СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этикет в жизни человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этикет в жизни человека»

В 1. Здравствуйте, уважаемые ребята и взрослые!

- Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья. Известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения».

В2: В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям.

В1: Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами.

В2: Существуют простые правила:

В1: Знание этикета+соблюдение правил=воспитанность

В2: Знание этикета-соблюдение правил=этикетка


В1: Представим, что перед тобой два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран ты бы хотел попасть? Сомневаешься? Тогда побываем в двух странах, а затем ты определишься, где ты останешься…

В1: Итак, мы попали в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!»

Видео 1. «Школа этикета»

В2: Представьте на минуточку, что вы живете в этой стране…Итак, вы:

В1: -опаздываете везде и всюду

В2: - сидите, закинув ноги на стол

В1:- расталкиваете окружающих

В2:-сплевываете на пол, ведь вы учитесь у верблюдов

В1: -сразу переходите с незнакомыми людьми на ты

В2: -Если захочется почесаться или поковырять в носу, не отказываете себе в этом удовольствии даже в людных местах. Наши биологические предки приматы так тоже любят делать.

В1: -Ни к чему тратить время на чистку и глажение одежды. И так сойдет.

В2: -Никогда не извиняетесь, даже если причинили кому-то неудобство.

В1:-Если хочется посмеяться, то делайте это громко, чтобы стоящие в отдалении люди тоже могли позавидовать вашему веселью, даже не зная, с чем оно связано.

В2: Хотел бы ты остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю?

В1: Теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика.

В2: Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

В1: Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек — этикетки — и произошло слово «этикет».

В2: Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

В1: Итак, если и ты хочешь хоть немного стать добрым волшебником, тебе непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

СЛАЙД: Памятка воспитанного человека

В2: Предлагаю составить памятку воспитанного человека….

В1: С чего начинается любое общение? Верно, с приветствия.

1. Приветствие — знак вежливости

В2: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» — эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

В1: Показанный взрослым человеком в чью-то сторону язык будет воспринят в большинстве стран по меньшей мере как некое чудачество, в Индии же это и вовсе проявление злости. А вот в Тибете так выказывают свое уважение, а еще часто используют этот жест в качестве приветствия. Есть мнение, что данная традиция пошла из-за поверья, будто у дьявола черный язык. Вот тибетцы каждый раз и показывают: «Мы не такие!»

В2: Вместо привычного нам рукопожатия в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах мужчины при встрече трутся носами. Необычно здороваются и в Индии: там принято кланяться, сложив ладони вместе. Во Франции традиции зависят от географического положения. Так, в разных частях страны принято разное количество приветственных поцелуев: в Париже целуются дважды, а на Корсике — пять раз.

В1: А что же говорят при встрече русские?

В2: — «Здравствуйте!»

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

В1: Небольшая викторина, проверим, знаешь ли ты правила вежливости.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (да)

3. Ты вошел в автобус на заднюю площадку и увидел, что у передней двери стоят твои друзья. Как надо с ними поздороваться? (кивнуть головой)

4. С тобой, наверное, такое бывает: встречаешь человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (да)

5. Кто первым подает руку при приветствии: мужчина женщине или наоборот? (женщина-мужчине)

В2: Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». И это правило можно записать в нашу памятку вежливости.

В1: Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Легко ли прийти к согласию?

Музыка.

Шуточная сценка «Воспитание»(по рассказу Г. Остера «Зарядка для хвоста»)

Действующие лица:

РекламБабушка Удава Мехриддин

Удав Никита С

Слоненок Морохин Д

Попугай Ростик

Обезьянка Анисимов А

Ведущий -СН


1 Ведущий: Бабушка Удава приехала в гости к своему внуку и его друзьям.

Бабушка: Знаете, что сейчас я займусь вашим воспитанием.

Попугай: Простите, но мы сегодня уже завтракали.

Удав: Особенно я.

Бабушка: Я говорю не о питании, а о воспитании!

Мартышка: А воспитание, это что?

Бабушка: Это много чего, в двух словах не скажешь. Мартышка, если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

Мартышка: Спелый банан?

Бабушка: Очень спелый.

Мартышка: Съем.

Бабушка неодобрительно качает головой.

