соблазнительница, невеста или молодая замужняя женщина в зависимости от обстоятельств).Само это слово буквально передает природу женских чар, используемых для того, что­бы отвлечь внимание и добиться же­лаемого результата.В европейских сказках коварная женщина выступает в образе пушистой ласки, пытающейся соблазнить или сбить со следа охотника.

Суслик. (Приложение №16)А вот похожий на сурка зверек суслик, хотя и обладает такой же привычкой, назван словом, родственным старославянскому «сусати» — «шипеть». Таким образом, он не «свистун», а «шипун

Хорек.(Приложение№ 17) Образовано с помощью уменьшительного суффикса от общеславянского дъхорь от глагола дъхнути — «пахнуть». Первоначально — «пахнущее (животное)».  Если сличать это слово только с другими русскими словами, понять его родственные связи будет нелегко. Ключ к нему дают названия зверька в других славянских языках. По польскому «tchorz», по чешскому «dchoř» языковеды установили древнюю праславянскую форму его: «дъхорь». Она была связана с глаголом «дъхнути» — «издавать зловоние»: ведь «дохлый» недаром значит «мертвый». Теперь понятно, за что хорь получил свое имя: за неприятный запах. Оно таково же по смыслу, как у его американского собрата — скунса, и значит оно «вонючка».

Енотовидные собаки

Ено́т.(Приложение №18) Название этого животного заимствовано из французского, где genette восходит к арабскому слову jarnait, имеющему значение «соболиная кошка». енот Немецкое – Genettkarze. Голландское – genetta. Испанское – ginetta. Арабское – jarnait (соболиная кошка). Слово «енот» появилось в русском языке сравнительно недавно, только в первой половине XIX в. По мнению исследователей, оно было заимствовано из арабского языка. Им обозначают некрупного млекопитающего с серо-желто-черным мехом и пушистым хвостом. Производное: енотовый. Довольно любопытна сложная этимология этого звериного имени: по-видимому, оно возникло в результате своеобразной путаницы.

Русские купцы, торговавшие в XVI веке с Западом, впервые сталкиваясь со шкурками неведомого американского зверька ракуна́, каких раньше не бывало на рынках, принимали их за мех давно известного им европейского животного, такого же полосатого, — «генэтты» (из семейства виверровых). Из слова «генэтта» («женэтт») и образовалось наше «енот»; сначала — как название меха, а затем — и самого новомодного животного.ено́т животное «Procyonlotor» (Мельников, Чехов и др.), отсюда прилаг. ено́товый (Гоголь). Возм., заимств. через нем. Genettkatze или голл. genetta из франц. genette, исп., порт. ginetta, источником которого является араб. ǰarnaiṭ «соболиная кошка»; см. М.-Любке 335; Маценауэр 184; Преобр. I, 215.

Собака.Происходит от тюркского кобяк (предположит.). Фасмер придерживается другой версии — заимствовано из ср.-ир. *sabka-, ср.: парси sаbаh, авест. sраkа-, прилаг. «собачий».

Енотовидные собаки являются всеядными хищниками из семейства псовых. Они обитают в лесах и горах Индокитая, Китая, Кореи, Японии и юго-восточной части России. Также они были искусственно завезены в XX веке на территорию Европы, где отлично прижились во многих странах. Эти животные получили свое название за внешнее сходство с енотами, но на самом деле, их ближайшими родственниками являются волки и лисицы. Размером они с небольшую собаку - их вес не превышает 10 кг. Енотовидные собаки имеют густой мех темно-бурого, серо-бурого или рыжего цвета. Вдоль спины тянется темная полоса, хвост не имеет поперечных полос, а на мордочке располагается рисунок как у енотов.Питаются енотовидные собаки грызунами, рыбой, птицами и их яйцами, лягушками и другими мелкими животными, также в их рацион входят плоды и семена растений, падаль и пищевые отходы.




Таким образом, образование названий животных можно представить следующим образом:

 1.Слова-названия пришли в современный язык из древнерусского и  иностранных языков (заимствованы).

2. Произошли с помощью

- звукоподражания;

- морфем (чаще суффиксов);

- чередования букв в корне;

- сходства с предметами, другими животными;

- сходства цвета шерсти, окраса шерсти























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В детстве всегда было сильно желание разгадать какие-то тайны. В

русском языке каждое слово – тайна. Современные учёные стараются выявить, когда и где появилось слово, из каких частей оно создано, каково древнейшее его значение. Этимология раскрывает секреты слова, помогает нам в правильном его написании.

Рассмотренные в работе исторические основы возникновения и формирования названий животных доказывают, что русский язык живой, интересный, богатый, его история подогревает желание узнать побольше о жизни знакомых слов. С интересом читаешь загадки, пословицы, поговорки, сказки о животных, задумываешься над названиями. Работа заставила познакомиться с научной литературой, что тоже оказалось интересным делом.

Проведённый опрос среди учащихся показал, что ребятам любопытно знать происхождение названий животных, но знаний в этой области языка они не имеют. После проведения исследования повысился познавательный интерес к изучению не только русского языка, но и литературы, природоведения, экологии. А значит, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение.

Работа по теме исследования очень увлекательная, появилось желание составить этимологический словарь названий не только животных, но и названий птиц.

 

 

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Большая школьная энциклопедия. — М.:  Олма-пресс, 2001.

2. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эскмо, 2005.

2. Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М., 1998.

3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М.: Русское слово, 2001.

4. Львова С.И. Русский язык. За страницами учебника. – М.: Дрофа, 2002.

ХГУ, 2001.

5.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1994.

6. Интернет:

- www.book.sgg.ru/cgi-bin/nfrob.pl?1713825

- www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/vinog.htm

- www.magister.msk.ru/library/history  








Приложение №1

Опрос «Знаю ли я этимологию названий животных?».

1.Знаете ли вы какие дикие животные обитают на территории Аургазинского района?

В анкетировании участвовало 20 человек, 40% школьников знают животных, обитающих на территории Аургазинского района. 60% учащихся имеют представление о живущих диких животных на территории Аургазов .

2.Знаете ли: откуда взялось то или иное название животных?


Среди участников опроса 25% знают этимологию названий животных,45%не знают этого и 30% имеют представление.

3.Встречали ли вы в наших лесах диких животных?


На вопрос: встречали ли вы в наших лесах диких животных-70% учеников ответили ,что встречали ,25 % не видели их в наших лесах ,и всего 5% -не ответили.

4.Знакомы ли вы с этимологическими словарями?

Среди участников опроса 25%- знакомы с этимологическими словарями,50%-нет,25 %-не ответили.

Выводы:

На основе данной информации я изучила степень осведомлённости учеников об этимологии. Было выяснено, что большинство ребят не знают о животных Аургазинского района и не имеют представления об этимологии названий животных.И значит ее изучение – это необходимость.















Приложение№ 2

ЛЕСНОЕ ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО-п.АмзяАургазинский район
















Приложение №3

Аургазинское лесное хозяйство

























Приложение №4



Волк





Приложение №5

Лось
























Приложение №6

Рысь
























Приложение №7

Лиса























Приложение №8

Заяц
























Приложение №9

Косуля





Приложение №10

Кабан



























Приложение №11

Куница























Приложение №12

Барсук





















Приложение №13

Сурок





















Приложение №14

Корсак






















Приложение №15

Ласка
























Приложение №16

Суслик
























Приложение №17

Хорек

























Приложение №18

Енотовидная собака





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!