СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать на занятии, посвящённом Просвещению и просвещённому абсолютизму

Просмотр содержимого документа
«Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм»

Семинар №5

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

  1. Национальные варианты Просвещения и их взаимовлияние.

Идейно-философское и социокультурное содержание английского, французского, немецкого и американского Просвещения.

Что рассказывать в этом вопросе: что такое Просвещение и какие течения в него входят, по каждой стране – тезисно основные черты и основных представителей с их идеями (примерный, но не полный список людей: Англия – Д. Локк, А. Смит; США – Б. Франклин, Т.Джефферсон; Германия – К. Томазий, Х. Вольф, И.Г. Гердер; Италия – Ч. Беккария, А. Дженовези; Франция – Ш.Л. Монтескье, Вольтер, «энциклопедисты», Ж.Ж. Руссо, Ж.Мелье)

  1. Воплощение просветительских идей в конкретно-исторической практике России и стран Западной Европы.

Что рассказывать в этом вопросе: два варианта использования идей Просвещения: революции и просвещенный абсолютизм. Рассказать, что такое просвещенный абсолютизм и «просвещенный деспотизм», рассказать про самые выдающиеся примеры просвещенного абсолютизма (например, Пруссия – Фридрих II Великий; Австрия – Мария-Терезия и Иосиф II; Россия – Екатерина II и др.). Взаимовлияние английской буржуазной революции и Просвещения (+ в краткой форме знать и мочь рассказать, что такое английская революция). Рассказать о значении идей просветителей для войны за независимость североамериканских колоний. Рассказать о роли Просвещения в крушении «старого порядка» во Франции и в целом кратко рассказать про Великую французскую революцию.

  1. Итоги Просвещения: положительные и отрицательные черты.


Материалы к семинару

  • Философия Просвещения в одной таблице

  • Просвещенный абсолютизм Екатерины II

  • Система ценностей французской революционной элиты XVIII века

  • Просвещенный абсолютизм

  • Французское влияние: Просвещение и вольнодумство

  • История французских революций (до переворота Наполеона включительно)

  • Партии французской революции

  • Игра: переживите все революции (ну хоть в игру поиграйте!)

  • Декларация независимости США

  • Бостонское чаепитие: как началась Война за независимость США

  • Главы: Конституционные революции

  • Английская революция

  • Новая история стран Европы и Америки. XVI - XIX века. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В. ЧАСТЬ 1, 8 ГЛАВА «Общественная мысль, научные достижения и культура в век Просвещения»






  1. Национальные варианты Просвещения и их взаимовлияние.

Идейно-философское и социокультурное содержание английского, французского, немецкого и американского Просвещения.



страна

Основные черты

Основные представители и идеи

Английское просвещение

  1. Важной особенностью английского Просвещения является то, что оно получило плодотворный импульс к развитию уже после победы буржуазной революции XVII века. Английское Просвещение носило более умеренный характер.


  1. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы


  1. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.


  1. Быстрый научно-технический прогресс и развитие рыночной экономики


Джон Локк (1632—1704). Основное его сочинение — «Опыт о человеческом разумении» (1690) — содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов  необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

   Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

  Томас Гоббс (1588—1679) считал, что люди равны от природы. Но в процессе развития возникает неравенство, а из-за неравенства проистекает взаимное недоверие. Из-за взаимного недоверия — война. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. По мнению Гоббса, лишь Левиафан в состоянии оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей.

   Гоббс использовал этот образ для описания могущественного государства, которое способно оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей отдельных его членов.

А. Смит (1723-1790) изложил интеллектуальную систему, которая объяснила работу свободного рынка и до сих пор является основой экономического образования. Самый известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в распределении ресурсов. Просвещение поставило новый и чрезвычайно важный вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности. Согласно Смиту, главнейшим из них является своекорыстный интерес. Но преследовать его человек может, лишь оказывая услуги другим людям. Поэтому каждый отдельный человек, хотя и заботится только о своих интересах, невольно содействует общественной пользе. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это".

Французское просвещение

  1. Политический радикализм. Критика всех институтов традиционного общества – монархии, сословного устройства общества.

  2. Провозглашение новых идеалов общества - свобода, равенство и братство.

  3. Антиклерикализм. Резкая критика религии и католической церкви.

  4. человек признается продуктом не только природы, но и воспитания, которое ограничивает природные склонности. Отсюда понимание истории просветителями держится на двух стержнях: на индивидуальной «природности» и на социальной «договоренности». Их мысль непрерывно движется от природы к воспитанию и обратно.

Вольтер. Настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1779). Первым употребил слово просвещение. Признавая объективное существование природы, он в то же время считал, что она создана богом из ничего. В «Трактате о метафизике» Вселенная сравнивается с часовым механизмом, а бог с часовщиком, который создал эти часы и завел их. После выполнения этой работы бог, по мнению Вольтера, не вмешивается в жизнь природы и человека.

В понимании истории Вольтер находился на идеалистических позициях, считая идеи движущей силой истории. Он отстаивал мнение, что об истории нельзя судить однозначно, поскольку такое суждение всегда односторонне. Люди сами делают историю под воздействием духа времени, т.е. осуществляют те преобразования, которые объективно назрели. В своих заметках о реформе общества он склоняется к иллюзии об «образованном правителе».

Вольтер выдвинул знаменитый лозунг, направленный прежде всего против церковников: «Раздавите гадину!» В своей резкой критике церкви и религии Вольтер не доходил до последовательного атеизма, останавливаясь на деистических позициях. Деизм, по его мнению, является религией просвещенной публики, а темная забитая масса должна удерживаться в нравственной узде при помощи традиционной религии. Именно этим объясняются его выступления не только против религиозного фанатизма, но и возражения против атеизма.

