СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха правления Ивана Грозного

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обобщение знаний по эпохе правления Ивана Грозного

Просмотр содержимого документа
«Эпоха правления Ивана Грозного»

Тема урока: «Эпоха правления Ивана Грозного».

Цель: систематизировать и обобщить знания по эпохе правления Ивана Грозного и дать оценку его деятельности и личности.

Задачи:

Обучающая: сформировать критическое представление  об эпохе  правления Ивана IV.

Развивающая: продолжить развитие информационной, самоорганизаторской, учебно-познавательной и  коммуникативной компетенций обучающихся.

Воспитательная: воспитывать внимательность, толерантность, негативное отношение к жестокости и насилию, чувство сопричастности к судьбе своей страны.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

- объяснять значения понятий: «Избранная рада», «Земский собор», «Опричнина»;

- уметь давать характеристику внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов;

- раскрыть значение присоединения Среднего и Нижнего По­волжья, Западной Сибири к России;

- объяснить последствия Ливонской войны для Русского госу­дарства;

- объяснить причины, сущность и последствия опричнины;

- обосновать оценки итогов правления Ивана Грозного.


Методическое обеспечение.

Тип урока: - урок обобщения и повторения.

Время проведения: 01 апреля 2022 года

Место проведения: Кабинет № 26

Группа: ЭК - 14, 1 курс, профессия "Электромонтёр тяговой подстанции"

Оборудование: : ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, текст с заданиями.



Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Целеполагание.

  4. Обобщение и систематизация знаний.

4.1. Внутренняя политика царя.

4.2. Внешняя политика Ивана IV.

4.3. Оценка правления Ивана Грозного для развития страны.

  1. Итог урока.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.



Ход урока.



"При всех жестокостях царя его деятельность была

шагом вперед к "победе государственных начал".

С.М. Соловьев, историк




1. Организационный момент.


2. Актуализация опорных знаний.


Преподаватель: История не складывается из случайностей, не творится безличными силами. История – это непрерывная череда поступков множества людей. И, конечно же тех, в чьих руках была власть. Каждый новый этап в истории государства принято связывать с именем его правителя.

3. Целеполагание.


Преподаватель: Цель нашего урока - еще раз вспомнить первые реформы государя, сущность опричной политики Ивана Грозного, выяснить насколько успешной была борьба за расширение Российского государства, постараться дать собственную оценку итогам правления Ивана IV.

Преподаватель: В конце урока вы должны ответить на вопрос: Кем же был в истории нашего государства этот человек: реформатором или палачом?

4. Обобщение и систематизация знаний.

Преподаватель: Иван IV — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси. Давайте с вами повторим династию московских князей. (На стене )

Московское княжество XIII - XVI век

Дании́л Алекса́ндрович — младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский; родоначальник московской линии Рюриковичей.

Иван I Данилович Калита — сын Даниила Александровича, получивший своё прозвище, по разным версиям, за щедрость по отношению к нищим или за бережливость. Все действия Ивана Калиты были направлены на возвышение Москвы над остальными княжествами.

Иван II Иванович Красный — сын Ивана I Даниловича Калиты. Иван продолжил политику своего отца и старшего брата — политику усиления на Руси власти московских князей. Прозвище «Красный» получил благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»). Он старался решать все споры между князьями мирным путем, выступая третейским судьей.

Дмитрий Иванович Донской - сын князя Ивана II Красного, прозванный Донским за победу в Куликовской битве. За первые 20 лет своего правления князь Дмитрий Донской сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель.

Василий I Дмитриевич - первым из русских князей попытался прекратить платить дань ханам Золотой Орды. Внутренняя политика Василия I строилась на принципах объединения русских земель. В результате он присоединил Нижегородское и Муромское княжества.

Василий II Васильевич Тёмный — великий князь московский с 1425 года, пятый (младший) сын великого князя Василия I Дмитриевича, получил прозвище темный, поскольку в 1446 году в темнице он был ослеплен. Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть.

Иван III Васильевич, позже также Иван Великий — великий князь Московский, государь всея Руси, в некоторых документах титуловался царём. Результатом правления Ивана III стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства, за что получил прозвище «собиратель земли русской». В том числе, при нём был принят нынешний герб России — двуглавый орёл.

