СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе. Неотправленные письма.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе. Неотправленные письма.»

Стебенькова Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ пос. Новопушкинское»

Энгельсского района Саратовской области.


Эссе.

Неотправленные письма.

Наверное, так бывает и в сегодняшней жизни, жизни быстрой, стремительной, интернетовской …Бывает-бывает. Просто берешь ручку, лист бумаги и - вот он, неспешный, тихий разговор с кем-то очень близким и дорогим. И не очень-то хочется, чтобы послание твое было прочитано сию же минуту… И есть возможность вновь к написанному вернуться, перечитать и даже что-то подправить…Часто это просто размышления, мысли вслух …Сегодня мои мысли о Тебе, но – знаю- пишу для себя, чтобы понять и оценить, чем стала для меня наша встреча, моя встреча с тобой, маленькая солнечная девочка с большим сердцем…

Вот класс, ровно залитый солнечным светом,

И парта в первом ряду у окна.

Легко отворяется дверь кабинета,

С журналом и книгами входит она…

Она - это я. Действительно, легко распахиваю дверь и – зажмуриваюсь от неожиданности…СОЛНЦЕ! Много солнца! Вот добротный его кусок лежит прямо перед тобой, на твоей парте, весь в солнце и Артем, который упорно ждет твоего внимания, а я … Я с замиранием сердца шагаю в это солнце, горячее солнце твоей огромной души… И это такое высокое откровение... И такая ответственность…

…Это было давно. Возможно, это был мой первый урок в вашем классе. История собаки. История любви и предательства. На последних строчках мой голос дрогнул, в глазах появились живые слезы… Тишина в классе сгустилась, стала почти осязаемой… И вдруг- всхлип, негромкий, совсем настоящий, откуда-то со второго ряда…Так мы учились состраданию и умению принимать на себя чужую боль. Быть может, это одно из главных умений в жизни?

… Осень. Уже который день мир без солнца. И в школьном кабинете хмуро. И в душе какой- то непорядок. А у меня урок. Прямо перед звонком широко распахивается дверь и - О, Боже - солнце! Три ярко- желтых розы на длинных веревочках- стеблях в твоих руках. «У тебя сегодня праздник?»- спрашиваю. «Может быть», - загадочно отвечаешь ты, по- хозяйски наполняя вазу водой. Ставишь на видное место, рассудительно добавив: « Надо, чтобы всем попраздничнее стало…»

… Ты в классе шестом. Я собираюсь домой. Робкий стук в дверь. Открываю. Слезы! Огромные, как лужи, вмиг сделавшие мокрым все лицо. И глаза. Глаза, наполненные горем…Не от обиды за себя были те слезы! Просто ты всегда была щедра на любовь, на готовность защитить и помочь…

Ты, перешагивая из класса в класс, взрослела. Сейчас уже и не вспомнить, когда именно я вдруг поняла, что я иду за тобой… Конечно же, на уроках, шагая за мной, вы постигали все сложности сложных предложений, говорили о Пастернаке, но ты мне дала понять, что в ученике все-таки важно не только желание и умение учиться. Главное- это любовь. Кто-то с рождения владеет этим богатством- талантом любить, а кому-то надо этому учиться, учиться Любви…

… Уроки поэзии. Волшебное сочетание слов - и уже различимы звуки, краски, запахи. Странным кажется, что все рождается из слов привычных. Тут и есть тайна и волшебство. Это открытие. Открытие наше с тобой. Каким глубоким откровением прозвучал тогда Бунин:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду.

На уроке ты утверждала, что привычная дорога домой из школы была окрашена новыми чувствами: видеть все- все, слышать все простые звуки и все любить:

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...





Вот она, выведенная тобой формула «верной» жизни. Все просто. Если в прекрасном мире живут любовь и доброта, то нужно просто следовать заявленному нашим любимым поэтом: «Светить всегда, светить везде…», добавляя в этот мир частицу своей любви. Ты веришь в это. Я верю тоже ...

… Иду к вам на урок с Куприным. Волнуюсь. Что ты в свои шестнадцать знаешь о любви? Несколько жизненных наблюдений, какие-то смутные желания и предчувствия, которые живут еще где–то внутри…Поэтому, наверное, тебе всегда сложно говорить об этом на уроке. Но в тот день…В тот день, наверное, случилось нечто необъяснимое: что- то внутри тебя будто вспыхнуло, будто кто-то Великий вдохнул что-то в твое сердце… Мне показалось, что у тебя вдруг появилось совершенно четкое понимание того, что ты знаешь, ЧТО это, знаешь, как ее узнать, как не ошибиться! Вслед за моим негромким голосом твои глаза скользили по строчкам , ты видела совершенно живую картину: слышала голоса героев, чувствовала их настроение- ты их понимала, жила их жизнью… Казалось, что из самых глубин твоего сердца слышались удивительные звуки бетховенской сонаты и нежный шепот повторял: «Да святится имя Твое…» Потом ты напишешь в сочинении: «Я потрясена… Истинная любовь - Божье озарение, дар, талант светлого и бескорыстного сердца - счастье и горе одновременно…Спасибо Куприну за очередной урок такого чувствования и за мое открытие главного жизненного понятия - Любви…»

Когда, когда именно я почувствовала в себе ту невидимую нить, которая потянулась из моей души навстречу тебе, твоему слову? Или твоему Зову-Зову твоей Души. Какая-то струна, очень тонкая, живая, проснулась, вначале чуть слышно, потом громче стала звучать в моем сердце, позволяя мне чуть иначе воспринимать окружающий мир – еще ярче, звонче, богаче… Ты, сама того не ведая, заставляла меня расти…

Как-то после урока вдруг вспомнились строчки, выдернутые из Всемирной паутины:

Помнишь, нас учили быть птицами?

Ах, не отворачивай голову!

Птицами с волшебными лицами –

Чистыми, высокими, гордыми.

Птицами, летящими за море,

Чтобы обернуться, и – заново…

Вы, дети, не птицы. Но крылья у вас могут вырасти. Я так хочу дать вам крылья!

Сегодня с легкой грустью открываю дверь своего кабинета. Тебя не будет на моем уроке. Все растет на свете…У тебя уже другие учителя. А я всматриваюсь в глаза пятиклассников, новых моих учеников…Теперь- то понимаю: замечательно, если в классе много хорошистов, если они не по возрасту работоспособны и организованны, но «повезет» мне по-настоящему, когда разгляжу в них тот талант, который я теперь называю талантом человечности, талантом любви…

Помнишь минуты нашего расставания? Тогда, чуть волнуясь, ты сказала: «Удивительно, но я уверена, что знакома с Вашим Учителем. Вот стоит она у доски в темно- синем кримпленовом костюме, строгая, без ярких эмоций, со стихами Блока в руках…» Действительно, сколько раз я вам повторяла, что всему, чему учу я, научила меня Она, моя Вера Ивановна. А в самые ответственные моменты моей жизни она, как надежный страховщик, вдруг оказывалась за моей спиной… Теперь могу сказать, что ты, девочка- солнце, человек с большим сердцем, моя мудрая ученица, тоже мой страховщик, научивший меня в этой жизни чему-то настоящему… И сегодня я чувствую, я знаю, что снова и снова иду к тебе, к нашему с тобой Уроку…

Говорят, что свеча никогда не сгорит, если от ее пламени зажглась другая свеча…За моей спиной- мой Учитель, за твоей буду я, ты- уверена- тоже будешь за чьей-то…И будет вечно гореть свеча…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!