Шарль Луи Монтескьё (1689-1755). Пытался понять ход и последовательность исторических событий, не прибегая при их трактовке к высшим божественным силам.

Разрабатывая новый взгляд на общество, Монтескье пытался объяснить его возникновение и развитие на основе, прежде всего, естественных факторов. По его мнению, на темперамент людей и общественно-государственный строй влияют климат, почва и размер территории. Так, жаркий климат порождает лень и страсти, убивает гражданские добродетели и является причиной деспотического правления; управление одного лица бывает в землях плодородных, а управление многих – в землях бесплодных. Государственное устройство он ставил в зависимость и от размеров территории, занимаемой народом. Для огромных государств удобной признается деспотия, для средних – монархия, а для мелких – демократия. Эти выводы иллюстрируются многочисленными историческими примерами.

Рассматривая формы правления, Монтескье различает три правильные (демократия, аристократия и монархия) и одну неправильную (деспотия). Вопрос о том, какую форму правления считать более совершенной, он решает в зависимости от конкретных условий.

Большое значение для XVIII в. имело учение Монтескье о законах, под которыми понимались необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. Законы подразделяются на естественные (неизменные, созданные высшим разумом) и на позитивные (несовершенные и изменчивые). В свою очередь в позитивных законах выделяются три основные типа:
1) регулирующие отношения между людьми (международное право),
2) регулирующие отношения между власть имущими и подданными (политическое право), 3) регулирующие отношения между людьми как гражданами (частное право). При этом признается, что законы имеют объективный характер.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) выражал интересы демократического крыла французского просвещения. 

Дуализм Руссо проявлялся в признании существования материи вне и независимо от человеческого сознания и существования нематериальной субстанции, «верховного разума». Материя, по его мнению, пассивна, а движение порождается нематериальной субстанцией. Таким образом, согласно Руссо, извечно существуют две субстанции – активна (бог) и пассивная (материя). Материя находится в движении и приводится в порядок благодаря богу, который не создавал ее и не в состоянии уничтожить.

В вопросах теории познания Руссо был сторонником сенсуализма. Он подчеркивал роль чувств в познании и с некоторым недоверием относился к разуму. По его мнению, «существовать для нас значит чувствовать». Руссо утверждал, что человек по своей природе добр, но ему надо помочь развить доброту. Воспитание и общение детей с природой необходимо для того, чтобы пробудить спящие до этого моральные чувства. При этом Руссо считал, что цивилизация, наука и промышленность отрицательно влияют на нравы людей. В связи с этим он требует возврата к природе во всех областях, преимущественно в области воспитания и нравственной жизни.

В своем «Общественном договоре» он становится проповедником безграничного суверенитета и абсолютного господства общей воли, которая, возникнув при основании государства из свободной воли всех индивидов, через общественный договор приобрела силу над действиями каждого отдельного человека. Отказ от монархии.

Жан Мелье (1664-1729). Сторонник борьбы с религией. Он не видит в религии ничего, кроме её социальной роли, которая заключается, по его мнению, в том, чтобы путём обмана и распространения суеверий закрепить насилие и социальное неравенство. Вся социальная программа Мелье сводится к нескольким строчкам: "Каким великим счастьем было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами". В справедливом обществе, считает Мелье, производство и потребление должны быть организованы на началах общности. "Люди должны владеть всеми благами и богатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться ими тоже сообща и равномерно".

«энциклопедисты» (Дени Дидро, Жан Даламбер, Клод Гельвеций, Поль Гольбах).

Энциклопедисты, при общей концепции издания, в научных, философских и социально-политических взглядах демонстрируют определённую неоднородность: здесь уживаются и материалисты, атеисты и деисты, убеждённые сторонники республики и просвещенного абсолютизма. Тем не менее, общим для них были следующие задачи: преодоление консервативной идеологии, которая царила во всех проявлениях жизни общества, развивавшегося в феодальных традициях, борьба с повсеместным влиянием клерикализма, в том числе в культуре и в науке. Редакторы и издатели стремились подчинить общую направленность энциклопедии принципам рационального мировоззрения, научного толкования явлений.

Немецкое просвещение

  1. Немецкому Просвещению приходилось преодолевать большие препятствия из-за экономической отсталости и слабого капиталистического развития и большого влияние крупных землевладельцев.


  1. Немецкое Просвещение не столько отвоевывает у религии права в пользу разума, сколько стремится к компромиссу между знанием и верой, между наукой и религией.


  1. Большое влияние идей английских и французских просветителей

Христиан Томазий (1655-1728).

Он едва ли не первый из немцев решился громко заявить, что пора философии перестать быть служанкой богословия, что её нужно понимать как общеполезную светскую мудрость. Предметом философии должен быть человек с его моральным миром; ближайшая её задача — не ученость, а образование. Выступал за религиозную терпимость. Внёс существенный вклад в изменение общественного мнения к охоте на ведьм  и во многом способствовал началу её официального запрещения в Германии.

Принципиальное разграничение права и нравственности. Разграничивая право и нравственность, Томазиус признал единственным источником последней внутреннее сознание человека, не зависимое от велений власти.

Христиан Вольф (1679-1754). Философию, в отличие от религии, Вольф считал мирской мудростью. Она призвана служить счастью людей, невозможному без ясных и подтверждаемых опытом понятий о мире и человеке. Чтобы выполнить свое назначение, философия должна стать основанием других наук - выявить правильные принципы, точные методы и надежные критерии истинного познания.