Василий III Иванович - первый сын Ивана III от второго брака. Василий III продолжил централизаторскую политику своего отца. Борьбу с уделами великий князь вел самыми разными способами. Иногда уделы просто уничтожались целенаправленно, иногда братьям не разрешалось жениться, а следовательно, иметь законнорожденных наследников.

     Звучит увертюра к опере Н. А. Римского - Корсакова “Псковитянка

Преподаватель: "Внезапно быть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли поколебаться; и мнози по окрестным градам начала дивитися таковому страшному грому”.

(Новгородская летопись 1539 года)

Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет царь Иоанн Васильевич Грозный.

Преподаватель добавляет к древу Рюриковичей портрет Ивана Грозного.

Преподаватель: Иван Грозный – что в первую очередь вспоминаете при упоминании этого имени? (называют отрицательные и положительные черты).

4.1. Внутренняя политика царя.

Преподаватель: Около 1549 года царь приблизил к себе новых советников – так называемую Избранную раду.

-Что такое Избранная рада? (Избранная рада - кружок придворных деятелей при царе)

-Какие реформы были осуществлены ?

Реформы Избранной рады:

  • Первый Земский собор 1549 г. – орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

  • Судебник 1550 г. – развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

  • Стоглавый собор 1551 г. – признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

  • Военная реформа 1556 г. – принято Уложение о службе: помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска – стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

  • Формирование приказной системы.

  • В 1556 году была проведена реформа местного управления.

Преподаватель: Итак, каковы результаты данных реформ?

Итогом реформ избранной рады были как плюсы так и минусы.
«+» Реформы способствовали укреплению Российского государства, они усилили власть царя, привели к улучшению местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
«-» Единоличная власть, не ограниченная никакими законами; закрепощение крестьян

Преподаватель: Таким образом, Избранная рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени. Реформы способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.

- Но в 1560 году правительство Избранной рады прекратило существование. Объясните, почему?

(Иван IV жаждал властвовать единолично. И если по началу, когда он набирался государственного опыта, обойтись без советников было невозможно, то чем далее, тем сильнее стесняли они царя в его правлении. Но главное - Иван IV и его советники по-разному представляли себе способы дальнейшего развития страны.)

Преподаватель: Царю не терпелось немедленно видеть свои решения воплощёнными в жизнь, что он связывал с беспрекословным подчинением подданных. Стремление ускорить процессы централизации, неумение Ивана Грозного терпеливо ждать, когда его политика принесёт должные результаты, а также его недоверие к боярскому окружению постепенно подводили его к террору.)

Преподаватель: Обратите внимание на экран. Видео фрагмент из фильма "Иван Грозный"

О чём говорит Иван Грозный? (Разделение земли и власти на земщину, которой управляли бояре и опричнину).

Преподаватель: Что такое опричнина? (Опричнина – это политика Ивана IV, которая привела к разделу земель на земские, под управлением старой боярской Думы, и опричные (государев удел) во главе с царём. Сопровождалась террором.)

Преподаватель: Как меняется политика Ивана IV, какими средствами она осуществляется? (Террор и насилие. Реформы не проводятся.)

Преподаватель: Какие были цели опричнины? (Цели опричнины:- установление неограниченной власти царя;- борьба с самостоятельностью боярства;- ликвидация остатков феодальной раздробленности)

Преподаватель: Расскажите об опричном войске? (Опричники должны во время езды иметь известное и заметное отличие: собачьи головы на шее у лошади и метлу. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны)

Преподаватель: Как звали одного из самых жестоких опричников? (Малюта Скуратов).

Преподаватель: К каким же последствиям привела эта политика? ( укрепление режима личной власти царя;- ликвидация пережитков удельной системы ;хозяйственное разорение страны;-начало процесса государственного закрепощения крестьян)

Преподаватель:
«+» Введение опричнины было вынужденной мерой, направленной на форсированную централизацию государства.
«-» Убийства и изгнание бояр привело страну к упадку, разорению, гибели. 

Преподаватель: Мы повторили внутреннюю политику царя.

4.2. Внешняя политика Ивана IV.

