СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "История малой родины"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе об истории малой родины- башкирской деревни Абдулнасыр с трехсотлетней историей, участник Всероссийского конкурса "Хранители Родины"

Просмотр содержимого документа
«Эссе "История малой родины"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Муниципальное бюджетное общеообразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Целинное

муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан






ЭССЕ


на тему: «История моей малой родины – деревни Абдулнасыр»










Выполнила обучающаяся

11 класса

МБОУ СОШ с. Целинное

Абдулнасырова Айзиля Халитовна


















Целинное 2020



Родина... Как много значений вбирает в себя это слово! Для меня, почти уже взрослой девушки, которая стоит на пороге большой жизни, родиной является маленькая деревушка Абдулнасыр Хайбуллинского района, расположенная на юге республики Башкортостан. Я с 5 класса учусь в пришкольном интернате центральной усадьбы сельского поселения Целинный сельсовет и не могу привыкнуть к мысли, что жить и работать в своей деревне я не буду никогда, потому что она тихонько исчезает. Когда- то моя деревня процветала! Жители деревни работали на земле – выращивали хлеб, пасли скот. Дети учились в основной общеобразовательной школе, вечером зажигались огоньки деревенского клуба, функционировал медпункт. Сегодня в деревне закрыта школа, давно не работают клуб и медпункт. Постепенно стали разъезжаться мои односельчане кто, куда в поисках работы, в желании устроить детей в детский сад, да и просто на перспективу. А у меня на душе непреходящая печаль-тоска по моей деревушке. Отсюда досада, щемящая сердце, отсюда тоска по родной деревушке, моей малой родине. Мы растем, и наши знания о Родине постепенно расширяются. Чтобы лучше узнать необъятную Родину, нужно изучить свою малую родину, свой край, ту Башкирию “с березовый листок величиной”, о которой писал народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Не зря ведь говорят «кто не знает прошлого, у того нет будущего» и я решила внести небольшой вклад в историю родины, написать эссе об истории своей деревни, которая останется навсегда в моем сердце.


Деревня Абдулнасыр – от образования до начала XXвека.

Около двухсот лет назад, в начале ХVIII века, на берегу небольшой речушки Мунча, что относится к бассейну реки Урал и протекает у подножия Ирандыкских гор появилось поселение. Вокруг стояли непроходимые леса. Единственным местом, пригодным для проживания, была холмистая равнина у склонов горы Елбаш, что в переводе с башкирского языка означает «ветреная голова». Вот на этом месте по архивным материалам и была основана башкирами Тангаурской волости Ногайской дороги деревушка. Первое упоминание о ней известно с 1795 года. По некоторым источникам моя деревушка известна под названием Зильбаш. Якобы поселились здесь трудолюбивые люди, перенесшие тяготы кочевой жизни и решившие осесть в этих местах навсегда. Основным занятием моих предков было скотоводство и земледелие. Со временем деревня Зильбаш была переименована и стала называться Абдулнасыр в честь сотника Абдулнасыра Аслаева, который официально служил в должности казачье-мещарского войска. Первыми поселенцами деревни Абдулнасыр было казачье-мещарское воинство, состоящее из башкир Оренбургского уезда Оренбурской губернии. По некоторым письменным источникам из воспоминаний старожила Аслаева Юлдыбая говорится, раньше народ проживал в деревне Куватово, а на территорию Абдулнасыра переселялись только на летнее пастбище-яйляу. Ставили юрты, пасли коров, овец , верблюдов, лошадей. Со временем жители перестали кочевать и стали вести оседлый образ жизни. Вырубили леса и распахали земли, стали заниматься земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством.

Рядом проходила дорога « Канифа- юлы», которая вела в Караван-сарай города Оренбурга, что тоже имело немаловажное значение для жителей деревни, которые могли торговать излишками продуктов со своего хозяйства. Самая известная древняя дорога — северная ветвь караванных путей. По легенде, мать Канифы украли казахи, когда та была беременной. В неволе она родила дочь. Другие плененные башкирские женщины не хотели, чтобы Канифа повторила их судьбу, и уговорили ее бежать на родину предков. «Держи Полярную звезду всегда справа», — напутствовали они Канифу. Несколько месяцев пути привели ее на родину матери, а дорога с тех пор называется Канифа-юлы. Постепенно поселение увеличилось и превратилось в деревню. В 1816 году в деревне Абдулнасыр проживало около трехсот человек под командованием юртового старшины Алибая Иргалина 9-го башкирского кантона Оренбургского уезда Оренбурской губернии.