Иоганн Гедер (1744-1803). В своих знаменитых “Идеях к философии истории человечества” он развернул мысль о том, что органическое развитие природы по замыслу творца необходимым образом переходит в историю человечества. В ней культуры различных народов, от первобытных до самых развитых, выступают ступенями восхождения человеческого рода к состоянию гуманности, т.е. подлинной человечности, образованности и просвещенности.

Согласно Гердеру, человек по своей природе есть общественное существо. Он предназначен для общественной жизни, поскольку никто из индивидов не может стать человеком в одиночестве, благодаря лишь себе самому. Люди рождаются почти лишенными даже инстинктов, и только благодаря продолжающемуся всю жизнь общению с другими людьми обретают человечность. Не будь этого принципа, не было бы и истории человечества как целого – непрерывной традиции воспитания человеческого рода, связывающей воедино всех индивидов от первого до последнего.

Исторический процесс восхождения к гуманности представляет собой необходимое самораскрытие природы человека. Поэтому никакое насилие не может задержать или остановить его. Гердер убежден, что ни одна деспотия не в состоянии предотвратить тех постоянно совершающихся революций в историческом способе общественного бытия человека, которые уничтожают все отжившее и прокладывают дорогу к гармоническому развитию всех человеческих сил и задатков.

Готхольд Лессинг (1729–1781). Он был одновременно выдающимся писателем, драматургом, критиком, эстетиком и философом. Он отвергает все ортодоксальные понятия о божестве, отрицает веру в личного бога, существующего вне мира, и допускает бога только в качестве «души мира». В конечном счете, значение религии для Лессинга только этическое.

Американское просвещение

1. Американское Просвещение XVIII века представляло собой общественное течение и было тесно связано с национально- освободительным движением и Американской революцией.


2. Большинство американских просветителей не только создавали политические декларации, но и разрабатывали конкретные правовые акты, чтобы закрепить в них результаты революции.

Они создавали документы, провозглашающие неотъемлемость прирожденных прав человека, ставили вопрос об освобождении негров, об облегчении судьбы индейцев, занимались проблемами бедноты.


3. Американское просвещение отличалось от европейского. В Америке не надо было критиковать церковь и сословное устройство общества.

Характерно, что в американском обществе изначально была распространена вера в прогресс и присутствовала веротерпимость.

Американские государственные институты изначально были «очищены» от пережитков феодализма и монархизма в отличие от европейской политической системы


4.Главными принципами общественного договора американские просветители признавали: свободу и независимость личности, равные права всех граждан, неприкосновенность частной собственности, незыблемость народного суверенитета, законность стремления каждого к счастью и сопротивление посягательствам на жизнь и свободу

Бенджамин Франклин (1706-1790)

В основе политических воззрений Бенджамина Франклина лежала концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу, собственность.

Идеалистически рассматривал общественное развитие. На вопрос, что является главной движущей силой исторического прогресса, он в духе просветительства отвечал: совершенствование морали и знаний.

Обосновывая право североамериканских колоний на самоуправление, он обращался к Теории договорного происхождения верховной власти. Единственным связующим звеном между Англией и Северной Америкой признавалась власть британского монарха, которая должна в колониях быть ограничена хартиями и ассамблеями, подобно тому, как она урезана в английской метрополии конституционными установлениями.

Заметное место в творчестве Франклина занимала тема индейцев. Он с симпатией рисует общественно-политическое устройство индейских племен, характеризуя его как демократическое, и противопоставляет так называемых дикарей их цивилизованным соседям. Несомненно, на отношение Франклина к индейцам оказали влияние идеи и представления о естественном состоянии людей, об ушедшем «золотом веке», свойственные многим просветителям. Но в основе его оценок лежали также не потерявшие значения до сих пор гуманистические идеалы равенства всех людей, принадлежавших к разным народам и расам.

По своим философским воззрениям Бенджамин Франклин примыкал к деизму. Ортодоксальной церковной догме противопоставлял идею «естественной религии», в которой роль Бога сводилась к акту сотворения мира.

Скрепил своей подписью все три важнейших исторических документа, лежащих в основе образования США как независимого государства: Декларацию независимости США, Конституцию США и Версальский мирный договор 1783 года, формально завершивший войну за езависимость тринадцати британских колоний в Северной Америке от Великобритании.

Томас Джефферсон (1743-1826). Его политические воззрения были выражены в содержании так называемой «Декларации независимости» 1776 г. где он был главным автором.

Утверждал, что если форма правления становится непригодной для этой цели, если правительство превращается в деспотическое, то народ имеет все основания для их устранения. Ни деспотизм, ни право наследования власти не должны существовать.

Джефферсон объявляет республиканское правление наилучшим. Он считал, что подлинной основой республиканского правительства являются равноправие каждого гражданина, равные личные и имущественные права и распоряжение ими. Только на этом фундаменте может возникнуть правовое государство.

Отстаивая равные права граждан, Т. Джефферсон выступил против рабства. Он предложил освободить рабов, по крайней мере, родившихся после принятия «Конституции», считая, что к тому же их надо обеспечить всем необходимым для жизни. При этом он вполне ладил с крупными плантаторами-рабовладельцами, к которым принадлежал и сам.