Мартышка: Сначала скажу «спасибо», а потом съем!

Бабушка: Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка. Но вежливость — это еще не воспитание. Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

Мартышка (испуганно): А вдруг он возьмет?!

Удав: Действительно, бабушка. Он же может его взять!

Попугай: Непременно возьмет.

Слоненок: Никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный товарищ.

Мартышка: Нет! Воспитанной быть неинтересно!

Бабушка (бабушка протягивает мартышке спелый сочный банан): А ты попробуй!

Мартышка (растерянно): Что пробовать? Банан? Или быть воспитанной?

Мартышка: Большое спасибо.

1 Ведущий: Мартышка уже открыла рот, чтобы съесть банан, но вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит Слоненок. Вернее, не на нее, а на банан. Мартышка смутилась.

Мартышка: Слоненок, ты ведь не очень любишь бананы? Ты ведь, наверное, их почти не любишь, правда?

Слоненок: Нет, почему же? Я их довольно сильно люблю.

Мартышка (расстроенным, упавшим голосом): Да? Ну, тогда — на.

1 Ведущий: И Мартышка отдала Слоненку свой банан.

Слоненок: Спасибо.

1 Ведущий: Слоненок стал очищать банан от кожуры. Попугай подошел к Слоненку и стал смотреть, как Слоненок это делает. Слоненок вздохнул и положил перед Попугаем очищенный банан.

Слоненок: Бери. Это тебе!

Попугай: Благодарю.

1 Ведущий: Попугай взял банан и понес его Удаву.

Попугай: Удав, прими от меня этот прекрасный спелый банан!

Удав: Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью.

1 Ведущий: Удав взял банан и протянул его Мартышке. Сначала Мартышка очень удивилась, а потом еще сильнее обрадовалась. Она подпрыгнула и закричала.

Мартышка: Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно! Ты что-нибудь кому-нибудь предложишь, тебе кто-нибудь что-нибудь предложат! Красота!

Бабушка: Хм! Когда я говорила о воспитании, я не совсем это имела в виду. Но в общем ты, Мартышка, права. Если никому ничего ни для кого не жалко — это действительно красота.


В2: Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам.


В1: Так какое же правило мы запишем в нашу памятку?

В2:  «Уступай друзьям»

В1: Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

  1. Хорошие манеры

В2: Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело». Права ли девочка?

В1: Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

В2: Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

В1: Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.

  1. Видео

В2: Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

В1: 1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

В2: 2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.

В1:3. У двери он пропустит старшего или девочку.

В2: 4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

В1: 5. Встает, разговаривая со старшими.

В2: 6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

  • если плохая дорога;

  • когда спускается по лестнице;

  • когда открывает дверь;

  • при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

  • когда выходит из транспорта.

В1: Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

В2: В наше время многие относятся к правилам этикета как к чему-то устаревшему и необязательному. Но суть правильного поведения заключается не в чопорном соблюдении сотен мелких правил и формальностей, а прежде всего в уважительном, благожелательном отношении к другому человеку, кем бы он ни был. Как сказал французский писатель-моралист Жан де Лабрюйер, «суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

В1: Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20—40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи. Запишем в копилку:

«Не доставляйте неудобств окружающим людям»

  1. Комплименты

В2: Удивительная часть этикета во многих странах — обращение к человеку. Прогуливаясь по улицам Венгрии, не обижайтесь, если к вам обратятся так: «капуста» или «маленькое насекомое». Над вами никто не шутит, эти слова у них считаются комплиментом.

В1: Во многих странах ласковые обращения звучат для нас очень странно. Вот, к примеру, в Китае выражение «ныряющая рыба, летающий гусь» — способ назвать кого-то прекрасным, основываясь на древних сказаниях, где рыбы были заворожены полетом птиц.

В2: Поляки в качестве комплимента используют известное и у нас выражение «крошка», а назвать кого-то «куриным яйцом с глазами»

В1: в Японии — означает подметить красивый овал лица, то есть сделать комплимент.

В2: Лучший рисунок лица — его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться.

В1: А вот если человек, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ему любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

  1. Песня Б.Окуджавы(1.38)

В2: – Вы сегодня прекрасно выглядите!

