СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха великих географических открытий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок:"Эпоха великих географических открытий"

Просмотр содержимого документа
«Эпоха великих географических открытий»

Тема: Эпоха Великих географических открытий

Аннотация:

Форма проведения урока: интегрированный урок.
Цель: используя исторический материал сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии истории человечества.
Задачи:
    Способствовать формирование у обучающихся системы знаний о Великих географических открытиях; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
    Осознание значения и последствий Великих географических открытий для стран Европы и мира; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
    Установление логических связей между событиями эпохи Великих географических открытий; исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
    Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: открытие новых знаний


Цели урока:

- выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;

- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;

- выявить последствия и значение Великих географических открытий;

- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;

Основные понятия: колония, метрополия, конкиста.

Оборудование урока: мультимедийный проектор и экран, карта “Великие географические открытия”.

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания.

Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время. И сегодня в конце урока мы должны будем объяснить, почему именно Великие географические открытия стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время?

И почему их назвали Великими?

II. Изучение нового материала.

План изучение нового материала

1. Новые изобретения и усовершенствования.

2. Причины Великих географических открытий.

3. Великие географические открытия и великие мореплаватели-первооткрыватели.

4. Значение Великих географических открытий.

1. Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

К ним относятся появление: - кормового руля, сменившего рулевые весла.

каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.

навигационные приборы, важнейшим из которых стал компасастролябия – прибор для определения широты и долготы.

Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.

- навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.

Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.

2. Причины Великих географических открытий 

В эпоху Средних веков общество не ощущало потребности в открытии новых земель. Люди редко путешествовали и мало знали о дальних краях.

Почему в 15 веке манили новые земли, т.е. выявить причины Великих географических открытий?

В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Особенно остро ощущался недостаток перца. Ведь в 15 в. он мог заменять деньги при торговых сделках, мог выступать в качестве преданного для невест. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя.

Для покупки предметов роскоши и пряностей, привозимых с Востока, нужны были деньги. Но денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало. При этом золото и серебро веками вывозили на Восток в обмен на ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми – дворянами, купцами, королями.

Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Искались, прежде всего, морские пути, т.к. они дают возможность установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн. Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.

Традиционно торговля с Востоком велась через порты Средиземного моря. Завоевания турок-османов, которые захватили Балканы, весь ближний Восток и Северную Африку, отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей на Восток. Исследовались два пути: вокруг Африки, который прокладывали португальцы, и западный, где главную роль играла Испания.

Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей. Удобное географическое положение. Португалия находилась на краю Европы, западные границы которой омывались Атлантическим океаном. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. С давних времен португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, они были самыми опытными мореплавателями в Европе.

В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли.

3. Великие географические открытия и великие мореплаватели- первооткрыватели.

Выступление учащихся в сопровождении работа склассом. По ходу остальные учащиеся должны записать в тетрадь даты Великих географических открытий.

Даты записаны на доске, ребята по ходу рассказа должны заполнить их значение.

Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец Христофор Колумб

Открыл Америку

1497-1499 гг.

Португалец Васко да Гама

Открыл морской путь к Индии

1507 г.

Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.

Португалец Фернан Магеллан

Совершает первое в мире кругосветное плаванье,

Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки.


Первым попытался это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб.

Рассказ студента


Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, т.е. Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой. Почему так случилось, расскажет нам следующий выступающий.

Рассказ студента


Путь в Индию вокруг Африки открыл португальский мореплаватель – Васко да Гама.

Рассказ студента


Следующий мореплаватель совершает первое в мире кругосветное плаванье, в котором он доказал что земля – шар! Это был. Фернан Магеллан.

Рассказ студента

Преподаватель:

Все вновь открытые земли объявлялись владениями испанской и португальской короны. Завоеванные страны они превратили в колонии. Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная самостоятельности.

Метрополия – страна, владеющая колониями.

Таким образом, начался период захвата и колонизации Америки (15–16 вв.) – конкиста. Золото – могущественный металл, заставивший испанских и португальских колонизаторов покорить огромный континент с населением, значительно превышавшим население Пиренейского полуострова.

 

В 1519 г. Испания начинает завоевание Мексики, где находилось весьма богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров (испанских завоевателей, колонизаторов), вторгшихся в так называемый Новый Свет, уничтожая местное население, обогащались.

В течение нескольких десятилетий испанцы покорили государство ацтеков, города народа майя, империю инков, расположенную на территории современных Перу и Боливии.

Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке, ими были завоеваны колонии в Анголе и Мозамбике.

4. Значение Великих географических открытий.

Открытия на рубеже Средневековья и Нового времени называют Великими? Попробуем ответить.

III. Закрепление.

- Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время?


Заполните таблицу!


А

Васко да Гама

1

Кругосветное путешествие

Б

Фернан Магеллан

2

Открыл новый материк, названный Америкой

С

Америго Веспуччи

3

Открыл путь в Индию

В

Христофор Колумб

4

В честь него назван Новый Свет



А

В

С

D

3

1

4

2









Задание на дом:презентации: «Русские первооткрыватели»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!