СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему «Библейские мотивы в творчестве А. С. Пушкина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное эссе является примером задания на уроке по творчеству А. С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему «Библейские мотивы в творчестве А. С. Пушкина»»

Сочинение-рассуждение на тему «Библейские мотивы в творчестве А. С. Пушкина»

Христианство на Руси появилось в XV веке. С этих пор русский язык неустанно пополняется различными религиозными словами и выражениями, а русская литература вплоть до наших дней полна библейских образов и мотивов. Но также Библия оказала огромное влияние на жизнь простого русского человека и его культуру. Данное религиозное писание не смогло пройти мимо и не внести вклад в жизнь поэта XVIII века – А. С. Пушкина.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина безусловно играет большую роль Библия. Он высоко ценил Священную книгу, что можно понять по многим фактам из его произведений и биографии. Известно, что в тридцать лет поэт начал изучать древнерусский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. Незадолго до смерти Пушкин написал предисловие к вышедшей в Петербурге книге, где высказал свое отношение к Евангелию.

Цитата: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие».

Важную роль играет Библия и в повседневной жизни поэта, о чём свидетельствуют его письма, в которых часто встречались строки из молитв, изречения, связанные с библейскими сюжетами и известные библейские фразеологические обороты.

Во многих произведениях Пушкина так же имеет важную роль Библия. В таком произведении, как «Борис Годунов», составляющей проблемой является покаяние, но как дополнительная, «привязанная» ко множеству других, то есть как одна из частных проблем исторической драмы А. С. Пушкина. Известно, что Борис Годунов не часто появляется в произведении. Но каждая сцена с ним символизирует внутреннее движение героя, различные движения на его жизненном пути, которые так и не привели героя к покаянию. Мы видим, как главный герой мучается и пытается перешагнуть через себя. Его душа мечется и ещё более «отворачивается» от Бога. В драме есть момент важнейшего выбора в судьбе Бориса Годунова, когда патриарх предлагает перевезти мощи убитого царевича в Москву. Но царь отказывается, потому что считает, что тем самым признал бы в Димитрии священного мученика. Своим выбором Борис Годунов не стремится «восстановить» свою жизнь, жизнь семьи и целое государство, которым он правит. Всё в одночасье рушится. Но на этом проблема покаяния в драме не заканчивается. Трагедия заканчивается ремаркой «Народ безмолвствует». Именно в этот момент Пушкин показывает, что народ – это голос проснувшейся совести.

В покаянии, при искреннем раскаянии и намерении исправить свою жизнь, происходит невидимое разрешение от всех грехов Спасителем. В этом таинстве наиболее полно выражена внутренний раскол бытия, в нем человек переступает через себя и приближается к Образу Божьему в себе. Понятно, что духовная драма Бориса Годунова — это драма не только частного человека. Его преступление сказывается не только на нем одном или близких ему людях. Это и есть «позднее раскаяние».

Библейские мотивы так же раскрываются в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Сюжет данного произведения повествует нам о трагической судьбе простого жителя в Петербурге, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь. В поэме «Медный всадник» - два основных героя, которые определяют сплетённые между собой и сталкивающиеся идейно-тематические линии. Это изображает образ Всемирного потопа в Библии, где Бог решил очистить Землю для новой, лучшей «породы» жизни людей. Среди них был единственный проповедник - Ной. В поэме прослеживается несколько библейских заповедей, и одна из них отражается в главном герое произведения – Евгении. В данном образе прослеживается мотив роптания на Бога и наказание за бунт. А. С. Пушкин сравнивает Евгения с Иовой, который в Библии преподносится нам, как справедливый и непорочный человек. Но Бог решает послать ему испытания и понять, каким же человеком предстаёт Иов на самом деле.

Жизнь – это подарок, который преподносит нам Бог, и мы обязаны беречь и наслаждаться им. В конце концов всему приходит в жизни конец, его необходимо принять, не испытывая страха или сожаления. Такова убеждённость Александра Сергеевича Пушкина.
Приведенными примерами мы можем понять, что Библия с её заповедями учит нас совершать добрые поступки, всегда быть справедливым по отношению к другим людям и гуманности. Святое писание оказало большое влияние и важную роль не только в произведениях автора, но на личную жизнь Александра Сергеевича. Его творчество также внесло огромный вклад во внутренний мир людей, и, возможно, даже поспособствовало к изменению чьей-то жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!