СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - Учитель"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на конкурс "Учитель года - 2020"

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я - Учитель"»

Эссе «Я – учитель!»


«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,

а тот, кто помогает тебе стать самим собой…»1

(Светлов М.А., советский журналист и поэт)

С каждым годом наша жизнь становится все увлекательнее и динамичнее: подрастает поколение за поколением, развиваются инновационные технологии, делающие нашу жизнь комфортнее и беззаботнее. Все это заставляет невольно задуматься о том, какой след в истории останется после нас, что мы оставим потомкам?! Еще В.А. Сухомлинский писал, что каждое поколение накапливает определенный багаж знаний и жизненного опыта, который передается последующим поколениям. Важнейшая роль в этом процессе отводится педагогам: именно на них возлагается задача передать наследие предков от поколения к поколению, причем так, чтобы не только сохранить опыт предков, но и преумножив его.

Несмотря на тот факт, что с каждым годом по мере развития информационно-коммуникационных технологий формы передачи знаний между поколениями меняются, меняются технологии обучения – учителя с древнейших времен выступают уважаемой частью общества и поддерживают престижный статус профессии из года в год. Это стало одной из причин, побудившей меня выбрать профессию педагога в далеком 1983 году.

Может быть, на выбор профессии повлияла моя мама, вернее отношение маминых бывших учеников, которые приходили в гости, рассказывали о своих успехах, советовались с ней. Проучившись в педагогическом институте, я приехала работать в Белоярскую среднюю школу. Моим наставником была Володина Галина Ильинична, она всегда говорила, что учитель – это пример для подражания, дети как губка впитывают и плохое и хорошее, надо быть именно хорошим примером. Причем во всем. Первые годы было тяжеловато, классы достаточно большие по 26 и по 32 человека, нагрузка 30 часов, карточки писала вручную через копирку, сочиняла по 10 вариантов. Через несколько лет я поняла, что я на своем месте, когда мой бывший ученик на вечере встречи поблагодарил меня, сказав, что ему было учиться легко.

Оглядываясь назад и анализируя свой путь профессионального становления, отмечу, что в настоящее время при профессиональной подготовке будущих учителей важно принимать во внимание особенности современного общества, особенности «современных» учеников.

Выбирая профессию учителя, молодые люди должны осознавать ее значимость и принимать тот факт, что современные школьники имеют безграничный доступ к различной информации, возможность сиюминутного обмена информации с помощью мессенджеров и социальных сетей. Они проводят в Интернете длительное время, читая новость за новостью, просматривая ролик за роликом. Они восхищаются и завидуют, злятся и радуются, фантазируют и продолжают просмотр новостных лент социальных сетей. В результате этого внимание детей рассеивается, быстро переключается. В ряде учебных заведений вводятся локальные акты, запрещающие использование мобильных телефонов и планшетов во время учебных занятий, однако я не разделяю данных мер. На мой взгляд, в данном случае для детей нужно создать такие условия, в которых у них не будет ни времени, ни желания использовать мобильные устройства: насыщенный урок, выполнение творческих заданий, блиц-опросы, групповая работа. Кроме того, гораздо полезнее для образовательного процесса внедрить гаджеты в рамки учебных занятий для поиска и анализа информации, обмена результатами работы, прохождения электронного тестирования, геймификации.

Указанные мною выше пути решения проблемы находят отражение в современных технологиях обучения, применяемых в школах. Во многом развитию данного направления поспособствовало создание на базе школ центров образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Для детей из сельских школ стали доступны квадрокоптеры, VR-шлемы, 3D-оборудование, робототехника. Все это дает возможность нам, педагогам, заинтересовать учащихся, вселить в них веру в собственные безграничные возможности, продемонстрировать им противоречивость и ошибочность отдельных сведений, опубликованных Интернете. По началу, меня, как педагога с большим стажем, в некоторой степени настораживала идея работы такого центра на базе нашей школы, однако, видя, как глаза детей буквально горят заинтересованностью, все мои сомнения растворились.

