СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмпирическое изучение профессиональных и личностных качеств педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №143»

г. Екатеринбурга.

Выбор методических приемов и объем исследований определялся целью и задачами выполняемой работы. Производственная практика (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) проходила на базе МАОУ СОШ№143 г. Екатеринбурга. При школе функционирует психологическая служба, состоящая из 4 специалистов педагогов-психологов.

Просмотр содержимого документа
«Эмпирическое изучение профессиональных и личностных качеств педагога-психолога»

Эмпирическое изучение профессиональных и личностных качеств педагога-психолога Организация и методы исследования



Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №143»

г. Екатеринбурга.

Выбор методических приемов и объем исследований определялся целью и задачами выполняемой работы. Производственная практика (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) проходила на базе МАОУ СОШ№143 г. Екатеринбурга. При школе функционирует психологическая служба, состоящая из 4 специалистов педагогов-психологов.

Методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов в период производственной практики.

С руководителем образовательного учреждения был составлен план, целью которого являлось исследование изучение профессионально важных и личностных качеств преподавателей психологии в МАОУ СОШ № 143

Задачи:

1. Изучение контингента педагогического состава

2. Определение методик исследования

3. Подготовка диагностического инструментария

4. Проведение процедуры исследования

5. Обработка полученных результатов, оформление результатов в таблицы

6. Анализ полученных результатов

7. Составление рекомендаций

осуществлялся логический анализ и систематизация полученных

опытно-экспериментальных данных с дальнейшей их интерпретацией,

формулировкой выводов и практических рекомендаций; выполнено

оформление квалификационной работы. На данном этапе нами использовались следующие методы исследования: педагогические наблюдения обработки экспериментального материала; анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов.

Методы исследования

Нами был выбран 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла* (форма А) позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности. Опросник Кеттелла 16 pf одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт. Считается, что каждый человек имеет свои стабильные и устойчивые черты, которые очень сильно связаны между собой. И именно эти черты определяют, как внешнее поведение человека, так и его внутренний мир. Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет" (или "а", "в", "с"). 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. (Методика многофакторный опросник Кэттелла / Тест Кеттела 187 вопросов / Опросник Кетела 16 pf).

Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств педагога-психолога

Психолог 1

Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".

Форма регистрации:

Пол: Жен
Возраст: 24

Результат теста:

Шкала

Первичный балл

Стен

Описание

Уровень

Фактор А

8

5

Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов

Ниже среднего

Фактор B

5

2

Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

Низкий


Фактор C

21

8

Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Высокий


Фактор E

13

5

Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

Ниже среднего

Фактор F

12

4

Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

Ниже среднего

Фактор G

14

6

Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Ниже среднего

Фактор H

16

6

Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Ниже среднего

Фактор I

8

5

Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.

Ниже среднего

Фактор L

10

6

Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

Ниже среднего

Фактор M

14

7

Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

Высокий


Фактор N

12

6

Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

Ниже среднего

Фактор O

10

6

Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Ниже среднего

Фактор Q1

8

4

Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.

Ниже среднего

Фактор Q2

10

6

Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.

Ниже среднего

Фактор Q3

18

10

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Высокий

Фактор Q4

2

1

Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

Низкий


Фактор F1

-1

Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Низкий


Фактор F2

4

Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание.

Ниже среднего

Фактор F3

5

Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности.

Ниже среднего

Фактор F4

5

Конформность: изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Ниже среднего





Психолог 2

Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".


Форма регистрации:

Пол: Жен
Возраст: 40

Результат теста:



Шкала

Первичный балл

Стен

Описание

Уровень

Фактор А

13

7

Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов

Средний

Фактор B

3

3

Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

Низкий

Фактор C

15

5

Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Ниже среднего

Фактор E

18

8

Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

Высокий

Фактор F

14

6

Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

Ниже среднего

Фактор G

10

3

Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Низкий

Фактор H

10

4

Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Ниже среднего

Фактор I

8

5

Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.

Высокий

Фактор L

4

3

Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

Низкий

Фактор M

10

4

Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

Ниже среднего

Фактор N

9

3

Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

Никий

Фактор O

18

10

Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Высокий

Фактор Q1

11

6

Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.

Ниже среднего

Фактор Q2

12

7

Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.

Средний

Фактор Q3

11

5

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Ниже среднего

Фактор Q4

10

5

Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

Ниже среднего

Фактор F1

6

Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Ниже среднего

Фактор F2

5

Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание.

Ниже среднего

Фактор F3

5

Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности.

Ниже среднего

Фактор F4

6

Конформность:-изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Ниже среднего



Психолог 3

Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".

Форма регистрации:

Пол: Жен
Возраст: 53

Результат теста:



Шкала

Первичный балл

Стен

Описание

Уровень

Фактор А

17

10

Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов

Высокий

Фактор B

5

2

Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

Низкий

Фактор C

11

3

Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Низкий

Фактор E

16

6

Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

Ниже среднего

Фактор F

17

6

Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

Ниже среднего

Фактор G

13

6

Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Ниже среднего

Фактор H

16

6

Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Ниже среднего

Фактор I

16

10

Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.

Высокий

Фактор L

12

7

Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружаюих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

Ниже среднего

Фактор M

10

5

Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

Ниже среднего

Фактор N

12

6

Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

Ниже среднего

Фактор O

15

8

Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Высокий

Фактор Q1

13

8

Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.

Высокий

Фактор Q2

4

2

Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.

Низкий

Фактор Q3

9

5

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Ниже среднего

Фактор Q4

20

9

Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

Высокий

Фактор F1

10

Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Высокий

Фактор F2

7

Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание.

Ниже среднего

Фактор F3

1

Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности.

