СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эстетика изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетика изобразительного искусства заключается в возможности визуализации совершенства. Именно в визуализации возникло ощущение человеком красоты.

Просмотр содержимого документа
«"Эстетика изобразительного искусства"»

Эстетика изобразительного искусства

Эстетика изобразительного искусства заключается в возможности визуализации совершенства. Именно в визуализации возникло ощущение человеком красоты. В основе визуального восприятия человеком красоты лежит его способность соотносить непосредственно воспринимаемое с уже сложившимся представлением о совершенстве. Эстетический опыт изображения как никакой другой наполнен разнообразием.

Изобразительное искусство- совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, отображающих реальность в визуальных образах. Живопись- вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на поверхность. Изобразительное искусство основано на созидательной способности человеческой руки, управляемой мозгом и глаз, на прямом, непосредственно видимом тождестве образа и предмета, изображения и изображаемого. Это тождество имеет идеальный характер. Оно является так же продуктом исторически развившейся в практической деятельности способности человека воплощать идеальный образ в материальной форме, объективировать его, делать доступным для восприятия другими людьми. Изображение, неся в себе человеческую субъективность несёт в себе обобщение. Художественное изображение всегда представляет собой видимое подобие идеального образа, возникшего в сознании человека и воплощённого в определённом материале. Изобразительное искусство специфический путь через видимое к сущности, через созерцание к размышлению, через единичное и случайное к всеобщему и закономерному. Изображение -- особый способ художественного обобщения, раскрывающий в создании видимого подобия образа и предмета смысл жизни, идеал художника, несущий доступную глазу объективную истину. Живопись как вид искусства отличается такими чертами как образная универсальность, чувственная специфичность, связанная с отражением всего многообразия действительности через непосредственно видимые образы, воссоздание в красках на плоскости. Главным средством выразительности живописи является цвет. В истории европейской культуры цвету часто придавалось символическое значение: например, черный горе, красный величие или страдание, фиолетовый смирение и раскаяние, зеленый надежда или красота. Особенно ярко развивались эти направления в эпоху средних веков. Новое осмысление возможностей цвета связано с развитием абстракционизма (см. теорию В.Кандинского). Считается, что живопись - это плоскостное искусство. Однако это утверждение условно, так как живопись некоторых направлений в истории отличается стремлением к объемности. Достаточно вспомнить некоторые идеи кубизма (особенно поздний период), художников Ренессанса (поиск перспективы) или особенности изображения в Древнем Египте (у египтян человека изображали как бы с разных точек зрения, что приближает живопись к объемности скульптуры). Виды живописи: монументально-декоративная (стенные росписи, плафоны, панно), станковую (картины), декорационную (театр и кинодекорации), декоративная роспись предметов, иконопись, миниатюра (иллюстрации, портрет), диаграмма и панорама. Средствами выразительности в живописи считают: цвет, рисунок, композицию, фактуру, светотень, вид материала, вид техники, сегодня - это еще и оформление картины (т.е. ее рама, стена или то где картина выставляется) и т.д. Жанрами в живописи являются: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, лирический, исторический, батальный, бытовой, светский, и т.д. Основные технические разновидности: масляная, водяные по штукатурке сырой (фреска), сухой (а секо), темпера, клеевая, восковая, эмаль, мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель, тушь. Графика (лат. пишу) - вид изобразительного искусства, основанный на рисунке и печатании художественного изображения. Виды графики: станковая (рисунок, эстамп, лубок), книжная и газетно-журнальная (иллюстрации, оформление), прикладная (почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Средства выразительности графики: контурная линия, штрих, линия, ритм композиции, цветовое пятно, локальный цвет, колорит, фон, мазок, фактура, поверхность воссоздаваемых предметов. Скульптура (лат. -- вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она как архитектура имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность. Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящим его на новый уровень восприятия, становится способность человека "зрительно осязать" воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия. Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который, обретая художественную форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становится материальным носителем художественной идеи. Скульптура - это искусство преображения пространства по средствам объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века - пространство как ирреальный мир, эпоха барокко - пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм - равновесие пространства и объема и формы. XIX век позволил пространству "войти" в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства. Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только поверхностная кажимость. Скульптура символична, условна и художественна, а значит, сложна и глубинна для своего восприятия. Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров:

  • мелкая пластика (древние глиптики - резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали т. д.);

  • скульптура малых форм (камерные статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);

  • станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером);

  • монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.),

  • монументальная (надгробия, монументы, памятники). Самый популярный жанр в скульптуре - портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма (четырехгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.

Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира. Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента - отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О.Родена. Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего, этот жанр реализует себя в монументальных формах. Средства выразительности скульптуры: построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, светотень, иногда цвет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!