В1: – Только сегодня?

В2: Классическая ловушка, в которую попадают люди, которые не умеют говорить комплименты. Не умеют, но хотят. Для того, чтобы завоевать симпатию или расположение другого человека, сделать ему приятно, или что-то у него попросить.

В1: Как же правильно делать комплименты? Про что говорить?

В2: Внешность

Это первое, что приходит обычно людям в голову, но это далеко не единственный и не всегда самый лучший вариант. Одну из ошибок мы с вами уже видели. Бывают и другие. Если человек резко похудел, не спешите делать комплименты. Возможно, в его здоровье происходят какие-то не совсем благоприятные процессы. И он бы не хотел про это говорить.

В1: Одежда

Тут все попроще. Людям нравится, когда одобряют их выбор.

В2: – Отличный пиджак, тебе очень идёт.

В1: – Великолепное платье. Ты в нём выглядишь потрясающе!

В2: – Классный галстук! Ты всегда выбираешь такие интересные аксессуары!

В1: И вот человек уже расправил плечи. И вы кажетесь ему очень приятным собеседником.

В2: Действия

Это еще более высокий уровень. Похвалите то, что ваш визави делает или сделал.

В1: – Здорово ты провел встречу с клиентом. Просто высокий класс!

В2:– Твой доклад – супер. Взял на заметку несколько очень интересных мыслей.

В1:Что может пойти не так

Сегодня в эпоху новой этики надо очень аккуратно делать комплименты представителям противоположного пола. Особенно если мужчина делает комплимент женщине. То, что раньше воспринималось как флирт или просто обмен любезностями, сегодня часто выглядит как харассмент. Или таким образом воспринимается определенной частью людей. Особенно, если это происходит на работе.

В2: – Ты пришла в такой короткой юбке, что я уже полчаса не могу сосредоточиться на работе, – говорите вы коллеге, желая подчеркнуть ее привлекательность.

В1: А она читает в этом совсем иное. И вот уже начальнику на стол легла служебная записка о домогательствах.

В2: Ну и в целом будьте готовы к тому, что не все умеют правильно принимать комплименты. Низкая самооценка или просто отсутствие социального опыта и эмоционального интеллекта часто приводят к тому, что в ответ на комплимент человек говорит вещи, обесценивающие автора комплимента или его слова.

В1: А сейчас мы с вами попробуем обыграть некоторые жизненные ситуации, и вы попробуете выйти из них. Нам нужны 4 добровольца.

Ситуации для обсуждения:

В2: 1. Твоя сестра участвует в конкурсе с песней и очень волнуется перед выступлением. Подбодри ее и скажи приятные слова. (Способности, знания, умения)

В1: 2. После каникул ты встретил своего друга и обратил внимание, что он загорел, вырос, повзрослел, и на нем была красивая модная футболка. Ты приветствуешь друга и говоришь ему комплимент. (Внешний вид)

В2: 3. Во время прогулки с другом вы заметили бездомного котенка. Твой друг пожалел его и забрал котенка к себе домой. Оцени поступок друга и вырази свои чувства с помощью комплимента (Качества характера)

В1: 4. Твой друг принес на твой день рождения пирог, который сам испек. Поблагодари друга за вкусный пирог и скажи комплимент. (Работа человека)

В2: Запишем в памятку: «Давайте говорить друг другу комплименты»

  1. Столовый этикет

В1: Про столовый этикет можно говорить много, но существуют общие правила, которые нужно соблюдать воспитанному человеку. Ведь даже работодатели обычно приглашают претендента на должность в ресторан или кафе, чтобы со стороны посмотреть, как ведет себя человек со стороны. Как он общается с официантами, выбирает ли столик сам или идет за предложенный и т.п.

В2: Столовый этикет различается в зависимости от цели собрания (официальный обед или дружеские посиделки), места, выбранного для застолья. Тем не менее, есть общие правила поведения, соблюдать которые нужно в любой ситуации. Это создаст вам репутацию благовоспитанного и достойного человека.

В1: К таковым правилам можно отнести следующие:

  • В2: Нельзя разговаривать с полным ртом.

  • В1: Если какое-то кушанье находится далеко, не нужно тянуться за ним через весь стол. Достаточно попросить соседа передать его ближе.

