Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
Эссе
«Учитель прикасается к вечности…»
Автор: Попова Наталия Сергеевна,
Учитель русского языка и литературы
г. Морозовск
2018
Почему человек решил стать учителем? Очень часто говорят, что учитель – не профессия, а призвание, но это призвание в себе нужно воспитать. Как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям.
В детстве мы часто играли «в школу», представляли себя в роли учителя и во всем стремились ему подражать. А почему? Наверное, потому что нам на пути встретился такой учитель, который смог привить интерес к своему предмету, уважение к взрослым, научил дружить, а главное – любить.
Генри Адамс сказал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Эти слова, сказанные более ста лет назад, являются актуальными и сейчас.
Вечность… Что такое вечность? И почему же к ней прикасается именно учитель? Да потому что учитель – это сложная и ответственная профессия. Учитель – это человек, который формирует личность. Его профессия связана не только с обучением своему предмету, но и с воспитанием. И здесь главное не навредить.
Современному обществу крайне необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Нынешний социум нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя, своего интеллекта, своей культуры.
Каким должен быть современный учитель? Какова его роль в обществе? И нужен ли учитель сегодня? Ведь в наш стремительный век информацию и знания человек может добыть самостоятельно. Компьютер помогает знакомиться с информацией, книга дает пищу для размышления, а что дает сегодня учитель? Учебники, образовательные программы, различные пособия – все они даже называются по-особому – самоучитель. Но может ли такой самоучитель любить, хвалить и поддерживать, оберегать и останавливать?
В современном мире учитель должен быть всесторонне развитой личностью, способной ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем тягу к изучению нового, привить любовь к своему предмету.
Учитель должен научить маленького человека увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом – уникальность педагогической профессии.
В таких случаях учителю-словеснику на помощь приходит классическая литература. С помощью рассказов, стихотворений, повестей и романов великих русских писателей мы можем научиться быть честными, благородными, справедливыми, верными своему слову и своей стране. А роль учителя – научить правильно понимать текст, выделять идеалы. Ведь ученик должен уметь разграничивать плохое и хорошее, увидеть героя, с которого можно брать пример, поддерживать его.
Искусство учителя состоит и в том, чтобы сделать урок для ребенка увлекательным, познавательным. Но это невозможно, если ты не работаешь в диалоге, в контакте, в содружестве со своими детьми.
Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Наши дети - будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников.
Действительно, профессия учителя бессмертна, потому что она живёт в его учениках, в учениках его учеников. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние», - эти слова Г. Адамса подтверждаются многовековой педагогической практикой.