Преподаватель: Внешняя политика Ивана IV Грозного была направлена на укрепление позиций государства, расширение её территорий.
- Каковы основные направления внешней политики? (Работа с картой.) Основные направления

Восточное направление — присоединение Казанского ханства в 1552, Астраханского ханства в 1556 и поход Ермака в Сибирь позволили не только обезопасить Русское царство от разорительных набегов кочевых племен, продолжавшихся несколько столетий, но и существенно расширило его территории.

Западное направление — Ливонская война 1558-1583 должна была принести Ивану Грозному широкие возможности торговли через Балтийское море, однако сложная внутреполитическая и экономическая ситуации, а также сплоченность европейских монархов фактически свели на ноль все успехи Русского царства в начале конфликта.

Южное направление — продолжавшийся несколько столетий конфликт в Крымским ханством являлся существенной проблемой, отвлекающей войска и наносящий экономический ущерб южным регионам. В результате разгрома крымской армии Девлет-Гирея в 1772 году на следующие 20 лет Крымское ханство прекратило набеги.

Преподаватель: Каковы итоги внешней политики Ивана Грозного?

(С одной стороны Московское государство успешно проводила политику на Востоке. Ее территория была расширена за счет территорий ханств. Это повлияло на социальную структуру Московского государства: расширилась доля государственных крестьян, статус которых приобрело местное население. Наиболее самобытные народы стали платить дань пушниной (ясак) и обогащать царскую казну.

С другой стороны неудачная западная политика подорвало экономику страны, вкупе с опричниной. Допущенные просчеты во Внешней политике еще не скоро сделают возможным как воссоединение старорусских земель, так и присоединение Прибалтики.)

4.3. Оценка правления Ивана Грозного для развития страны.



Преподаватель: Так что же принесло царствование Ивана IV России?

Ответы детей: (Первый ряд называет плюсы, второй ряд - минусы).

Плюсы

Минусы

За 10 лет пребывания у власти Избранная Рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие средневековой Руси.

Иван Грозный – жестокий и злобный тиран.

Иван Грозный уничтожил пережитки удельной старины.

Опричнина унесла десятки тысяч человеческих жизней.

Реформы вели к централизации государства, на данном этапе развития страны это являлось жизненной необходимостью.

Последние годы правления Ивана Грозного в стране развивался тяжелейший экономический кризис.

Правление Ивана Грозного – время крупных военных и внешнеполитических успехов в России (взятие Казани, Астрахани).

Опричнина утвердила режим личной власти деспотического характера.

Иван IV принадлежал к числу самых образованных людей своего времени.

Опричнина способствовала утверждению крепостного права.

Своеволие бояр подрывало мощь страны, царь с этим боролся.

Царь превратил русских дворян в холопов самодержавия.

Народ сохранил преимущественно положительную оценку деятельности Ивана Грозного.

Проиграна Ливонская война.


5. Итог урока.


Преподаватель: Подводя итог урока, давай ответим на поставленный вопрос: Кто же был Иван Грозный - реформатор или бездушный тиран?

Ответы детей: Иван Грозный, безусловно, является великой и трагической фигурой отечественной истории. Кровавый террор, которым сопровождалось становление Российского государства, не оправдывается высокой целью создания мощного и сильного государства. Но не надо забывать, что царь Иван – сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами.. 


Преподаватель: Иван Грозный – реформатор и тиран в одном лице. Царствование Ивана IV Грозного имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, он создал из архаичной средневековой Московской Руси развитое централизованное государство. С другой стороны, Опричнина расстроила государственный механизм до критического состояния. Смута является зримым следствием деструктивных методов правления Ивана Грозного. Тем не менее, царь впервые создал представительный орган власти Земский собор, проводил Судебную и Церковную реформы, ограничивал своеволие бояр. Жестокость царя Ивана IV формально обосновывалась «буквой закона», традициями и частично находила оправдание в православной духовной практике.


 6. Рефлексия. «Букет настроения».

Преподаватель: В начале урока я вам  раздала бумажные цветы: красные и голубые. На столе стоит ваза. Если вам понравилось на уроке, то поставьте в вазу красный цветок, если не понравилось - голубой.

Преподаватель: Этот букет хорошего настроения мы дарим нашим гостям.

7. Домашнее задание.

Преподаватель: Представьте, что вам нужно написать статью в «Энциклопедию правителей государства Российского» об Иване Грозном. Исходя из своих представлений, сформированных на сегодняшнем занятии, напишите сочинение-эссе об этой эпохе и личности царя.