Итак, деревня образовалась в результате поселения башкир казачье-мещарского войска для охраны южных границ государства. Население занималось земледелием, скотоводством, охотой и торговлей.

1900-1940 –е годы XXвека.

Изучая историю своего края, я натолкнулась на материал об открытии в деревне первой мечети, датированной 1900 годом. Опять же по воспоминаниям старожила Аслаева Юлдыбая, к 1917 году деревня разрослась, численность жителей увеличилась в два раза, увеличилось и количество домохозяйств, в деревне при мечети открылось три медресе. В одной из них обучались дети казахов, а в двух других- дети башкир. Через два года в здании мечети открывается первая школа. Жизнь продолжается. Возможно, деревня и дальше продолжала бы увеличиваться, но голод, который в истории нашей страны наступил в 1921 году, унес очень много жизней. По архивным материалам того времени в переписных листах на полях встречается очень много пометок о погибших в голодные годы. Всего сохранилось 60 дворов, из которых в 1926 году произошло выделение хутора Аллаярово – 22 человека в пяти дворах, а в 1929 году – хутора Сукай-Таш, в котором проживали 78 человек в девятнадцати дворах. В период коллективизации с осени 1926 года по 1930 год деревня становится центром Абдулнасыровского сельского совета, в который вошли населенные пункты Абдулнасырово, Рафиково, Верхнее Исмаково, Нижнее Исмаково Хайбуллинской волости Зилаирского кантона БАССР. Председателем колхоза был Аслаев Калямбай, счетоводом Абдулнасыров Ахматкарим, мой прапрадед.

Изучая историю малой родины, я невольно провожу параллель с историей моей страны. Передо мной встают картины прошлого: революция, индустриализация, коллективизация, раскулачивание. В моей деревне тоже было проведено раскулачивание. Об этом говорится во многих источниках, но я слышала об этом из рассказов моей бабушки, которая всегда вспоминала семейную легенду о крепком хозяйственнике Аллаберды. Он имел большой деревянный дом с верандой, во дворе было множество хозяйственных построек, кучные отары овец, табун лошадей и стадо коров. У него была своя доильня для кобылиц и конюшня, сепаратор, по тем временам «неслыханная роскошь». Его раскулачили, отобрали все хозяйство и скарб в колхоз, арестовали в 1934 году, обвинив по статье "Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной должности при царском строе или контрреволюционных правительств в период гражданской войны " Так записано в архивных материалах. Приговорили Аллаберды к лишению свободы сроком на 5 лет. Как складывалась его жизнь в дальнейшем, легенда умалчивает, но в книге памяти есть запись о том, что он реабилитирован в 1989 году. Другая легенда тоже имеет место быть. В НКВД работал его родственник, который предупредил его об аресте. Аллаберды бежал сначала в казахские степи, затем перебрался в город Пласт Челябинской области. По историческим документам, он там, действительно, появился до войны и работал с сыновьями на золотоносной шахте. В городе Пласт до сих пор есть небольшая диаспора выходцев из деревни Абдулнасырово. Сбежал ли он, или все же отсидел, об этом доподлинно неизвестно.

Таким образом, в начале прошлого века, как и всю нашу страну, деревню Абдулнасыр коснулась сплошная коллективизация. Богатые и зажиточные крестьяне были раскулачены, лишены нажитого добра и сосланы в Сибирь, либо арестованы. Колхозники продолжали работать за трудодни, выполнять план хлебозаготовок. Все выращенное колхоз отправлял в закрома Родины.

Деревня в годы Великой Отечественной войны.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт из деревни Абдулнасырово ушли 100 человек мужчин и парней призывного возраста, что составляло почти половину жителей деревни на тот период. Живыми вернулись немногие, в списке на обелиске записаны 22 фамилии. Многие погибли в первые месяцы войны, многие пропали без вести. Вместо ушедших на фронт работали их отцы и матери, жены, сестры и дети. Борьба за хлеб была самым важным условием обеспечения победы, и жители деревни хорошо понимали это. А по вечерам женщины устраивали посиделки, в долгих беседах о проклятой войне, об урожае, они шили рукавицы, вязали носки и варежки, чтобы собрать посылку солдатам и отправить на фронт. Работали ночами и днями, не жалея сил. Работали и дети. Работа была трудная. Во время войны все от мала до велика трудились в тылу под девизом «все для фронта, все для победы». Женщины, совсем молодые девчонки, старики, подростки самоотверженно трудились во благо родины, выполняли все работы, не жаловались, делая даже то, что им было не под силу. Женщины вынесли всю тяжесть крестьянского труда на своих плечах, никто не роптал, наоборот, стали друг другу опорой и поддержкой. Желание было одно - все только и молились о скорой победе наших солдат в этой страшной войне. Не только штыком, но и молотом ковалась Великая победа.

