6 класс
Тема: Если в лесу вас застигла гроза
Цели:
- организовать деятельность учащихся по изучению правил поведения во время грозы;
-способствовать развитию умения работать с источниками, делать обобщения;
- создать условия для формирования безопасного поведения на природе
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные: научатся определять признаки надвигающейся грозы, составлять правила безопасного поведения во время грозы, если турист заблудился.
Личностные результаты
- будут сформированы основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, будет развит опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД
-научатся владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-будет сформировано и развито экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
1. Вы знаете (актуализация знаний)
Фронтальный опрос
-Каковы правила разведения костра во время дождя?
-Где категорически нельзя разводить костёр? Почему?
-Что такое кострище и где его устраивают?
-Как вы думаете, почему дрова для костра нужно подкладывать колодцем или пирамидкой?
2. Вы узнаете ( мотивация)
Просмотр мультфильма о Лунтике (серия "Гроза").
Учебный диалог
- Чего боялся паук Шнюк?
- Почему появился этот страх?
- Смог ли он преодолеть свой страх? Каким образом?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Гроза)
- Правильно ли поступил Лунтик, что во время грозы выбежал на улицу?
- Что могло с ним произойти? Дополните тему урока. (Безопасное поведение во время грозы)
-Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало в лесу так темно, точно в нём собрались все ночи. (М.Горький) Дополните тему урока, прослушав слова М.Горького.
-Выясните , какова цель урока , по разделу §13 «Вы узнаете»
3. Изучение нового материала
Учебный диалог
- Что такое гроза?
-Что такое грозовой фронт?
Самостоятельная работа с учебником
Проверьте свои определения понятий «гроза», «грозовой фронт» с определениями ,данными в учебнике (стр.67-68).Запишите определения в тетрадь
Рассказ учителя с элементами беседы
- Какие виды молний вы знаете?
-Как вести себя во время грозы в различных ситуациях?
Основные понятия:
гроза, грозовой фронт, шаровая молния, сухая гроза
4.Проверяем знания (первичное закрепление полученных знаний)
Игра «Да-нет» ( с сигнальными карточками «да»-зелёный цвет, «нет»- красный , с проверкой по слайду)
- Гроза опасна, прежде всего, молниевым разрядом.
- Гроза сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
-Если гроза застала вас в парке, укройтесь под кроной высокого дерева.
-Эффективным средством защиты от молний являются молниеотводы.
-Молниеотвод можно изготовить самим.
-Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, продолжайте движение в нужном вам направлении.
-Если в ваш дом влетела шаровая молния нельзя убегать и делать резких движений.
-Нахождение во время грозы в городе опасно, лучше переждать грозу на открытой местности.
Фронтальный опрос
- В какой период в центральной части нашей страны наблюдаются грозы?
- Что опасно держать в руках во время грозы?
-Какое физическое явление представляет собой основную опасность для человека во время грозы?
5.Учимся безопасной жизни (практическая часть)
Решение ситуационных задач в группах
1-я:Представьте,что вы гуляете в парке, где растут высокие деревья. Неожиданно началась гроза. Что может быть источником опасности для вас? Как нужно вести себя, чтобы не пострадать?
2-я: Вы купались в реке. неожиданно началась гроза. Вы останетесь в воде или быстро постараетесь перебраться на берег? Какое решение будет правильным?
3-я: Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия.
4-я: Вы с друзьями отправились в лез за грибами. Стоял июль, было жарко и душно, но внезапно налетел ветер, небо покрылось тяжёлыми грозовыми тучами, пошёл дождь, о потом началась гроза. Поскольку дождь был очень сильный, вы укрылись под кроной раскидистого высокого дерева, стоящего посреди широкой поляны.
-Правильно ли вы выбрали место для того, чтобы переждать грозу?
-К каким последствиям может привести такой выбор?
-Где нужно укрываться от грозы, чтобы обеспечить себе безопасность?
Работа в парах с источниками
Пользуясь учебником, составить памятку «Как себя вести во время грозы в лесу»
стр.68-69
6. Самоконтроль и самооценка
Самостоятельная индивидуальная работа с проверкой по образцу
Вставьте пропущенные слова:
гроза- это _________________явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные _______________разряды- ______________,сопровождаемые громом.
7. Рефлексия
Д/З § 13 , сообщение «Растения- барометры»