Томас Пейн (1737-1809). В работе «Права человека» писал о том, что все люди равны и имеют равные естественные права. Из естественных вытекают гражданские права человека. Гражданскими правами становятся те естественные права, которые человек не в состоянии сохранить в одиночку и которые поэтому можно охарактеризовать как «несохраняемые». Гражданская власть есть не что иное, как воплощение тех естественных прав, которые личность не в силах осуществить самостоятельно и которые, следовательно, бесполезны для нее и становятся полезными для всех, только когда люди объединяются. Власть, возникшую таким образом, ни в коем случае нельзя использовать для посягательства на естественные права, которые отдельная личность в состоянии сохранить. Это означает, что правительства складываются в результате общественного договора. единственным королем в государстве может быть только закон. Однако законы устанавливагся не на века, и те поколения, которых они не устраивают, могут -- и имеют на это полное право -- изменить их в соответствии с изменившимися требованиями. Т. Пейн настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам США независимо от их имущественного положения, профессиональных занятий, вероисповедания, выступал за предоставление избирательных прав как всем мужчинам, так и женщинам.

Итальянское просвещение

  1. Двойственная позиция: с одной стороны

идеологи формировавшейся буржуазии требуют создания условий для развития капиталистического производства, с другой стороны - слабо консолидированная, неокрепшая итальянская буржуазия боится полного и резкого разрыва с прошлым и нередко идет на компромиссы с феодально-клерикальными кругами.


  1. Сильные позиции католической церкви в обществе, поэтому отказ от антиклерикализма.

Чезаре Беккария (1738–1794).

Сторонник естественно-правовой доктрины, он полагал, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Сумма частиц, пожертвованных на общее благо свободы, образовала верховную власть нации, которая должна была обеспечить людям нормальное существование под сенью справедливых законов. Но мира и правды нет, кругом насилие и бесправие, так как «большая часть законов – не что иное, как привилегия, т. е. подать, наложенная на всех в пользу немногих». Он мечтает о благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих народов».

Он говорит об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан, как в нравственных, так и в материальных выгодах; высказывается за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности.

Антонио Дженовези (1712-1769).

Говорил  о различии между церковной и светской властью. Утверждал, что непогрешимость церкви ограничена вопросами веры. Несогласный с антицерковным поведением просветителей (бесполезно пытаться "изгнать божественное и религию, если весь человеческий род, вся природа хочет этого, и не по капризу, а по чувству самой природы"), Дженовези твердо убежден, что свобода и независимость разума необходимы для общественного прогресса. Занимаясь метафизическими и этическими проблемами, он понял, что новой наукой, полезной для целей прогресса, станет политическая экономия. Экономическая теория Дженовези затрагивала суть проблемы, заостренной на природе цивилизации и культуры, потребностей производительности труда и потребления. "Было бы хорошо, — пишет Дженовези в «Основах коммерции», —

чтобы не только люди науки и искусства, но и крестьяне и женщины знали бы кое-что о культуре. Это: 1) сделало бы цивилизацию более универсальной; 2) экономически упорядочило бы большую часть семей; 3) интеллектуально организовало бы многих людей для лучшего употребления талантов, которыми их наградил Господь;4) усовершенствовало бы искусства, сделало бы их более свободными и более распространенными".

Он советовал ученым положить конец словопрениям и обратиться к культуре дел, занявшись, к примеру, механикой или сельским хозяйством. Считал, что наука должна быть рациональной и направленной на экономический прогресс.

Считал, что нужно просвещать и помогать тем, кто работает, чтобы они увеличивали доход быстрым и усердным трудом, а не живёт за счёт ренты.











  1. Что рассказывать в этом вопросе: два варианта использования идей Просвещения: революции и просвещенный абсолютизм. Рассказать, что такое просвещенный абсолютизм и «просвещенный деспотизм», рассказать про самые выдающиеся примеры просвещенного абсолютизма (например, Пруссия – Фридрих II Великий; Австрия – Мария-Терезия и Иосиф II; Россия – Екатерина II и др.). Взаимовлияние английской буржуазной революции и Просвещения (+ в краткой форме знать и мочь рассказать, что такое английская революция). Рассказать о значении идей просветителей для войны за независимость североамериканских колоний. Рассказать о роли Просвещения в крушении «старого порядка» во Франции и в целом кратко рассказать про Великую французскую революцию.



Под просвещённым абсолютизмом можно понимать комплекс мер, направленных на модернизацию государства и общества и проводимых под воздействием идей европейского Просвещения. На основе этих принципов выводились задачи просвещенного монарха, «философа на троне», цивилизовать своих подданных, предоставить им возможность получить образование, установить веротерпимость, смягчить уголовные наказания. Модернизация государства предполагала введение централизованного и унифицированного управления, основанного на разумных началах и законах. Однако подобная политика отнюдь не предусматривала каких-либо ограничений власти монарха.

Просвещенный деспотизм - период строгой цензуры. Карательные меры против вольнодумия. Конфискат французской литературы (после Французской революции). 



Екатерина II

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя.

