СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Если ребёнок путает звонкие и глухие согласные звуки.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации как помочь ребёнку научиться различать звонкие и глухие согласные звуки.

Просмотр содержимого документа
«Если ребёнок путает звонкие и глухие согласные звуки.»

Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков

Учитель-логопед:

Мелехина Е.Ю.

В русском языке согласные звуки имеют глухую и звонкую пару. Эти пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков. Поэтому становится очевидным, что могут наблюдаться дефекты озвончения и оглушения. Которые, тем не менее, нельзя назвать нормой, и с которыми необходимо работать. Возникают при:

  • снижении физического слуха;

  • несформированности фонематических процессов;

  • нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.

Виды дефектов озвончения и оглушения

1) Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).

Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков (б, д, г и их мягкие пары), щелевые звонкие сохранены («У мена заполела колова и корло» — «У меня заболела голова и горло»).

2) Дефект оглушения («В волосах савязана бандом ленда» — «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.

Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].

  • поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе;

  • сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

Общими приемами для всех случаев являются следующие:
1. Логопед произносит данный звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание голосовых связок (для восприятия вибрации голосовых связок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки, так как тактильно-вибрационная чувствительность лучше всего передается через кости, а в этой части много косточек, и они близко расположены к коже). Далее ребенок сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую на гортани логопеда. В результате этого приема нередко получается звонкий звук. Кроме вибрации используется и движение всей гортани в целом.
2. Одним из эффективных приемов является употребление «голубиного голоса » (воркование голубя ). Он издается гортанью при закрытом рте (но не в нос). Когда ребенок усвоит его предлагаем «гулить» перед озвончаемым согласным звуком и «с разбега», без паузы, произносит его. Особенно хорошо пользоваться этим приемом при озвончении взрывных звуков (Б, Д).
3. Последовательно и протяжно произносятся гласные звуки , каждый сначала шепотом , а затем громко. После этого непосредственно переходим к аналогичному произношению нужного согласного звука.
Пример озвончения звука «З»:
Шепотом – А Шепотом -И
Громко –А Громко - И
Шепотом -Э Шепотом - С
Громко – Э Громко – З

Ребенок незаметно для себя по аналогии с гласными в силу образовавшегося стереотипа произносит и согласные ,т.е. «З» произносит звонко .Важно , чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны (И-С, О-Ш, У-В, А-К ).
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносятся отрывисто :
Шепотом- А,А,А,А. Шепотом – Э,Э,Э,Э.
Громко – А,А,А,А. Громко –Э,Э,Э,Э.
Шепотом – О,О,О,О. Шепотом – Т,Т,Т,Т.
Громко – О,О,О,О. Громко – Д,Д,Д,Д.
Сначала озвончаем фрикативные звуки, а затем взрывные.
4. Фрикативные звуки иногда легко «озвончить» таким способом: согласный произносим шепотом, а затем не прерываясь подается голос под указание логопеда :Ф,П,Т,С,Ш,К, В,Б,Д,З,Ж,Г.
5. Иногда озвончение достигается использованием таблички, на которой глухие звуки сопоставляются с соответствующими звонкими. Ребенок, зная или вновь усвоив звонкость наиболее легкого для него согласного одной вертикальной пары, глядя на таблицу, нередко по аналогии произносит и остальной ряд звуков.
Следует обратить внимание на озвончение согласных звуков в случаях «недостаточно развитой » звонкости. Для этого сопоставляются глухие и звонкие и таким образом устанавливается коренное различие между ними. Для усиления голосового компонента ребенку предлагается закрыть руками уши или заткнуть ушные каналы пальцами и произносить В или З, Ж. Затем используя контроль рукой вибрации гортани и деле на паронимах объясняется смысловое значение, различие звонких и глухих звуков. Эти приемы, конечно, полезны и в случае полного отсутствия звонкости.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!