СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Если душа родилась крылатой….», посвященной жизни и творчеству М.Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия предложен в форме  литературно-музыкальной композиции. Рекомендации включают в себя дидактические и методические материалы, нацеленные на приобщение учащихся к подлинным художественным ценностям.

Просмотр содержимого документа
««Если душа родилась крылатой….», посвященной жизни и творчеству М.Цветаевой»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению

литературно-музыкальной композиции

«Если душа родилась крылатой….»,

посвященной жизни и творчеству М.Цветаевой





Мачеева Анна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназии № 16

Тракторозаводского района Волгограда








Волгоград 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка 3

  2. Методика подготовки

литературно-музыкальной композиции 4

  1. Заключение 9

  2. Список используемой литературы 10

  3. Приложение 11







































Пояснительная записка

Важным звеном в общей системе обучения литературе является

внеклассная работа. Тесно связанная с обязательной программой, с общим

направлением процесса обучения, она содействует духовно-нравственному

воспитанию учащихся, расширению их культурного кругозора, установлению ценностных ориентиров в изучаемом материале, углублению полученных на уроках знаний, формированию устойчивой личной потребности в освоении культурного пространства.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы и могут быть использованы при проведении литературно-музыкальной композиции «Если душа родилась крылатой...», посвящённой жизни и творчеству М. Цветаевой.

Сценарий мероприятия предложен в форме литературно-музыкальной композиции. Рекомендации включают в себя дидактические и методические материалы, нацеленные на приобщение учащихся к подлинным художественным ценностям.

Методические рекомендации подготовлены методическим объединением учителей русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда».

Следует отметить, что педагоги по своему усмотрению могут вносить в них изменения, сокращая или дополняя, соизмеряя объём и содержание работы с уровнем подготовки класса.







Методика подготовки литературно-музыкальной композиции

Литературно-музыкальная композиция как своеобразный методический «жанр» обладает рядом достоинств. Она позволяет соединить эмоциональный и рациональный виды деятельности в ходе знакомства с личностью и творчеством поэта, учесть возрастные особенности учащихся, вызвать непосредственный интерес к изучаемому материалу.

Литературно-музыкальная композиция позволяет преодолеть психологическое противоречие, обусловленное отрывом ученика от писателя, а писателя (его личности) от произведения, соединить часто несоединимые в сознании школьника понятия: личность (носитель каких-либо качеств, свойств, убеждений, принципов) и писатель (создатель конкретного произведения).

Данный методический «жанр» дает возможность сочетать различные

приёмы работы и виды деятельности учащихся, что особенно важно для

решения проблемы активизации читательского опыта.

На первых этапах разработки методики изучения биографии М.И.Цветаевой актуальными оказываются следующие моменты:

- Роль литературно-музыкальной композиции в активизации читательского опыта учащихся.

- Проблемы, встающие перед учителем при использовании литературно-музыкальной композиции.

- Принципы и пути отбора материалов для литературно-музыкальной композиции

- «Алгоритм» работы учителя по созданию литературно-музыкальной композиции.

-Требования к тексту литературно-музыкальной композиции.

При подготовке литературно-музыкальной композиции следует помнить о том, что она должна выполнять чёткие дидактические задачи, максимально способствовать активизации читательского опыта учащихся,

ориентироваться в процессе отбора материала на знания историко-

литературного и биографического характера, столь необходимые читателю-профессионалу. Всегда существует опасность превратить композицию в концертно-развлекательное мероприятие, не имеющее отчётливой образовательно-воспитательной направленности. Поэтому учителю, решившему использовать данную форму, следует предварительно поставить перед собой ряд вопросов:

  1. С какими учебными, воспитательными и развивающими целями

привлекаются те или иные материалы литературно-музыкальной композиции?

Как учитываются при её подготовке ведущие составляющие знаний профессиональных читателей, а также характерологические,

мировоззренческие, читательские аспекты личности Цветаевой, запечатлённые в художественных текстах?

2. Какова будет методика работы с материалами литературно-музыкальной композиции?