Текст с ошибками.

Россия в период правления Ивана IV Грозного

Великий князь московский Василий III умер в I533 году, регентшей при трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог. Однако правила мать Ивана всего год. После ее смерти наступил период боярского правления, который был назван Смутным временем. Разгул и притеснения бояр вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал надежды на прекращение Смуты с коронацией Ивана IV Васильевича.

Молодой царь решительно взялся за наведение порядка и укрепление государственной власти. С этой целью он созвал Земский собор, принявший новый Судебник. Статьи законов были разделены на 100 глав, поэтому собор вошел в историю как “Стоглавый”. По новому Судебнику ограничивались злоупотребления наместников, усилилась зависимость крестьян от землевладельцев. Создавались новые центральные органы управления – приказы. Была проведена военная реформа: отменялось местничество, создавалось опричное и стрелецкое войско.

Благодаря этим реформам появилась возможность проведения более активной внешней политики и захвата Поволжья и Прибалтики. В 50-е годы XVI века в состав России вошли Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Началась длительная война с Ливонским орденом, завершившаяся в 1584 году присоединением к России части польской Ливонии. Во время войны некоторые бояре, в том числе князь Андрей Курбский, бежали в Литву, так как опасались необузданного царского гнева и подозрительности.

В 1584 году скончался Иван Грозный.

Ошибки:

1.Регентшей Ивана IV была его мать Елена Глинская.

2.Правила Елена Глинская с 1533 по 1538 год.

3.Смутное время – более поздний период истории, связанный с династическим кризисом (пресечением династии Рюриковичей)

4.Стоглавым был церковный собор, а не Земский.

5.Судебник, принятый в 1550 году, не содержал 100 глав.

6.Но новому закону местничество ограничивалось. Отмена местничества произойдет позже, в 1682 году.

7.В ходе военной реформы создавалось стрелецкое, а не опричное войско.

8.В состав России в 50-е годы вошли Казанское и Астраханское ханства, Крым был присоединен в период правления Екатерины Великой.

9.Ливонская война закончилась поражением России в 1583 году.



Текст с ошибками.

Россия в период правления Ивана IV Грозного

Великий князь московский Василий III умер в I533 году, (1.регентшей при трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог). (2.Однако правила мать Ивана всего год.) После ее смерти наступил период боярского правления, (3.который был назван Смутным временем.) Разгул и притеснения бояр вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал надежды на прекращение Смуты с коронацией Ивана IV Васильевича.

Молодой царь решительно взялся за наведение порядка и укрепление государственной власти. С этой целью он созвал Земский собор, принявший новый Судебник. Статьи законов были разделены (5.на 100 глав),(4.поэтому собор вошел в историю как “Стоглавый”). По новому Судебнику ограничивались злоупотребления наместников, усилилась зависимость крестьян от землевладельцев. Создавались новые центральные органы управления – приказы. Была проведена военная реформа: (6.отменялось местничество), (7.создавалось опричное) и стрелецкое войско.

Благодаря этим реформам появилась возможность проведения более активной внешней политики и захвата Поволжья и Прибалтики. В 50-е годы XVI века в состав России вошли Казанское, Астраханское и (8.Крымское ханства). Началась длительная война с Ливонским орденом, завершившаяся в (9.1584 году присоединением к России части польской Ливонии). Во время войны некоторые бояре, в том числе князь Андрей Курбский, бежали в Литву, так как опасались необузданного царского гнева и подозрительности.

В 1584 году скончался Иван Грозный.

Ошибки:

1.Регентшей Ивана IV была его мать Елена Глинская.

2.Правила Елена Глинская с 1533 по 1538 год.

3.Смутное время – более поздний период истории, связанный с династическим кризисом (пресечением династии Рюриковичей)

4.Стоглавым был церковный собор, а не Земский.

5.Судебник, принятый в 1550 году, не содержал 100 глав.

6.По новому закону местничество ограничивалось. Отмена местничества произойдет позже, в 1682 году.

7.В ходе военной реформы создавалось стрелецкое, а не опричное войско.

8.В состав России в 50-е годы вошли Казанское и Астраханское ханства, Крым был присоединен в период правления Екатерины Великой.

9.Ливонская война закончилась поражением России в 1583 году.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!