Основной целью учителя в современных условиях, на мой взгляд, выступает поиск и реализация путей адаптации ребенка в современном обществе, открытия перед ним безграничных возможностей достижений науки и техники, приобщение к общественно – полезному труду, воспитание конкурентоспособного члена современного общества.

Каким образом учителю достичь всего этого? Ответ на этот вопрос я вижу, прежде всего, в профессиональном росте учителя. К примеру, во время прохождения курсов повышения квалификации по робототехнике многие простые вещи, касающиеся программирования роботов, которые казались мне ранее очевидными и давно известными, открылись для меня совсем с другого ракурса. Несмотря на то, что в моих руках имеется богатый инструментарий: педагогическая интуиция, личный опыт и т.п., часто наш опыт играет с нами злую шутку: не редко мы видим то, что привыкли видеть, а не то, что имеется на самом деле. Штампы, установки, усталость не редко скрывают от нас индивидуальность ребенка, поэтому современному учителю очень важно уметь определять внутренние особенности детей и их потребности, если учитель действительно желает научить.

Ян Амос Каменский писал, что «совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». Однако у многих в этой связи возникает вопрос, а как мотивировать детей изучать столь сложные предметы как математика, физика, информатика? Появлению интереса учащихся во многом способствуют перемены и улучшения образовательного процесса в целом.

Безусловно, учителя по-прежнему должны продолжать решать традиционные урочные задачи, считая это своей учительской миссией, однако важно «оживлять» процессы решения урочных задач, наполнять его таким содержанием, которое рождается «здесь» и «теперь», постепенно формируя живой и содержательный процесс образования, здраво оценивая и понимая значимость получения знаний и для учеников, и для учителей, и для развития образования в целом.

Несмотря на то, что каждому учителю свойственна своя система ценностных ориентаций, обусловленная условиями деятельности, собственным опытом жизни и уровнем профессиональной подготовки, важную роль в нашем профессионализме играют именно ценностные ориентации: то, ради чего мы проходим курсы повышения квалификации, какие ставим перед собой цели, как их достигаем. Осознание своих ценностных ориентаций позволяет разрабатывать план личностного развития, обретающий истинную ценность в процессе взаимодействия между учителем и учеником. Воплощая все это в работе, анализируя свои способности, осмысливая результаты собственной деятельности и определять дальнейшие задачи и пути их достижения, педагог в полной мере реализует свое призвание.

Подводя итог, хочется сказать, что, понимая то, что обучение детей – это мое призвание, я не испытываю трудностей с поиском мотивации, во время каждого урока вполне могу быть собой, противостоять внешним обстоятельствам и ежедневной рутине, получать удовольствие от общения с детьми. Да, сегодня дети «другие», они растут в соответствии с возможностями и требованиями современного мира, но, тем не менее, они, как и мы, хотят быть успешными, именно поэтому стремление к достижению их счастья – самое главное в нашей работе.

Несмотря на то, что от современного учителя требуется выдержка, чувство ответственности, благородство; интеллектуальное совершенство и моральная чистота, чувство юмора, тактичность, соответствие тем нравственным идеалам, которые родители хотят воплотить в детях, хочется отметить, что в настоящее время мы наблюдаем довольно неблагоприятную картину. Учителя начинают понимать, что результат их воспитания – это не оценки в журнале, а успешные взрослые люди. Без самообразования и самовоспитания учителя процесс не сдвинется с места. Именно к этому я стремлюсь, осознавая, что учитель – это не только моя профессия, но и мой образ жизни!



Список источников и литературы

  1. Грабина Н.В. Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. – С. 41 – 44.

  2. Светлов М.А. Стихотворения и поэмы. – М. : Советский писатель, 1966. – 496 с.

1 Светлов М.А. Стихотворения и поэмы. – М. : Советский писатель, 1966. – С. 263.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!