СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этимология на службе орфографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В человеке неистребимо желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем. Поможет в этом исследовании - этимология.

Просмотр содержимого документа
«Этимология на службе орфографии»

Губарева Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия»



Этимология на службе орфографии (факультативное занятие) – 9 класс


Цель и задачи:

  • показать язык как развивающееся явление;

  • повышение интереса к изучению русского языка;

  • установление связи между историческим значением слова и его написанием в современном языке;

  • способствовать формированию навыков работы со справочной литературой;

  • развивать навыки исследовательской работы;

  • расширить кругозор учащихся.


Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания.

А.Эйнштейн.


(На столах у учащихся этимологические словарики.)

- Корней Чуковский в своей книге о русском языке «Живой как жизнь» описывает такой случай:

Беседуют две женщины. Одна говорит:

- Это прямо-таки ошеломило меня… Ведь я обожаю собак!

Я прохожу мимо и думаю: «До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!»

Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) – это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.

Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило её, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а самое слово осталось и не утратило своей выразительности.

Та же участь постигла другое слово – обожать Оно произошло от слова бог и первоначально имело единственный смысл: сделать из кого-нибудь свое божество, чтить кого-нибудь как бога, преклоняться перед кем-нибудь. Вряд ли женщина, сказавшая, что она обожает собак, намеревалась убедить свою собеседницу, что всякие болонки, бульдоги и мопсы представляются ей божествами. Опять-таки образ потух, а слово осталось.

Эта склонность народных масс – забывать первоначальные значения выражений и слов и пользоваться ими автоматически – наблюдается на каждом шагу.

Таких слов, первозданная образность которых потухла, очень большое количество. Мы употребляем такие слова в нашей речи, и обойтись без этого невозможно никак.


- Вы, совершенно справедливо, можете спросить: «Зачем же постоянно возвращаться к истории слова? Зачем знать первоначальное значение слова?»


На этот вопрос я и предлагаю ответить вам в конце нашего занятия…


Альберт Эйнштейн говорил, что…

- Действительно, в человеке неистребимо желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл. Стершийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке. А поможет нам в этом исследовании - этимология.

!!! Этимология - (от греч. Etymon- истина, истинное значение слова и …логия).

  1. Происхождение слова или морфемы.

  2. Раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.


В качестве напутствия:


1. К словам привыкаешь день ото дня

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

-Извини меня! -

Это значит:

-Исключи меня из вины! -

У слова цвет своего огня

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

-Обереги меня! -

Это значит:

-Берегами меня окружи! -

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

-Защити меня! -

Это значит:

-Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

(С. Островой)

  1. Начнем с простого:

1) Всем вам знакомы с детства слова баю-баю. По происхождению это форма 1 лица ед. числа устаревшего глагола.

-Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он означает?

- (что делать? БАЯТЬ - «говорить, рассказывать»)


2) Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?

- (от кость - костлявый)


3) Не правда ли странная кличка для собаки - Жучка? Однако наши предки так называли не любую собаку… Как должна выглядеть настоящая жучка?

- (маленькая и черная, как жук)


4) Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?

- (полено от глагола палит)


5) Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?

- (образованы от слов рука и перст – палец)


  1. Задача усложняется, я думаю, что теперь нам лучше поработать в группах.


1 группа.

Что общего в словах пещера, печать, печаль?


2 группа.

Определите, связаны ли исторически слова: наперсток, перчатки, наперсник?


3 группа.

Являются ли однокоренными слова соратник, привратник? (Докажите).


4 группа.

Имена существительные сословие, благословение, словесность родственные или нет? (Правописание).


5 группа.

Корень этимологический (написание) ветчина, влияние, воспитать, досадить,

уважать, удалой.


6 группа. Используя этимологический словарь, объяснить написание слов: довлеть, достоверный, паломник, искусство, искусный, ровесник, сверстник.


5. Выступления каждой группы со своими выводами.


- Хотелось бы услышать ваши мнения по поводу необходимости знания первоначального значения слова. Необходимо оно или нет, а если да, то для чего?


- Любите ли вы играть? Хочу предложить вам увлекательную игру: «Энтимологический словарь». Название как нельзя более точно выражает суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы.

Например, Едкий – пригодный в пищу. Нелепица – некачественный пластилин.

(дерюга, дача, гончая, зазубрина, изверг, лестница, жрец, сомнение, тысячелистник, чернослив, четвертовать, этажерка, цоколь, парилка, мокрица, ссадина, стриж, тостер, готовальня, заморыш, наличие).


- Закончить нашу встречу с удивительным миром слов мне хотелось бы высказыванием К.Паустовского:


«В таинстве родства русских слов человеку открываются и корни языка, и весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера».

- Родной нам с вами язык – явление постоянно развивающееся, поэтому я попрошу вас выполнить дома 2 задания:

1. Используя материалы нашего этимологического словарика, подготовить небольшое сообщение на тему «Язык – это развивающееся явление».

2. Подобрать интересные толкования слов в наш «энтимологический словарик».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!