Реформы

Год

Цели

Итоги

Реформа Сената

1763

Екатерина 2 хотела единолично управлять процессом написания законов

Упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Сенат был разделен на 6 департаментов и стал  главным судебным и административным органом

Секуляризация церкви

1764

Желание ослабить  церковное влияния, увеличение налогооблагаемой базы, эффективность использования земель

2 млн. монастырских крестьян и 9 млн. гектар церковных земель перешли в ведение коллегии экономии. Закрыто большинство монастырей (567 из 954)

Денежная реформа

1769

Стимулирование экономики, ликвидация недостатка финансов, решение проблемы транспортировки тяжелых медных денег

Введение бумажных денег — ассигнаций. Открытие Дворянского и Купеческого банков. Созданы банки в Петербурге и Москве для выпуска ассигнаций и их обмена на эквивалент медных денег

Ликвидация Запорожной Сечи

1775

Реогранизация военных институтов, отмена свободных военных формирований

После личного указа Екатерины 2 Сечь была расформирована, часть казаков ушли в Турцию и основали там Задунайскую Сечь. Часть оставшихся впоследствии была организована в Войско верных Запорожцев и за заслуги в русско-турецкой войне 1787-1791 восстановлена в правах и награждена землями на территории Кубани

Губернская реформа и Судебная реформа

1775

Усиление вертикали власти после восстания Пугачёва, создание выборных должностей, разделение функций административных и судебных органов

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»

В течении 10 лет происходило разукрупнение территорий на наместничества (губернии) и уезды по принципу численности налогооблагаемого населения (из 23 старых губерний к концу правления Екатерины 2 было выделено 51 новая). Часть судебных и административных должностей стали выборными, города — выделились в отдельную административную единицу

Введение свободы предпринимательства

1775

Стимулирование экономики, ликвидация волнений после крестьянской войны 1773-1775, начало правового определения купечества и мещан

Манифест «о свободе предпринимательства»

Отмена налогов на промыслы, монополий (откупов) на добычу некоторых ресурсов, разрешено кустарное производство. Купечество освобождено от податного налога и разделено на гильдии по объему капитала

Полицейская реформа

1782

Усиление вертикали власти, предотвращение волнений в городах

Регламентирование иерархии и функций полиции в городах. Введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль. Разделение городов на части и кварталы

Таможенная реформа

1782

Регулирование внешнеэкономических отношений. Борьба с контрабандистами.

Отмена торговых монополий и существенное снижение пошлин. Учреждена Таможенная пограничная Цепь. После 1793 — полный запрет на ввоз товаров из Франции (из-за революции)

Городская реформа (Является частью сословной реформы)

1785

Определение правового статуса населения городов — купечества и мещанства

«Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Разделение населения города на 6 разрядов, введение на их основе выборных органов — общегородской и шестигласной думы

Жалованная грамота дворянству

1785

Закрепление старых и предоставление новых привилегий дворянам

«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»

Освобождение дворян от налогов и воинской службы, предоставление неограниченного права владения имуществом и крепостными. Разрешение на проведение дворянских собраний и ведение родовых книг

Образовательная (школьная) реформа

1786

Популяризация общественного образования

Cоздание системы образовательных учреждений - малых и главных народных училищ









В Пруссии политику «просвещенного абсолютизма» начал проводить Фридрих II Великий. В административной сфере реформы были направлены на упорядочение и централизацию управления. В состав Генеральной директории входили министры, которые курировали как отраслевое, так и территориальное управление. Особую роль в координации деятельности правительственных служб приобрел сам монарх. В своей политике монарх опирался на бюрократию. Стремясь сделать ее более послушной и зависимой от правительства, король отказался от практики продажи государственных должностей.

В судебной сфере - унификация и централизация судебных органов. Судебная власть была отделена от административной. Служащие судов получали фиксированное жалованье, а все судебные издержки стали поступать в общую казну. В 1781 г. в составе судов были выделены особые члены (ассистенты), которые должны были играть роль адвокатов, но их процессуальные права были ограничены.Сразу после вступления Фридриха II на престол
в 1740 г. были отменены судебные пытки, за исключением важных дел, а в дальнейшем пытки было запрещено применять во всех случаях. Можно говорить о некотором смягчении уголовных наказаний.

В сословной политике Фридриха II наблюдалось стремление закрепить за сословиями строго определенные функции в жизни общества. Дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе государству, им воспрещалось заниматься торговлей и ростовщичеством. Им принадлежали исключительные права на родовые земли. Продавать их недворянам было запрещено. За горожанами закреплялись права на ведение торговли и предпринимательство. Крестьяне прикреплены к земле и обязаны трудиться на своего помещика.

В религиозной сфере  в 1781 г. была установлена свобода вероисповедания для лиц христианских конфессий.

В области культуры  монарх фактически ввел всеобщее начальное образование. Вводились ограничения цензуры печати. Король оказывал неизменное покровительство наукам и искусствам.

В Пруссии была создана одна из лучших армий в Европе XVIII в., отличавшаяся жесткой дисциплиной и боевой выучкой.


Рреформы, осуществленные в правление Марии Терезии (1740 — 1780) и ее сына Иосифа II (1780 — 1790), весьма характерны для политики «просвещенного абсолютизма». Правительство стремилось только устранить наиболее грубые, мешавшие развитию страны феодальные институты. Наиболее важным из проведенных мероприятий была военная реформа. Набор производился по особым мобилизационным спискам во вновь созданных военных округах. Рекруты должны были служить пожизненно. Таким образом, значительно увеличивалась численность армии и вводилось единообразие в ее комплектование.

Реформа армии носила классовый характер. Рекруты набирались преимущественно из беднейшего люда. Дворянство, духовенство, интеллигенция (учителя, врачи, чиновники), а также купцы и предприниматели не подлежали рекрутскому набору. Число офицеров сильно возросло.

Правительство уделило также очень большое внимание финансовой реформе. Стремясь увеличить налоговые поступления, Мария Терезия издала закон о всеобщем подоходном налоге, от которого не были освобождены дворянство и церковь.

В 1775 г. были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, тогда как пошлины, которыми облагалась внешняя торговля, были увеличены. И Мария Терезия и Иосиф II последовательно применяли принцип меркантилизма, устанавливая высокие пошлины на иностранные промышленные изделия и низкие на импортное сырье. Вывоз за границу таких видов промышленного сырья, как лен, шерсть, металлы, был полностью запрещен.

