СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭОР "Языковые средства и способы актуализации коммуникативного центра предложения в произведениях русских авторов современного периода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание и систематизация  средств и способов  актуализации коммуникативного центра предложения на примерах текстов  произведений современных русских авторов

Просмотр содержимого документа
«ЭОР "Языковые средства и способы актуализации коммуникативного центра предложения в произведениях русских авторов современного периода"»

  Языковые средства и способы актуализации коммуникативного центра предложения в произведениях Русских авторов современного периода   Исследовательская работа ученика 9 «Д» класса Гугульян Григория Акоповича

Языковые средства и способы актуализации коммуникативного центра предложения в произведениях Русских авторов современного периода

Исследовательская работа

ученика 9 «Д» класса

Гугульян Григория Акоповича

Цель работы: описать и систематизировать средства и способы актуализации коммуникативного центра предложения на примерах текстов произведений современных русских авторов

  • Актуальность исследования :
  • В настоящее время, когда новейшие информационные технологии многократно увеличивают коммуникативные возможности человека, на первый план выдвигаются задачи исследования «правильной» коммуникации, обеспечивающей однозначное толкование единиц создаваемого текста. На сегодняшний день в лингвистике вопрос анализа и эффективного использования средств и способов выделения смыслового центра предложения представлен не в полной мере.
  • Как известно, предложение является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Именно его коммуникативный аспект проявляется в актуальном членении. Необходим учет его коммуникативного значения, учет того, что именно этим предложением хотел сказать автор, для чего оно сформировано (сконструировано) говорящим или пишущим. Может оказаться, что предложения, построенные по одной и той же структурной схеме, в речи предназначены для реализации различных коммуникативных намерений говорящего, то есть будут иметь различное коммуникативное значение. Поэтому необходимо учитывать его актуальное членение. Наше исследование посвящено описанию способов и средств актуализации (усиления, выделения) смыслового центра предложения в текстах произведений современных русских писателей.
Задачи исследования:    1. Изучить проблемы, связанные с вопросами актуального членения предложения.   2. Проанализировать особенности актуального членения предложений в произведениях русских авторов современного периода.   3. Выявить и систематизировать средства и способы, используемые для выделения смыслового центра предложений в произведениях русских писателей.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы, связанные с вопросами актуального членения предложения. 2. Проанализировать особенности актуального членения предложений в произведениях русских авторов современного периода. 3. Выявить и систематизировать средства и способы, используемые для выделения смыслового центра предложений в произведениях русских писателей.

  Объект нашего исследования – предложение как целостная единица в текстах произведений русских писателей  Предмет исследования – система средств и способов актуализации коммуникативного центра предложения  Необходимость решения перечисленных выше задач обусловила выбор методов исследования. В данной работе используются описательный метод , применяемый для описания языкового материала; метод наблюдения над актуальным членением единиц, метод анализа и систематизации исследуемого материала.

Объект нашего исследования – предложение как целостная единица в текстах произведений русских писателей

Предмет исследования – система средств и способов актуализации коммуникативного центра предложения

Необходимость решения перечисленных выше задач обусловила выбор методов исследования. В данной работе используются описательный метод , применяемый для описания языкового материала; метод наблюдения над актуальным членением единиц, метод анализа и систематизации исследуемого материала.

 Изучив историю вопроса, я узнал, что впервые вопросы выделения смыслового центра предложения начали обсуждаться в работах чешских лингвистов (В. Матезиус и Ф.Чейф). В русистике эта проблема нашла свое отражение в работах Г.А. Золотовой, В.В. Бабайцевой.   Ученые выделяют 2 основных смысла высказывания:  -исходный пункт высказывания - данное/тема  -новое, что сообщается о теме ( или новая информация вообще) - новое/рема Новое и образует смысловой центр предложения  Для выделения актуальной информации в предложении и используются определенные способы и средства актуального членения

Изучив историю вопроса, я узнал, что впервые вопросы выделения смыслового центра предложения начали обсуждаться в работах чешских лингвистов (В. Матезиус и Ф.Чейф). В русистике эта проблема нашла свое отражение в работах Г.А. Золотовой, В.В. Бабайцевой.

Ученые выделяют 2 основных смысла высказывания:

-исходный пункт высказывания - данное/тема

-новое, что сообщается о теме ( или новая информация вообще) - новое/рема

Новое и образует смысловой центр предложения

Для выделения актуальной информации в предложении и используются определенные

способы и средства актуального членения

В ходе проведения исследования были выявлены такие  средства и способы  актуализации коммуникативного центра предложения  -порядок слов  -интонация  -лексический повтор  -частицы  -междометия

В ходе проведения исследования были выявлены такие средства и способы актуализации коммуникативного центра предложения

-порядок слов

-интонация

-лексический повтор

-частицы

-междометия

Порядок слов как способ актуального членения предложения Порядком слов в предложении считается расположение в нем его членов. Существует мнение, что порядок слов в русском языке свободный, т.е. что за членами предложения не закреплено определенное место. Однако это не так. В речи указанный прямой порядок слов часто нарушается . Сказуемое может стоять то после подлежащего, то перед ним; некоторые виды обстоятельств и дополнения могут занимать разные места в предложении, способны отрываться от тех слов, с которыми связаны грамматически и по смыслу; даже определения, наиболее тесно связанные с определяемыми словами, могут располагаться и перед ними и после них. Инверсия (обратный порядок слов) и является в таких случаях способом выделения коммуникативного центра предложения.