В центре деревни стоит обелиск павшим во время Великой Отечественной войны, на ней начертаны 22 фамилии тех, кто вернулся с войны. Многие мои односельчане и по сей день ищут пропавших без вести родственников. Для них трудность в поиске пропавших заключается в том, что нет фотографий родных, в то время фотографа в деревне не было. У некоторых односельчан, ищущих родных, нет точной даты рождения погибших, так как не было паспортов. Также не сохранились письма с фронта, к тому же было много безграмотных башкир, не умевших писать и читать, возможно, из-за незнания русского языка и письма не писали домой. К 75-й годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне жители нашей деревни приняли активное участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Было приятно видеть односельчан, с гордостью несших портреты ветеранов, зачастую, просто с надписями фамилий, имен и отчеств родных, не вернувшихся с войны. Многие мои земляки обращаются в архив республики, чтобы найти хоть какую информацию о пропавших без вести во время войны родственников, чтобы изучить родословную и создать шежере, чтобы реабилитировать имена родных, в годы войны попавших в плен или пропавших. В нашей семье тоже есть пропавший без вести на полях сражений - это мой прадедушка, Абдулнасыров Ахметхужа Сулейманович. К сожалению, никакой информации о нем пока мы не нашли. В семье не сохранилось ни одной фотографии, ни одного письма, ни одной весточки. Бабушка рассказывала, что фотографий не было в то время ни у кого, это после войны стали появляться фотокарточки.

Я надеюсь, что имена всех погибших, пропавших без вести в этой страшной войне, будут найдены и увековечены в памяти народной. Не зря ведь говорят, кто ищет, тот всегда найдет. И мы не теряем надежды, ежегодно посылаем запросы в архивы не только республики, но и страны, в поисках малейшей информации о родных и близких.

История каждого солдата и ветерана Великой Отечественной войны примечательна и важна, значима для моих односельчан и для меня. Расскажу о славном боевом пути одного из наших родственников по отцовской линии – это Аслаев Абрар Агзамович, уроженец деревни Абдулнасыр, 1924 года рождения.

В 1942 году восемнадцатилетний Абрар вместе со своими сверстниками уходит на фронт Он был направлен в 153-ю стрелковую дивизию. В одном из боев его ранят. После непродолжительного лечения в госпитале его направляют в 563-ю дивизию. Абрар Агзамович принимает участие в освобождении городов Брянск, Смоленск и многих других населенных пунктов. В 1944 году получает серьёзное ранение в ногу.

В госпитале он лишается ноги, его отправляют домой. Благодаря стойкости, силе воли и выносливости, он мужественно выдерживает все испытания судьбы, долгое время работает в деревне счетоводом, затем бухгалтером. Он был награжден Орденом Отечественной войны I степени. Сегодня все дети его живы и здоровы, на заслуженном отдыхе, давно стали дедушками и бабушками, воспитывают внуков.

Другой мой земляк, ветеран Великой Отечественной войны Аманбаев Хурматулла Гизатович, 1925 года рождения.

Он окончил начальную школу в деревне Абдулнасыр, дальнейшее образование получил в семилетней школе в деревне Верхнее Смаково. Когда началась война, он досрочно получил свидетельство об окончании семилетней школы. Счетовода из деревни Абдулнасыр забрали на фронт, заменить его было не кем, и тогда на эту должность директор школы предложил Хурматуллу. За короткое время, обучившись счетному делу, чуть позже пройдя двухмесячные курсы в Юлдыбаево, Хурматулла приступает к работе колхозного счетовода. В 1943 году его призывают в армию. Первую военную подготовку он получает в Тоцких военных лагерях, далее проходит курсы радиотелеграфистов в городе Тбилиси, и 8 января 1944 года его, в качестве радиста, направляют в 316-ю стрелковую дивизию 3 – го Украинского фронта. Мне запомнился рассказ об удивительной встрече Хурматуллы агая с Мустаем Каримом, когда его приглашали в школу на Урок Мужества. Там, на фронте, он встретился с военным фотокорреспондентом, когда услышал, что военкор тоже из Башкирии, обнялись с земляком, разговорились, даже сфотографировались на память. Он показывал нам, дорогую ему, фотографию. Это был Мустай Карим, будущий народный поэт Башкортостана. Хурматулла агай участвовал при форсировании реки Сиваш, в Балатонском сражении, освобождал Венгрию, а закончил войну в Австрии. Он был отважным, храбрым воином, об этом говорят его боевые награды – орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многие другие. Истории солдат учат нас быть настоящими людьми, восхищают силой духа, которую они имели, когда преодолевали трудности военного лихолетья.