Низкий

Фактор F4

4

Конформность:-изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Ниже среднего

Психолог 4

Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".

Форма регистрации:

Пол: Жен
Возраст: 20

Результат теста:



Шкала

Первичный балл

Стен

Описание

Уровень

Фактор А

11

5

Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов

Ниже среднего

Фактор B

8

6

Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

Ниже среднего

Фактор C

13

5

Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Ниже среднего

Фактор E

16

8

Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

Высокий

Фактор F

10

3

Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

Низкий

Фактор G

16

8

Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Высокий

Фактор H

14

6

Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Ниже среднего

Фактор I

9

4

Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.

Ниже среднего

Фактор L

11

8

Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружаюих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

Высокий

Фактор M

13

6

Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

Ниже среднего

Фактор N

9

5

Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

Ниже среднего

Фактор O

15

8

Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Высокий

Фактор Q1

14

9

Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.

Высокий

Фактор Q2

12

7

Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.

Ниже среднего

Фактор Q3

16

9

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Высокий

Фактор Q4

18

7

Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

Ниже среднего

Фактор F1

9

Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Высокий

Фактор F2

5

Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание.

Ниже среднего

Фактор F3

6

Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности.

Ниже среднего

Фактор F4

8

Конформность:-изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Высокий



Рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагога-психолога

В связи с вышеописанными требованиями к личности и профессионализму педагога-психолога, в связи с высокой эмоциональной нагрузкой и высокой степенью ответственности, а также учитывая постоянное расширение профессиональных обязанностей, можно говорить о том, что эта профессия имеет высокий риск профессионального выгорания. Жертвой эмоционального выгорания может стать кто угодно, ведь стрессы присутствуют на работе в любой организации. Синдром профессионального выгорания также может проявиться на фоне личных стрессов, но чаще к психологическому опустошению приводит именно профессиональная деятельность.

По данным средств массовой информации к профессиям подверженным выгоранию относятся:

- учителя;

- медицинские работники;

- менеджеры;

- торговые агенты;

- социальные работники;

- психологи;

- спасатели;

- сотрудники правоохранительных органов.

Все эти профессии относятся к группе помогающих профессий; профессий типа «Человек – человек». Основной проблемой этой группы профессий является – проблема личного эмоционального состояния. Особенно остро проблема выгорания проявляет себя в середине учебного года. Именно этот период характеризуется повышенной нагрузкой и утомляемостью у всех субъектов образования.

Выполняя профессиональные обязанности, педагог-психолог часто проводит тренинги и занятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов, но работать с собственным профессиональным выгоранием получается далеко не у всех психологов.

«Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки". [14]. Основными симптомами профессионального выгорания являются: эмоциональное истощение, деперсонализация (возникновение отрицательного отношения к своей трудовой деятельности), редукция профессиональной деятельности (ощущение собственной некомпетентности).

Для профилактики эмоционального выгорания в первую очередь необходимо понимание своего состояния, что вызывает отрицательные эмоции и формирует негативные реакции. Без конкретного определения проблемных зон профилактика будет неэффективна. Для преодоления эмоционального выгорания, безусловно, необходимо внимательное отношение к себе, четко планирование собственного времени, выделение часов работы и часов отдыха; четкое разделение работы и личной жизни; отсутствие переноса профессиональных вопросов в семью и личную жизнь.

Хорошим способом преодоления эмоциональных перегрузок является хобби: можно заниматься творчеством, спортом, туризмом. Прогулки на свежем воздухе и правильное питание насыщенное витаминами может способствовать восстановлению сил и укрепить здоровье.

Кроме того повышение профессиональной компетенции, поддержание постоянной уверенности в высоких показателях работы, участие в профессиональных конкурсах, не только могут доставить удовольствие но и отвлечь от постоянной, ежедневной, рутинной работы.

Безусловно, если психолог не может справиться с проблемой самостоятельно, необходимо посещать специальные группы супервизии, делиться с коллегами переживаниями, сложные профессиональные вопросы решать в содружестве с коллегами.

Список использованной литературы



  1. Аминов II. Л., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 108.

  2. Бачманова II. Ф„ Стафурина II. Л. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. Вып. 5. С. 76.

  3. Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога. С. 48—49.

  4. Дружинин В. //. Экспериментальная психология. С. 32.

  5. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007. Портал психологических изданий PsyJournals.ru  https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика] [1, с. 3–4].

  6. Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика]

  7. Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины : автореф. дис.... канд. психол. наук. М.: Военный университет, 2006. С.

  8. Падчин И.В.,  юрист-эксперт электронной системы «Образование». Справочник педагога-психолога. Школа, №11, 2013 г. https://l-pankova.ru

  9. Модуль I. Правовое регулирование профессиональной деятельности https://studfile.net/preview/5350698

  10. . Полякова О. Б «Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога» https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-vybora-professii-pedagoga-psikhologa

  11. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика]3

  12. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/

  13. Пряжников II. С.Пряжникова Е. Ю. Психология труда : учеб, пособие

  14. Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания»

  15. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. Стр. 15

  16. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екате­ринбург, 2009.

  17. Современный психологический словарь / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 г., стр 605

  18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». М., 2010.

  19. Фоменко Н. А. Статья «Компетентность и компетенция: понятие и сущность» https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2361

  20. Шамизов А. Д. Диссертация «Психологическое содержание, структура и факторы профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе» (https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-soderzhanie-struktura-i-faktory-professionalnykh-namerenii-pedagogov-psikh

  21. Эстерле А. Е. диссертация «Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития педагогов-психологов» http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologo-pedagogicheskie-uslovija-professionalnogo-samorazvitija-pedagogov.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!