В целях поощрения промышленности правительство «просвещенного абсолютизма» освобождало от уплаты налогов новые промышленные заведения на срок до десяти лет.

Для подготовки квалифицированных рабочих были созданы технические и ремесленные школы; для подготовки инженерно-технического состава в Вене были организованы Горная академия, Торговая академия, специальные технические и сельскохозяйственные училища.

Большое место в мероприятиях Марии Терезии и Иосифа II занимали судебные реформы. Они ограничили сеньоральный произвол в отношении крестьян. Судебные функции были объявлены исключительной прерогативой государства. Были разработаны новые уголовный и гражданский кодексы (1768 г.), отменены судебные пытки (1776 г.), ограничено применение смертной казни. Заключенных в тюрьмы преступников принуждали к работе в ремесленных мастерских или мануфактурах.

Было положено также начало светскому низшему и среднему общему образованию. Университет в Вене, ранее находившийся целиком под влиянием и контролем католической церкви, был реорганизован и получил светский характер.

Частью еще при Марии Терезии, а особенно при Иосифе II, в Австрии был проведен ряд мер, значительно ограничивших привилегии католической церкви: закрыты многочисленные монастыри, проведена частичная секуляризация церковных земель, иезуиты изгнаны из австрийских владений. С другой стороны, были отменены законы о преследовании протестантов (в частности, «чешских братьев» и др.) и протестантские общины получили свободу религиозного культа. Управление католической церковью в габсбургских землях, в частности использование церковью своих доходов, было поставлено под контроль чиновников.





Взаимовлияние английской буржуазной революции и Просвещения

Важной особенностью английского Просвещения является то, что оно получило плодотворный импульс к развитию уже после победы буржуазной революции XVII века. Локк разрабатывал идеи демократической революции, он считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Но он поддерживал конституционную монархию. Также считал Гоббс.



     В целом историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

1) конституционный этап (3 ноября 1640 г. - 22 августа 1642 г.);

2) первая гражданская война (1642 - 1646);

3) вторая гражданская война или борьба за установление республики (1646 - 1649);

4) индепендентская республика (1649 - 1653).

С деятельности «Долгого парламента» начинается первый этап революции – конституционный. 3 ноября 1640 г. король открыл сессию парламента. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял ряд важных актов.

Это так называемый трехгодичный акт («Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов» от 15. 02. 1641г.). Устанавливалось, что беспарламентское правление может продолжаться не более трех лет.
В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам, а если и последние бездействуют, - то к населению. Устанавливалось, что парламент не может быть распущен или отсрочен ранее 50 дней от начала сессии. И акт, согласно которому парламент не мог быть распущен иначе, как по его собственному решению.

Специальным актом Акт о регулировании деятельности Тайного совета и упразднении суда обычно именуемого «Звездной палатой» от 5 июля 1641 г. были ликвидированы такие важные инструменты королевского абсолютизма, как Звездная палата и Высокая комиссия. Законными судами объявлялись «суды общего права» (и суд канцлера). Провозглашалась независимость судей от короны и их не сменяемость.

1 декабря 1641 г. парламент принял Великую ремонстрацию (протест). 

В Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Вводилась ответственность министров перед парламентом. Парламентским доверием должны пользоваться все сановники – министры, тайные советники, послы. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, о разорении суконной промышленности.

Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.

Карл I одобрил все конституционные акты, это объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев.

Однако король пытается применить силу в отношении парламентариев. Так 4 января 1642 года Карл I появляется в Палате общин, с намерением арестовать лидеров оппозиции Пима и Гемпдена, но тем удается скрыться. Парламент и Лондон бунтуют. Король вынужден был покинуть столицу и укрыться в провинциальном Оксфорде.

Конституционный конфликт не был разрешен, и к осени 1642 г. перерос в вооруженный конфликт.

2.Гражданская война. Официальное начало гражданской войны 22 августа 1642 г.

В ходе гражданской войны можно выделить два этапа:

1) когда военное руководство находилось в руках пресвитериан и

2) когда это руководство перешло к индепендентам.

На первом этапе войны преимущество оказывается на стороне королевской армии, лучше обученной и вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию по плану, предложенному генералом О. Кромвелем (1599 - 1658). В результате реформы была создана армия, названная «новой моделью». Солдат стали набирать из людей ратного происхождения, армия была подчинена единому командованию, на командные должности выдвигались способные выходцы из народа.

В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту.

Конфликт между парламентом и армией. К этому времени все отчетливее становились расхождения между парламентом и армией заседавших в парламенте пресвитериан революция, по сути, была завершена. Их вполне устраивала идея верховенства парламента, который осуществляет власть в стране вместе с королем, т. е. идея политического строя по типу конституционной монархии.

Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ. Они заключили так называемое «народное соглашение» включавшее в себя целую программу действий: роспуск Долгого парламента; новые выборы с участием всех мужчин; равное представительство от графств в парламенте; равенство всех перед законом и т. д.

Борьба между индепендентами и просвитерианами обострилась весной 1648 г. – вспыхнула вторая гражданская война, развязанная, королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левелеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.

После победы Кромвель удалил из парламента активных членов, принадлежавших
к просвитерианам.

В том же году в декабре в палату был внесен законопроект о суде над королем, которого обвиняли в нарушении законов страны, в ведении войны против народа

4. Индепендентская республика. После казни короля 29 января 1649 г. специальными актами отменялось звание короля английской нации. Палата лордов была, а палата общин объявила себя верховной властью.

Англия провозглашалась республикой. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.

Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в 1653 г. разогнал его. В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название Форма правления государствами Англия, Шотландия и Ирландия и владениями, им принадлежащими («Орудие управления») от 13 декабря 1653 г., закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

Согласно новой конституции, высшая законодательная власть была сосредоточена в руках лорда-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который был в 100 раз больше существовавшего до революции.

Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору и Го­сударственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора.

В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.

Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру.

Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1657 г. была восстановлена верхняя палата. Местное управление было сосредоточено в руках генералов кромвелевской армии.

С этого времени постепенно начинается движение вспять — от республики к монархии.





Значение идей просветителей для войны за независимость североамериканских колоний.

Американское Просвещение зародилось в условиях борьбы за независимость и национальное единство жителей тринадцати английских колоний в Северной Америке. Оно явилось идейной подготовкой Войны за независимость 1775-1783 гг.- первой буржуазной революции на

Рационалистическое мышление опиралось на теории естественного права и общественного договора, получившие специфическое звучание на американской почве и давшие мощный стимул развитию национального самосознания. Естественно-правовое учение было направлено против против неравенства американских колоний и английской метрополии. Из этой трактовки и вырастала концепция независимости США.

Б. Франклин. Обосновывая право североамериканских колоний на самоуправление, он обращался к Теории договорного происхождения верховной власти. Единственным связующим звеном между Англией и Северной Америкой признавалась власть британского монарха, которая должна в колониях быть ограничена хартиями и ассамблеями, подобно тому, как она урезана в английской метрополии конституционными установлениями.

Т. Джефферсон

естественно правовое учение, теоретически обосновывавшее положения: о равенстве жителей колоний и метрополий, об общественном договоре, о суверенитете народа и праве на революцию. В Декларации независимости была, как бы сформулирована историческая концепция происхождения революции. Помимо теоретических положений, из которых вытекало, что революция - результат развития колоний и существующая королевская власть не соответствует возросшему самосознанию жителей колоний, в Декларации независимости подробно перечислялись «злоупотребления и насилия» короля. Среди них: лишение жителей колоний права представительства в английском парламенте, роспуск законодательных собраний колоний, препятствование заселению колоний, затруднение приобретений земельных наделов, прекращение торговли колоний с другими странами, возбуждение «внутренних восстаний» (имеются в виду восстания негров-рабов), натравливание индейцев на белых колонистов и т.д.

Джефферсон признавал за народом безусловное право на революционное восстание

Т. Пейн

Томас Пейн (1737-1809) занимал наиболее радикальные позиции в американском Просвещении. Славу Пейну принесли памфлет «Здравый смысл» (1776), сыгравший роль колокола, призывавшего подняться на освободительную борьбу, и публикации «Американские кризисы», которые по приказу Вашингтона зачитывались в армии как боевые приказы. В «Здравом смысле» Пейн, подобно Джефферсону, обосновывая концепцию независимости и республиканизма, проанализировал причины войны, показал историческую неизбежность разрыва между североамериканскими колониями и Англией. Он впервые в американской просветительской литературе с предельной ясностью показал, что в основе английской колониальной политики в Америке лежат экономические интересы и что Англия систематически эксплуатирует колонии, препятствуя их развитию.





Роль Просвещения в Великой французской революции.

В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства.

В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни. В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства.

Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию; именно в их идеологии сформировался и знаменитый лозунг: «Свобода. Равенство. Братство».

Этапы Французской революции

Последующие события принято делить на несколько периодов:

С 14 июля 1789 г. – по 10 августа 1792 г.;

С 10 августа 1792 г. – по 3 июня 1793 г.;

3 июня 1793 г. – по 28 июля 1794 г.;

28 июля 1794 г. – по 9 ноября 1799 г.

Первый этап начался с захвата самой знаменитой французской тюрьмы – крепости Бастилия. Также к этому периоду относятся следующие события:

Замена старых органов власти на новые;

Создание Национальной гвардии, подчинявшейся буржуазии;

Принятие осенью 1789 года Декларации прав человека и гражданина;

Принятие ряда декретов, касавшихся прав буржуазии и плебса. В частности, было ликвидировано сословное деление, конфисковано церковное имущество, духовенство перешло под контроль светских органов власти, было отменено старое административное деление страны и упразднены цеха.

Наиболее напряжённо проходила отмена феодальных повинностей, но в итоге восставшие сумели добиться и этого;

Возникновение, так называемого, вареннского кризиса в первой половине лета 1791 года. Кризис был связан с попыткой короля сбежать за границу.

С этим событием связаны: расстрел демонстрации на Марсовом поле;

начало противостояния беднейших слоёв населения и буржуазии, перешедшей на сторону дворянства;

а также отделение от революционного клуба якобинцев умеренной политической партии фельянов;

Постоянные противоречия между основными политическими силами – жирондистами, фельянами и якобинцами, что облегчило другим государствам Европы проникновение на территорию Франции. В течение 1792-1792 гг. войну раздираемому революцией государству объявили: Пруссия, Сардиния, Великобритания, Австрия, Неаполитанское королевство, Испания, Нидерланды и некоторые германские княжества. Французская армия была не готова к такому повороту событий, тем более, большинство генералов бежало из страны. Из-за угрозы нападения на столицу в Париже стали возникать отряды добровольцев;

Активизация антимонархического движения. 10 августа 1792 года произошло окончательное свержение монархии и создание Парижской коммуны.

Главной чертой второго этапа революции было противостояние между жирондистами и якобинцами. Лидерами первых были Ж.П. Бриссо, Ж.М. Ролан и П.В. Верньо, выступавшие на стороне торговой, промышленной и земледельческой буржуазии. Эта партия желала скорейшего окончания революции и установления политической стабильности.