3. Каково место литературно-музыкальной композиции в системе внеклассных мероприятий?

Литературно-музыкальная композиция как часть искусства словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель, обладающая высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью, ассоциативностью.

Представленная работа ставит своими задачами приобщение учащихся к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимых условий становления человека, духовно богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно относиться к себе и к окружающему миру.

Знакомство учащихся с произведениями Марины Цветаевой расширяет представление учащихся о её духовности и высокой нравственности, о многообразии художественной культуры в целом.

Во время подготовки и проведения литературной композиции педагоги предлагают использовать различные виды речевой деятельности. Слушание – разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной речи. Оно благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности на её выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.

Восприятие (глобальное, детальное, критическое) предполагает восприятие в целом или самыми главными смысловыми блоками, мотивированное согласие (или несогласие) с основной мыслью автора, его аргументацией и т.д.

Чтение – вид речевой деятельности, заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения коммуникативной задачи.

Основные критерии отбора материалов для литературно-музыкальной композиции таковы:

  • качество содержания (художественная значимость, высокая

информативность, научная состоятельность);

  • доступность (учет возрастных и индивидуальных особенностей

читателей-старшеклассников);

  • целесообразность (использование материалов литературной

композиции в расчёте на определенный нравственно-психологический и образовательный эффект);

  • соответствие логике построения внеклассного мероприятия,

подчинение главным целям и задачам;

Ход работы учителя над литературно-музыкальной композиции можно представить следующим образом:

  • отбор (учителем или творческой группой учащихся) материалов для литературно-музыкальной композиции;

  • работа над текстом литературно-музыкальной композиции;

  • предварительная оценка текста литературно-музыкальной композиции с общепедагогической и методической точек зрения;

  • подбор (самостоятельно или совместно с творческой группой

учащихся) оборудования к уроку по биографии поэта;

  • планирование индивидуальных заданий предварительного характера.


Принципы методической работы

Для реализации данного мероприятия целесообразно использовать принципы методической работы:

- принцип сочетания индивидуальных и групповых форм: каждый педагог (учащийся) может объединиться с другим педагогом (учащимся) для более успешного выполнения поставленной задачи;

- принцип стимулирования творческого и профессионально-личностного роста;

- принцип командного взаимодействия: когда учителя, классные руководители, заместители директора готовы сообща решать задачи;

- принцип мобильности: создание необходимых условий для решения проблем, повышения компетентности;

- принцип прогнозирования: работа с учётом идей «опережения.



Подготовительный этап

Для успешной реализации литературно-музыкальной композиции необходимо использовать:

  • подбор сюжетных материалов: фонограммы песен, стихотворений М.И. Цветаевой, текстовый материал о жизни и творчестве поэтессы;

  • оформление кабинета: портрет М. Цветаевой спроецирован на экран; горит свеча; ваза с ветками рябины украшает столик;

  • презентация.


Основной этап

Для создания нужной атмосферы уместно использовать музыкальный фон в кабинете.

Ход мероприятия:

  • необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а также их эмоциональное состояние, соблюдение временных рамок мероприятия – не более 1 урока;

  • красивым, эмоциональным и наглядным оформлением к литературной гостиной служит презентация в виде слайдов с музыкальным сопровождением;

  • усиление воспитательного момента данного мероприятия можно достичь за счёт включения в выступление не только учеников, но и педагогов, родителей.

Заключительный этап

Целесообразно завершить мероприятие так же душевно, как было организовано и его начало.




Заключение

Выполняя все методические требования по подготовке и проведению мероприятия, можно добиться успешных результатов:

  • личностных (формирование целостного мировоззрения, соответствующее многообразию современного мира);

  • метапредметных (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение);

  • предметных (понимать связь литературных произведений с эпохой, современное звучание нравственных ценностей).




















Список используемой литературы.

