СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личностим, формирование её эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание младших школьников»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Курской области
‌‌

Управление по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района Курской области‌

МБОУ «Винниковская средняя общеобразовательная школа»











Выступление на педагогическом совете

тема:

«Эстетическое воспитание младших школьников»









Подготовила:

учитель первой категории

Нестеренко Людмила Петровна

С. Винниково

2024г.

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически”. 
Фридрих Шиллер.



В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый  предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося". Основой, стержнем в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание". Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Большинство педагогов выделяют три ведущие задачи эстетического воспитания:

 Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. 

Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления". 

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности.

Развитие художественно-эстетических начал в ребёнке закладывает социально-нравственные основы личности, вырабатывает умение видеть мир как единое целое, форми­рует чувство гармонии, красоты, формирует нравственные идеалы. Искусство и литература развивают фантазию, воображение и способность к творчеству.

Хочу поделиться опытом работы на уроках литературного чтения.

Эмоциональное восприятие произведения организую путем рассмотрения репродукций картин, прослушивания фонограмм. После прочтения текста выдерживается минутная пауза. В классе в этот момент «минута тишины» - все думают над только что услышанным, ведь надо прожить свои впечатления, дать им определиться. А потом начинаются свободные высказывания детей, без наводящих вопросов учителя.

На уроке важное место занимают такие формы работы как иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, рассказ по картинкам, иллюстрациям.

Виды учебно-речевой деятельности требуют от учащихся глубокого проникновения в художественный образ, сопереживания, перевоплощения, развивает воображение, образное мышление, эстетические чувства и вкус.

На уроках технологии даю учащимся возможность самостоятельно подобрать для аппликации тот или иной цвет, вместе мы разбираем, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. Обращаю внимание ребят на многоцветие реального мира: ведь небо бывает не только голубое, но и алое, и фиолетовое, и насквозь позолоченным солнцем. Стараюсь, чтобы при выполнении работ ребята использовали различные оттенки одного цвета. Считаю, что гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать лучше явления природы, составить композиции. Творчество и мастерство – это еще и качество. Поэтому на уроках технологии настраиваю детей на выполнение работы без спешки, уделив тем самым внимание к качеству изделия, его аккуратности.

Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. О красоте природы говорим на уроках окружающего мира.

Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Главным предметом искусства является человек. Поскольку художественная культура общества выступает в качестве уникальной системы художественных ценностей разных видов искусства, располагающих разнообразным функциональным воздействием на личность, искусство в наибольшей степени служит фактором целостного развития личности. Реализуя полноценное

эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!