Как и вся страна, деревня отдала войне своих лучших сыновей. Я горжусь своими земляками, участвовавшими в Великой Отечественной войне. Хочу продолжить сбор материала об участниках Великой Отечественной войны из деревни Абдулнасыр и участвовать в исследовательском проекте «Никто не забыт, ничто не забыто!» Сегодня в деревне Абдулнасыр давно нет живых участников Великой Отечественной войны, уже не осталось и ветеранов тыла.

Мой край — край замечательных людей. Мой родной край, моя маленькая родина, где жили мои прадеды и прапрадеды, которые учили своих детей добру, честности, трудолюбию, любви к родной земле, жили и трудились, воевали и защищали для нас, для будущих поколений.

Деревня Абдулнасыр со второй половины XX века по настоящее время

В послевоенные годы восстанавливается мирная жизнь, история деревни и колхоза в этот период неразрывны. В Хайбуллинском районе приступили к реализации плана преобразования природы. Развернулись работы по посадке лесополос, строительству прудов и водоемов. Остро встал вопрос о повышении культуры земледелия. Была поставлена задача – превратить Хайбуллинский район в производителя зерна и на этой основе развивать животноводство.

С 1954 года для района начались годы подъема целины. Были вспаханы тысяча и тысяча целинных и залежных земель. Организованы 3 целинных совхоза – «Хайбуллинский», «Маканский», «Матраевский», которые находились недалеко от деревни. Абдулнасыр вошел в состав Хайбуллинского совхоза одноименного района. За счет освоения новых земель увеличилось производство зерновых культур, возросло и производство продуктов животноводства. Все жители деревни трудились либо на полях, либо на фермах. Трудились на совесть, от рассвета до заката. Многие земляки стали передовыми механизаторами и животноводами. В 1970-1980 годы деревня Абдулнасыр достигла наибольшего расцвета в области земледелия и животноводства. Было получено 30 тысяч центнеров зерна, государству продано до 8 тысяч литров молока, 1тысяча центнеров мяса.

В 1981 году в деревне был построен новый клуб, в 1989 году открылся новый магазин, проложены дороги, построена основная школа. Открыли детский сад, фельдшерский пункт.

Преобразования 90-х годов, переход к рыночной экономике не могли не коснуться и моей деревни. Весной 2000 года в Абдулнасырово был образован сельскохозяйственный кооператив, затем его преобразовали в коллективно-фермерское хозяйство, а потом состоялась процедура банкротства. Так моя любимая деревня осталась предоставлена сама себе. Какое то время работали бюджетные организации. Постепенно рабочих мест и достойной заработной платы не стало. Все трудоспособное население начали потихоньку переезжать: кто в центральную усадьбу, кто в районный центр, а кто- то подался в поисках работы на север. Сегодня в деревне остались жить одни пенсионеры. Молодежь в поисках более комфортной жизни не стремится возвращаться в родную деревню. Мои родители тоже ждут, когда их дочь окончит школу, чтобы переехать в районный центр. От этой мысли мне становится грустно-грустно.

Но, несмотря на все трудности, деревня сегодня живет, а жители надеются на его второе рождение. Каждый человек на Земле должен помнить и любить свой родной край, свою родину, уважать её и, если понадобится, защищать. Непременно, надо знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю.

В своей творческой работе я непременно хочу сказать о людях, которые являются выходцами из деревни Абдулнасыр. Они родились в этой маленькой деревне, окончили школу, получили образование, стали известными людьми и внесли достойный вклад в процветание родной республики. Местные жители, в том числе и я, гордятся своими земляками. Вот они:

Адигамов Абдулла Камалетдинович – партийный и государственный деятель, член правительства Башкирской АССР в 1918—1923гг.

Аманбаев Хурматулла Гизатович – кавалер Ордена Красной Звезды, кавалер Ордена Отечественной войны II степени, кавалер почетного звания «Почетный радист СССР».

Аслаев Абрар Агзамович – кавалер Ордена «Знак Почета», кавалер медали «За освоение целинных и залежных земель», кавалер Ордена Отечественной войны I степени, председатель Целинного сельского совета Хайбуллинского района в 1959-1963 гг.

Аслаев Анвар Абрарович – лауреат республиканского фестиваля «Жемчужины народного творчества», председатель Целинного сельского совета Хайбуллинского района в 2003-2007 гг.

Аслаева Гульсира Салиховна – кавалер почетного знака «Отличник народного просвещения РСФСР».