Якобинцев возглавляли М. Робеспьер, Ж.П. Марат и Ж.Ж. Дантон, которые были представителями среднего класса и бедных буржуа. Они отстаивали интересы рабочих и крестьян, а также выступали за дальнейшее развитие революции, поскольку их требования оставались неуслышанными.

Основными событиями второго периода Великой Французской революции были:

Борьба между Парижской коммуной, контролируемой якобинцами, и Законодательным собранием жирондистов. Следствием противостояния стало создание Конвента, представители которого избирались из всего мужского населения Франции старше 21 года на основе всеобщего избирательного права;

Провозглашение Франции республикой 21 сентября 1792 года;

Казнь последнего короля династии Бурбонов 21 января 1793 г.;

Продолжение крестьянских выступлений, вызванных нищетой, безземельем и голодом. Бедняки захватывали имения своих господ и делили общинную землю.

Горожане также бунтовали, требуя установления твердых цен на продукты;

Изгнание жирондистов из Конвента в конце мая — начале июня 1793 года. Это и завершило второй период восстания.

Избавление от противников позволило якобинцам сосредоточить всю полноту власти в свои руки.

Третий период Великой Французской революции известен как якобинская диктатура и, в первую очередь, связан с именем главы якобинцев — Максимилианом Робеспьером. Это был довольно сложный период для молодой республики – в то время как внутренние противоречия раздирали страну на части, к границам государства наступали войска соседних держав. Франция была вовлечена в Вандейские войны, которые охватили южные и северо-западные провинции. Якобинцы, в первую очередь, занялись решением аграрного вопроса.

Все общинные земли и угодья бежавших дворян были переданы крестьянам.

Затем отменили феодальные права, и привилегии, что способствовало становлению нового класса общества – свободных собственников.

Следующим шагом стало принятие новой Конституции, которая отличалась демократическим характером. Предполагалось ввести конституционное правление, но комплексный общественно-политический и экономический кризис вынудил якобинцев установить режим революционно-демократической диктатуры.

В конце августа 1793 года был принят декрет о мобилизации французов на борьбу против иностранных интервентов.

В ответ находившиеся внутри страны противники якобинцев стали массово проводить террористические акты во всех городах Франции. В результате одной из таких акций был убит и Марат. В конце июля 1796 года республиканские войска разбили войска интервентов около Флёрюсе.

Последними решениями якобинцев стало принятие вантозских декретов, которым не суждено было осуществиться. Диктатура, репрессии и политика реквизиции (экспроприации) настроили против режима якобинцев крестьян. В результате, возник заговор, направленный на свержение правительства Робеспьера.

Так называемый Термидорианский переворот положил конец правлению якобинцев и привел к власти умеренных республиканцев и буржуазию. Они создали новый орган управления — Директорию.

Новая власть провела в стране ряд преобразований: Приняла новую Конституцию;

Заменила всеобщее избирательное право на цензовое (допуск к выборам получали только те граждане, которые обладали имуществом на определённую сумму);

Установила принцип равенства;

Наделила правом избирать и быть избранными только тех граждан республики, которым исполнилось 25 лет;

Создала Совет пятисот и Совет старейших, следившие за политической обстановкой во Франции;

Вела войны против Пруссии и Испании, завершившиеся подписанием мирных договоров. Продолжала военные действия против Англии и Австрии.

Правление Директории закончилось 9 ноября 1799 года, когда в республике произошёл очередной переворот. Его возглавил генерал армии Наполеон Бонапарт, пользующийся огромной популярностью среди солдат. Опираясь на военных, ему удалось захватить власть в Париже, что стало началом новой эпохи в жизни страны.

Итоги и результаты революции

Ликвидация пережитков феодального строя, что поспособствовало быстрому развитию капиталистических отношений;

Установление республиканского строя, основанного на демократических принципах; Окончательная консолидация французской нации;

Формирование органов власти, формируемых на основе избирательного права;

Принятие первых конституций, положения которых гарантировали гражданам равенство перед законом и возможность пользоваться национальными богатствами;

Решение аграрного вопроса;

Ликвидация монархии;

Принятие Декларации прав человека и гражданина.

Однако положительные преобразования содержали и ряд негативных черт:

Введение имущественного ценза;

Игнорирование мнения большинства граждан, что приводило к новым беспорядкам; Установление сложного административного деления, что мешало формированию эффективной системы управления.










































  1. Итоги Просвещения: положительные и отрицательные черты.

Плюсы:

  1. Быстрый научно-технический прогресс. Отказ от религиозных догматов

  2. Повышение уровня грамотности населения.

  3. Динамичное экономическое развитие. Капитализм

  4. Развитие демократических тенденций: ограничение монархии, республиканская форма государства.

  5. Культура Просвещения дала человеку новые моральные ориентиры взамен религиозных: развитие культуры соблюдения договоров и соглашений, возникновение идеи неотчуждаемых естественных прав на жизнь, свободу и собственность, дарованных каждому индивиду от рождения.

  6. Развития теорий правового государства.

  7. Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.


Минусы:

  1. Сформировался технологический оптимизм – безграничная вера в то, что научные методы способны разрешить любую критическую ситуацию. Безудержное наращивание технологической мощи стало одной из ведущих проблем цивилизации в области экологии и ресурсов.

  2. Крах традиционных ценностей усилил социальные конфликты в обществе.

  3. Радикализация политических теорий. Стремление к революциям и уравнотельству.











12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!