  1. «Марина Цветаева. Личные и творческие встречи» (8-я цветаевская международная конференция). Сборник докладов – М., Дом-музей М.Цветаевой, 2001

  2. http://www.dommuseum.ru/

  3. http://www.tsvetayeva.com/

  4. Герасимова, Н. М.И. Цветаева. "Моим стихам, написанным так рано..." / Н. И. Герасимова // Русский язык в школе. - 2006. - №6. - C. 11-12;

  5. Марина Цветаева «Стихотворения» - М., Детская литература, 2004




















Приложение

Сценарий литературно- музыкальной композиции

«Если душа родилась крылатой….»,

посвящённой жизни и творчеству М.Цветаевой.


Цель мероприятия:

содействовать формированию разносторонне развитой личности учащегося на основе поэтического наследия Марины Ивановны Цветаевой.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с творчеством и трагедией жизни поэтессы;

  2. формировать эстетическое восприятия поэзии, развивать культуру речи и поведение перед аудиторией;

  3. воспитывать художественный вкус и приобщать юных исполнителей к лучшим образцам русской поэзии.

Оформление и оборудование: портрет М. Цветаевой спроецирован на экран, горит свеча; учащиеся сидят полукругом, ведущие – за журнальным столиком; ваза с ветками рябины украшает столик; фонограммы.


(Начало мероприятия, звучит фонограмма песни «Уж сколько их упало в эту бездну…») (музыка затихает)


Учитель. Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: «Душа – есть всё – всюду – вечно».

- Марина Цветаева... Первая встреча с её поэзией поражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непреходящий интерес к её личности и судьбе.

1-й ведущий. 26 сентября 1892 года в семье И.В. Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств, и М.А. Мейн родилась дочь Марина.


(Чтение стихотворения «Красною кистью Рябина зажглась»,

1-ый учащийся)

Красною кистью Мне и доныне

Рябина зажглась. Хочется грызть

Падали листья. Жаркой рябины

Я родилась. Горькую кисть.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

2-й ведущий. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке, который с детства привила ей мать, постепенно угасает, особенно после смерти матери. У Марины появилась глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.


(Чтение стихотворения «В зале», 2-ой учащийся)

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и крадется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни...

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!


1-й ведущий. «Музыка обернулась лирикой», - писала поэтесса.

Стихотворения Цветаевой напоминают маленькие пьесы, романсы.


(Прослушивания фонограммы романса «Под лаской плюшевого пледа» из к/ф «Жестокий романс».)

(Чтение стихотворения «Бабушке», 2-ой учащийся)


Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько?

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!


День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..


2-й ведущий. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений.


(Чтение стихотворения из «Стихов к Пушкину», 3-ий учащийся)


Косности русской –

Пушкинский гений?

Пушкинский мускул

Преодоленье


На кашалотьей

Туше судьбы –

Мускул полета,

Бега,

Борьбы.


С утренней негой

Бившийся – бодро!

Ровного бега,

Долгого хода –

Мускул. Побегов

Мускул степных,

Шлюпки, что к брегу

Тщится сквозь вихрь.


Не онедужен

Русскою кровью –

О, не верблюжья

И не воловья

Жила (усердство

Из-под ремня!) –

Конского сердца

Мышца – моя!

Больше балласту –

Краше осанка!

Мускул гимнаста

И арестанта,

Что на канате

Собственных жил

Из каземата –

Соколом взмыл!


Пушкин с монаршьих

Рук руководством

Бившийся так же

Насмерть – как бьется

(Мощь – прибывала,

Сила - росла)

С мускулом вала

Мускул весла.


Кто-то на фуру

Несший: «Атлета

Мускулатура,

А не поэта!»

То – серафима

Сила – была:

Несокрушимый

Мускул – крыла.


1-й ведущий. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру, Александру Блоку.

(Чтение стихотворения из «Стихов к Блоку», 4-ый учащийся)


Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно – единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит

И назовет нам его в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, - ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.


(Прослушивания романса «Генералам двенадцатого года»)


2-й ведущий. Этот романс посвящён Сергею Эфрону, с которым в 1906 году поэтесса знакомится в Крыму. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи М. Цветаевой.