  • В2: Нельзя брать своей ложкой из общего блюда.

  • В1: Если упал прибор, не стоит лезть за ним под стол. Достаточно попросить заменить его.

  • В2: Во время еды непозволительно чавкать, чихать, сморкаться и т.д.

  • В1: Нельзя класть локти на стол.

  • В2: Еду накладывают небольшими порциями, едят спокойно, не торопясь.



В1: В разных странах так же существуют свои традиции принятия пищи.

В Корее же, как бы вы ни были голодны, нельзя начинать трапезу раньше самого старшего человека за столом. Нарушив это правило, можно и вовсе остаться без ужина. И еще: если вам захочется налить себе напиток, придется обратиться к рядом сидящему человеку. Корейцы наполняют стаканы друг друга: наливать себе тут не принято.

В2: Для японцев колоссальное значение имеет чайная церемония. Этот ритуал если и не носит религиозного характера, фактически знаком всем хоть немного знающим свою культуру жителям островов. Есть даже немало школ, где за довольно солидные деньги обучают владению этим искусством.

  1. Видео

В1: Попробуйте по следующим слайдам предположить, что значат расположенные предметы сервировки стола.

1.Закончил трапезу

2. Жду следующее блюдо

3. Пауза

4. Блюдо не понравилось

5. Все очень понравилось

В2: Запишем в памятку «По тому, как человек ведет себя за столом, судят об уровне его воспитанности и культуры»

  1. Интернет и этикет.

В1: Ребята, посмотрите на слайд. Вы видите сообщение из сети ВК, скажите, что, по вашему мнению, неправильно?



Переписка в Интернете. Ученик-учитель. Задание: исправить ошибки

Социальная сеть vk:

Время отправления 23:59

Мне нужно отправить презентацю. чтоюы вы посмотрели. Когда мне подойти за оценкой? Я не понял задание, моежете написать

В2: Да, правильно! Время отправления, ошибки. Нет вежливых слов: здравствуйте, пожалуйста и других. Как должно звучать сообщение и во сколько оно может быть отправлено?

Время до 22.00.

В1: Здравствуйте, (имя и отчество учителя) не могли ли бы Вы посмотреть презентацию? Пожалуйста, подскажите, когда я могу подойти за оценкой? И, если Вас не затруднит, разъясните мне задание, я его не понял. Спасибо.

??



В2: 10 заповедей Интернета

В1: 1. Помните о том, с кем вы общаетесь! Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо — постарайтесь, чтобы вам не было стыдно за свои слова.

В2: 2. Общаясь в Сети, следуйте тем же правилам межличностного общения, которым вы следуете в реальной жизни.

В1: 3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте и признавайте их приоритет.

В2: 4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо. Помните, что сетевое время не только ограничено, но для многих и весьма дорого! И помимо ваших проблем у ваших собеседников могут быть еще и собственные.

В1: 5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на условностях типа правил хорошего тона. Общаясь, называйте своего собеседника на «вы».

В2: 6. Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств, даже если ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

В1: 7. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности. Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником.

В2: 8. Не публикуйте информацию из приватных писем без согласия их отправителей, не проникайте в чужие почтовые ящики и в компьютеры!

В1: 9. После того как напишете письмо, перечитайте его и на всякий случай включите программу проверки орфографии.

В2: 10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Независимо от того, соблюдают ли ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

В1: Памятка: «Уважайте своих невидимых партнеров по сети»

Итак, перед нами правила, которые у нас получились в результате классного часа. Давайте зачитаем их еще раз. Постараемся их придерживаться и тогда королева Этика будет нам ближе.

В2: Сегодня мы с вами разобрали лишь немногие моменты, связанные с поведением человека в обществе, ведь, как известно есть две системы, которые регулируют наше общество: закон и этикет .

В1: «Закон не позволит нам поубивать друг друга, а этикет не позволит нам свести друг друга с ума».(Д. Мартин).

В2: Люди для того, чтобы жить в мире, где правит королева Этика должны прежде всего работать над собой.


  1. Видео


В1: У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. Желаем вам успехов на поприще самовоспитания! И заканчиваем словами Антуана Экзюпери: «Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя.»













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!