Исянбаев Ишбулды Султангалеевич – кавалер Ордена «Знак Почета».

Саитов Уильдан Гильманович – директор научного издательства "Башкирская энциклопедия", член Президиума Академии наук РБ, Заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан.

Файзуллин Аитбай Абдулхакович – солист Башкирского государственного академического ансамбля танца имени Файзи Гаскарова, кавалер почетного звания «Заслуженный артист БАССР», кавалер почетного звания «Народный артист БАССР».

Файзуллин Хайбулла Сайфуллович – кавалер почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства БАССР»

Сиражитдинов Юлай Дидарович – кавалер почетного звания «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», сегодня начальник Управления образованием администрации Хайбуллинского района.

Таким образом, история деревни Абдулнасырово неразрывно связана с историей страны и имеет много интересных фактов для исследования.

1. История деревни начинается с начала XVIII века.

2. Небольшое поселение к концу XIX века превратилось в большую деревню.

3. Великая Отечественная война стала общим для всех горем

4. Я горжусь своими земляками – участниками Великой Отечественной войны.

5. В тылу люди трудились ради Победы, не жалея своих сил.

6. После войны мои земляки работали, поднимали хозяйство, покоряли целину.

7. Благодаря труду людей колхоз стал одним из самых лучших, передовых.

8. Деревня Абдулнасыр имеет богатую историю, которая представляет определенный интерес для тех, кто занимается изучением родного края.

9. Краеведение помогает лучше узнать историю России.

10. Собранный материал служит воспитанию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Изучение истории деревни открыло много нового, помогло мне лучше узнать историю своей Родины. Слушая коренных жителей, я пришла к выводу, что в нашей деревне всегда жили трудолюбивые, мужественные, преданные своей Родине люди.

К сожалению, у современной деревни существует множество проблем и одна из них – демографическая, многие люди предпочитают жить в городах, в крупных населенных пунктах с развитой инфраструктурой. Но одно остается неизменным, мы должны помнить наш родной край, малую родину. Это нужно для того, чтобы передать нашим детям, внукам и правнукам живое доказательство нашей истории.

В нашей деревне Абдулнасыр, с богатым историческим прошлым, много уникальных мест. Но для моих сверстников эти края могут быть интересны уникальными природными памятниками, сохранившимися до наших дней.

Камень, вылизанный верблюдом. У нас его называют «Дойя ялаган таш».

По легенде, которую рассказывают местные старожилы, этот камень сохранился с далеких времен, когда в хозяйстве у деревенских жителей были верблюды. Для башкир это животное было не только вьючным животным, неприхотливым в дороге. Оказывается, жители деревни пили верблюжье молоко, питались верблюжьим мясом. Верблюды лизали камень из-за содержания в нем соли, которое необходимо для поддержания их жизнедеятельности. В результате постоянного облизывания, в камне образовывались глубокие ямки.




Гора Елбаш.

Его высота всего 585 метров от уровня моря. Но если забраться на его вершину, что мы часто делали в детстве, то можно увидеть семь деревень, расположенных в нескольких километрах от деревни Абдулнасыр. Елбаш – один из отрогов Ирандыкских гор, относящихся к Уральским горам. Вершина горы имеет, в целом, округлые мягкие очертания. К югу горы постепенно понижаясь, переходят в холмистую равнину. По склонам растут заросли дикой вишни, чилиги и шиповника. На холмистых равнинах растут ковыль и разнотравье.

Вблизи деревни растет одинокая сосна, возраст которой определили в 300 лет. Это самое старое дерево в наших краях, учитывая, что сосны встречаются крайне редко в степной зоне. Недалеко от деревни есть березовая роща, осинник и небольшие лиственные лесочки. Летом мы часто ходим собирать ягоды земляники, костяники и лесной малины.

Я могу продолжать рассказ о своей малой родине ещё очень долго. Но хочется сказать главное: надо сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и помнили, чем восхищались их предки! Когда я смотрю на окрестности деревни, на гору Елбаш, на озеро «круглое», так прозвали его местные жители, у меня сильней бьётся сердце, на душе становится так тепло и радостно, ведь я знаю, что всё это наше, родное, знакомое с первых дней жизни. Я испытываю чувство любви и гордости за свой родной край.

Я окончательно не решила, кем я стану после окончания школы, какую профессию выберу, как сложится моя судьба. Однако, я верю в то, что свою малую родину, свою деревушку, мой родной Абдулнасыр, я не забуду никогда. Буду с радостью возвращаться в родные места, навещать родных и верить, что когда-нибудь моя деревня вновь оживет, станет краше и богаче.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!