(Чтение стихотворения «С.Э.», 5-ый учащийся)

Я с вызовом ношу его кольцо!

  • Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.


Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.


В его лице я рыцарству верна,

  • Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.


(Прослушивание фонограммы романса М. Цветаевой «Мне нравится» из к/ф «Ирония судьбы...»)


1-й ведущий. Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – все, что так или иначе составляло радость бытия, - неожиданно подверглось нападению демонических сил. Империалистическая война, уход Эфрона на фронт, предчувствие близких перемен, без понимания – к лучшему они шли или к худшему. И, наконец, революция…Муж с белыми, она в «красной» столице, где её духовное одиночество становится невыносимым. Все истрепала, изорвала, только осталось, что «два крыла»…


(Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины», 6-ой учащийся)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!


Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью


Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

2-й ведущий. Время шло. В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил вечер «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения.

Публика заметно скучала. Как вдруг, словно из темноты студеной ночи явилась взору настороженного притихшего зала женщина в чёрном, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом.


(Чтение стихотворения «Я расскажу», 7-ой учащийся)

Я расскажу тебе — про великий обман:

Я расскажу тебе, как ниспадает туман

На молодые деревья, на старые пни.

Я расскажу тебе, как погасают огни

В низких домах, как — пришелец египетских стран —

В узкую дудку под деревом дует цыган.

Я расскажу тебе — про великую ложь:

Я расскажу тебе, как зажимается нож

В узкой руке, — как вздымаются ветром веков

Кудри у юных — и бороды у стариков.

Рокот веков.

Топот подков.


1-й ведущий. В мае 1922 года Марина Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, где находился Сергей Эфрон, порвавший с белым движением и ставший студентом университета. Начались долгие годы эмиграции. М. Цветаева, находясь за границей, постоянно думала о России. В полной мере тоска по Родине отразилась в стихотворениях «Рельсы», «Орфей». Здесь и горькое чувство безысходности, и чувство сопричастности ко всему происходящему, близости к тем, кого ураган перемен разбросал по всей Европе, лишив многих надежды когда-либо вернуться в Россию.


(Чтение стихотворения «Рельсы», 8-ой учащийся)

В некой разлинованности нотной

Нежась наподобие простынь –

Железнодорожные полотна,

Рельсовая режущая синь!

Пушкинское: сколько их, куда их

Гонит! (Миновала – не поют!)

Это уезжают – покидают,

Это остывают – отстают.


Это – остаются. Боль, как нота

Высящаяся... Поверх любви

Высящаяся... Женою Лота

Насыпью застывшие столбы...


Час, когда отчаяньем, как свахой,

Простыни разостланы. – Твоя! –

И обезголосившая Сафо

Плачет, как последняя швея.


Плач безропотности! Плач болотной

Цапли... Водоросли – плач! Глубок

Железнодорожные полотна

Ножницами режущий гудок.


Растекись напрасною зарею,

Красное, напрасное пятно!

...Молодые женщины порою

льстятся на такое полотно.


2-й ведущий. Годы летят один за другим. Муж, Сергей Эфрон, разоблачён. Он сотрудничал с НКВД и бежал в СССР вместе с дочерью Ариадной. Цветаева возвращается в Россию в 1939 году, чтобы быть рядом с мужем и дочерью. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али, начало войны, высылка в далёкую провинциальную Елабугу, постоянная тревога за жизнь близких ей людей, полная духовная изоляция и думы…, думы…, испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

31 августа 1941 года Марина Цветаева приняла решение уйти из жизни…Как Заболоцкий, Клюев, Пильняк и другие писатели, она стала жертвой сталинского режима.


(Чтение стихотворения «Пригвождена...», 9-ый учащийся)

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что - невинна.


Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою – за счастьем

Пересмотрите все мое добро,

Скажите – или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке – лишь горстка пепла!


И это все, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это все, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.


(Прослушивание фонограммы романса «Гори, гори моя звезда» в исполнении А. Герман, звучат последние аккорды, задувается свеча.

Ведущие и чтецы выходят на поклон.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!