Эссе «Почему я работаю классным руководителем»
Мир, в котором мы живем, непрост и состоит из противоречий. Мы ищем счастье, мы ждем любви. А что такое счастье? И где живет любовь? Каждый человек задавался этими вопросами хоть раз в жизни. И каждый знает ответ, только для каждого он свой.
Я считаю себя счастливым человеком. И счастливой меня делает возможность общаться с людьми – разными, неповторимыми, особенными. Это мои коллеги, ученики и их родители, друзья и единомышленники. Основа моей жизни – любовь. Любовь к выбранной профессии, любовь к людям, любовь к труду. Моя деятельность – это постоянное развитие и творчество.
Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе меня ждет мой класс. Они всегда улыбаются и торопятся рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.
Значит, все это время я незримо была с ними. В этом, наверное, мое учительское счастье, в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце.
Вот уже 14 лет я работаю классным руководителем. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. От пятиклассников до выпускников – 11-тиклассников. Очень хочется вспомнить своих выпускников 2014 года. Они моя радость, они моя гордость – 4 золотых медалиста в выпускном 11 классе – это много значит. Мы друг друга многому научили. Научили любить, прощать ошибки, ценить самое дорогое – добрые человеческие отношения.
Только классная жизнь, полная различных событий и переживаний, сделала из меня настоящего воспитателя. Для меня классное руководство – это постоянное сотрудничество с детьми, родителями, учителями. Оно ко многому меня обязывает.
В своей работе я пользуюсь главным принципом: всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое в их жизни, своего ребенка. Нужно ценить его и найти в нем все самое лучшее.
При встрече с детьми я постоянно смотрю им в глаза, которые говорят о многом: о настроении, их внутреннем мире… С детьми я всегда стараюсь быть выдержанной, терпеливой, внимательной. Я должна вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации. Каждый ребенок становится родным, частицей моего сердца. Очень тяжело переживаю их ошибки и неудачи.
Но каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих детей, я понимаю, что я им нужна, они мне рады. Это и есть учительское счастье.
Я уверена, что обучение и воспитание – это два взаимодействующих процесса, которые нельзя разрывать. Для того, чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, я определила для себя следующие принципы:
-Создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
-У каждого ребенка должно быть сформировано чувство собственной уникальности, ценности;
-Все учащиеся класса должны чувствовать себя единым коллективом, уметь ставить общие цели и разрешать конфликтные ситуации;
-Наш класс – это то пространство, где каждый ребенок в максимальной степени может проявить свою индивидуальность.
Исходя из этих принципов, я определила основные направления, согласно которым и строится моя воспитательная работа.
Семья. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Воспитание – особенное искусство. А начинаться оно должно с семьи. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Поведение родителей, характер отношений между ними создают модель,на основе которой ребенок строит свою жизнь. Поэтому связь с семьей – это важное звено в работе воспитателя. Я считаю, что чем больше времени дети будут проводить рядом с родителями, тем теснее будут их узы. Тем сплоченнее будет классный коллектив. Вместе с родителями проводим классные праздники. Традиционными стали совместные экскурсии по окончании учебного года.
Здоровье. Воспитание здоровых детей – следующая главная задача воспитателя. Безусловно, это и соблюдение режима дня, и игры на свежем воздухе, и спортивные мероприятия. Но я хочу сказать, в первую очередь, о здоровье душевном. Процесс воспитания и обучения будет успешным лишь тогда, когда ребенок будет чувствовать себя спокойно и уверенно, не боясь высказать свое мнение, насмешек и критики со стороны учителя и сверстников. Психологический комфорт – одно из обязательных условий формирования здоровой, развитой личности. Я считаю, что классный руководитель подобен садовнику, а коллектив школьного класса сродни прекрасной клумбе цветов, где каждый цветочек единственный и неповторимый, он уникален по своей природе. Но для того, чтобы клумба цветов радовала окружающих, садовнику нужны не только профессиональные знания, умения, навыки, но в первую очередь, любовь к выбранной профессии, бережное, трепетное, особое отношение к каждому цветку.
Любовь. Я считаю, любовь, доброта, заложенная в школьном детстве – это фундамент большого, прекрасного и надежного здания нравственного становления личности любого взрослого человека. Я стараюсь своими словами и поступками быть для ребят личным примером, делаю все возможное, чтобы при всем своем искреннем желании стать победителями, все мои ученики всегда оставались добрыми, честными и отзывчивыми людьми, не теряли бы своего человеческого достоинства при любых жизненных обстоятельствах и в своей дальнейшей взрослой жизни.
Нравственность. «Воспитание – есть любовь и пример, и ничего более» - говорил Песталоцци. Воспитывать следует на положительных примерах, без упреков и назиданий. Кто-то уступил дорогу прохожему, кто-то красиво написал в тетради, а кто-то поделился яблоком с товарищем. Я стараюсь подмечать все проявления заботы. Доброты и товарищества. На любую похвалу ребенок реагирует положительно и в следующий раз постарается вести себя подобающим образом.
Что касается наказаний, то наказывать детей нужно в пределах разумного. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным, иначе у ребенка возникнет чувство вседозволенности и безнаказанности. Надо четко разъяснять, что сделано неверно и как нужно поступать.
Люблю их всех и каждого в отдельности: доброжелательных и недоверчивых, послушных и озорных, тихонь и задир. И каждый день, идя по ступенькам школьной лестницы, чувствую себя ответственной за то, каким он будет для них, и что я оставлю в их сердцах от нашего общения сегодня.
Почему я классный руководитель?
Быть учителем-предметником интересно. Преподавать предмет, который знаешь, открывать целый мир, мир познания, безумно здорово! Но быть классным руководителем – значит проживать жизнь еще и еще. И каждый раз по-разному.
Благодарна я судьбе своей,
Что путь учительский она мне подсказала
Где силы я беру?- вы спросите меня
Да в детях, в детском смехе,
Шуме, сотни «почему?»
Их взгляд мне душу согревает
Дает мне силы вновь учить,
Творить, воспитывать, любить
И дальше жить.