Порядок слов как способ актуального членения предложения

  • Порядком слов в предложении считается расположение в нем его членов. Существует мнение, что порядок слов в русском языке свободный, т.е. что за членами предложения не закреплено определенное место. Однако это не так.
  • В речи указанный прямой порядок слов часто нарушается . Сказуемое может стоять то после подлежащего, то перед ним; некоторые виды обстоятельств и дополнения могут занимать разные места в предложении, способны отрываться от тех слов, с которыми связаны грамматически и по смыслу; даже определения, наиболее тесно связанные с определяемыми словами, могут располагаться и перед ними и после них.
  • Инверсия (обратный порядок слов) и является в таких случаях способом выделения коммуникативного центра предложения.
 Итак, порядок слов Скоро полу­чишь ответ ты — весточ­ку в несколь­ко строк.  В.Высоцкий

Итак, порядок слов

Скоро полу­чишь ответ ты — весточ­ку в несколь­ко строк.

В.Высоцкий

Повтор как средство выделения коммуникативного центра предложения  Лексический повтор — это слово либо конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах предложения либо двух, идущих друг за другом.  Он применяется писателями, поэтами для явного подчеркивания части предложения, на которую читателю/слушателю следует обратить внимание. Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман. А прошлое ясней, ясней, ясней… Булат Окуджава

Повтор как средство выделения коммуникативного центра предложения

Лексический повтор — это слово либо конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах предложения либо двух, идущих друг за другом.

Он применяется писателями, поэтами для явного подчеркивания части предложения, на которую читателю/слушателю следует обратить внимание.

Вы слышите: грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, туман, туман.

А прошлое ясней, ясней, ясней…

Булат Окуджава

 Использование частиц и междометий как актуализаторов коммуникативного центра предложения  Частицы представляют собой разнородную по характеру группу служебных слов, природу которых до сих пор пытались понять лишь путем выявления их смысла и происхождения. Установлены, к примеру, усилительные, ограничительные, выделительные, вопросительные частицы. Между тем все эти смысловые различия выявляются и реализуются в коммуникативной структуре предложения. Поэтому природа частиц адекватно может быть описана только с учетом их роли в высказывании в целом.   В коммуникативной структуре высказывания частицы служат либо средством выделения компонентов этой структуры (темы и ремы), либо средством выделения смыслового центра высказывания.    Лишь только исполнилось  ему четыре месяца, по всей Москве развесили зелено-голубые вывески с надписью «мясо». (М.Булгаков).

Использование частиц и междометий как актуализаторов коммуникативного центра предложения

Частицы представляют собой разнородную по характеру группу служебных слов, природу которых до сих пор пытались понять лишь путем выявления их смысла и происхождения. Установлены, к примеру, усилительные, ограничительные, выделительные, вопросительные частицы. Между тем все эти смысловые различия выявляются и реализуются в коммуникативной структуре предложения. Поэтому природа частиц адекватно может быть описана только с учетом их роли в высказывании в целом.

В коммуникативной структуре высказывания частицы служат либо средством выделения компонентов этой структуры (темы и ремы), либо средством выделения смыслового центра высказывания.   Лишь только исполнилось ему четыре месяца, по всей Москве развесили зелено-голубые вывески с надписью «мясо». (М.Булгаков).

 «Ого!» – воскликнул он, с восхищением разглядывая трубку. (Ю.Нагибин); Ну ты и радуйся. (М.Шолохов); Ну, братцы-атаманцы, давайте расходиться и спать. (М.Шолохов). Являясь выразителями субъективных реакций говорящего на объективную действительность, данные языковые средства выступают в качестве актуализаторов субъектной сферы коммуникантов [Онипенко, 1994: 78].
  • «Ого!» – воскликнул он, с восхищением разглядывая трубку. (Ю.Нагибин); Ну ты и радуйся. (М.Шолохов); Ну, братцы-атаманцы, давайте расходиться и спать. (М.Шолохов). Являясь выразителями субъективных реакций говорящего на объективную действительность, данные языковые средства выступают в качестве актуализаторов субъектной сферы коммуникантов [Онипенко, 1994: 78].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренный материал может быть использован на факультативных занятиях по русскому языку, а также при чтении курсов морфологии современного русского языка и синтаксиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренный материал может быть использован на факультативных занятиях по русскому языку, а также при чтении курсов морфологии современного русского языка и синтаксиса.

Список литературы 

Бабайцева, В.В. Отражение многоаспектности предложения в практике обучения русскому языку в школе // Избранное. 1955—2005: Сборник научных и научно-методических статей. – М. – Ставрополь: СГУ, 2005. – 515 с.

Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова – М.: Наука, 1982. – 368 с.

  • Иванов, Н.В. Актуальное членение предложения: на пути к новой парадигме теории / Н.В. Иванов // Проблемы и перспективы развития лингвистики, межкультурной коммуникации и лингводидактики. Вып.
  • Матезиус, В. О так называемом актуальном членении предложения / В. Матезиус // Пражский лингвистический кружок. – М.: Прогресс, 1967. – С. 239–245. 
  • Нагорный, И.А. Актуализационная функция модальных частиц в высказывании / И.А. Нагорный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №6(203). Выпуск 25. – С. 13–20.
  • Распопов, И.П. Актуальное членение предложения : На материале простого повествования преимущественно в монологической речи /  И. П. Распопов .— Уфа : Изд-во Башк. ун-та, 1961. — 163 с.
  • Русская грамматика / под ред. Н.Ю. Шведовой. Т.1. – М.: Наука, 1980.
  • Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. В 2 Т. / А.Н.Тихонов, Р.И.Хашимов, Г.С.Журавлева и др. – 2-е изд., стер.– М. : Флинта.: Наука, 2014. – 814 с.
  • Юрченко, В.С. О некоторых вопросах актуального членения фразы в современном русском языке // Вопросы славянского языкознания. Саратов, 1968. – С. 17–19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!