Эмпирическое изучение профессиональных и личностных качеств педагога-психолога Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №143»
г. Екатеринбурга.
Выбор методических приемов и объем исследований определялся целью и задачами выполняемой работы. Производственная практика (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) проходила на базе МАОУ СОШ№143 г. Екатеринбурга. При школе функционирует психологическая служба, состоящая из 4 специалистов педагогов-психологов.
Методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов в период производственной практики.
С руководителем образовательного учреждения был составлен план, целью которого являлось исследование изучение профессионально важных и личностных качеств преподавателей психологии в МАОУ СОШ № 143
Задачи:
1. Изучение контингента педагогического состава
2. Определение методик исследования
3. Подготовка диагностического инструментария
4. Проведение процедуры исследования
5. Обработка полученных результатов, оформление результатов в таблицы
6. Анализ полученных результатов
7. Составление рекомендаций
осуществлялся логический анализ и систематизация полученных
опытно-экспериментальных данных с дальнейшей их интерпретацией,
формулировкой выводов и практических рекомендаций; выполнено
оформление квалификационной работы. На данном этапе нами использовались следующие методы исследования: педагогические наблюдения обработки экспериментального материала; анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов.
Методы исследования
Нами был выбран 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла* (форма А) позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности. Опросник Кеттелла 16 pf одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт. Считается, что каждый человек имеет свои стабильные и устойчивые черты, которые очень сильно связаны между собой. И именно эти черты определяют, как внешнее поведение человека, так и его внутренний мир. Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет" (или "а", "в", "с"). 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. (Методика многофакторный опросник Кэттелла / Тест Кеттела 187 вопросов / Опросник Кетела 16 pf).
Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств педагога-психолога
Психолог 1
Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".
Форма регистрации:
Пол: Жен
Возраст: 24
Результат теста:
Шкала | Первичный балл | Стен | Описание | Уровень |
Фактор А | 8 | 5 | Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов | Ниже среднего |
Фактор B | 5 | 2 | Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. | Низкий |
Фактор C | 21 | 8 | Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность. | Высокий |
Фактор E | 13 | 5 | Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь. | Ниже среднего |
Фактор F | 12 | 4 | Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах | Ниже среднего |
Фактор G | 14 | 6 | Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. | Ниже среднего |
Фактор H | 16 | 6 | Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. | Ниже среднего |
Фактор I | 8 | 5 | Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность. | Ниже среднего |
Фактор L | 10 | 6 | Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. | Ниже среднего |
Фактор M | 14 | 7 | Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность. | Высокий |
Фактор N | 12 | 6 | Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. | Ниже среднего |
Фактор O | 10 | 6 | Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой. | Ниже среднего |
Фактор Q1 | 8 | 4 | Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. | Ниже среднего |
Фактор Q2 | 10 | 6 | Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать. | Ниже среднего |
Фактор Q3 | 18 | 10 | Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. | Высокий |
Фактор Q4 | 2 | 1 | Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность. | Низкий |
Фактор F1 | -1 | Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. | Низкий |
Фактор F2 | 4 | Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание. | Ниже среднего |
Фактор F3 | 5 | Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности. | Ниже среднего |
Фактор F4 | 5 | Конформность: изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. | Ниже среднего |
Психолог 2
Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".
Форма регистрации:
Пол: Жен
Возраст: 40
Результат теста:
Шкала | Первичный балл | Стен | Описание | Уровень |
Фактор А | 13 | 7 | Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов | Средний |
Фактор B | 3 | 3 | Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. | Низкий |
Фактор C | 15 | 5 | Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность. | Ниже среднего |
Фактор E | 18 | 8 | Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь. | Высокий |
Фактор F | 14 | 6 | Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах | Ниже среднего |
Фактор G | 10 | 3 | Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. | Низкий |
Фактор H | 10 | 4 | Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. | Ниже среднего |
Фактор I | 8 | 5 | Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность. | Высокий |
Фактор L | 4 | 3 | Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. | Низкий |
Фактор M | 10 | 4 | Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность. | Ниже среднего |
Фактор N | 9 | 3 | Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. | Никий |
Фактор O | 18 | 10 | Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой. | Высокий |
Фактор Q1 | 11 | 6 | Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. | Ниже среднего |
Фактор Q2 | 12 | 7 | Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать. | Средний |
Фактор Q3 | 11 | 5 | Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. | Ниже среднего |
Фактор Q4 | 10 | 5 | Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность. | Ниже среднего |
Фактор F1 | 6 | Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. | Ниже среднего |
Фактор F2 | 5 | Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание. | Ниже среднего |
Фактор F3 | 5 | Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности. | Ниже среднего |
Фактор F4 | 6 | Конформность:-изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. | Ниже среднего |
Психолог 3
Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".
Форма регистрации:
Пол: Жен
Возраст: 53
Результат теста:
Шкала | Первичный балл | Стен | Описание | Уровень |
Фактор А | 17 | 10 | Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов | Высокий |
Фактор B | 5 | 2 | Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. | Низкий |
Фактор C | 11 | 3 | Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность. | Низкий |
Фактор E | 16 | 6 | Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь. | Ниже среднего |
Фактор F | 17 | 6 | Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах | Ниже среднего |
Фактор G | 13 | 6 | Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. | Ниже среднего |
Фактор H | 16 | 6 | Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. | Ниже среднего |
Фактор I | 16 | 10 | Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность. | Высокий |
Фактор L | 12 | 7 | Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружаюих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. | Ниже среднего |
Фактор M | 10 | 5 | Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность. | Ниже среднего |
Фактор N | 12 | 6 | Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. | Ниже среднего |
Фактор O | 15 | 8 | Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой. | Высокий |
Фактор Q1 | 13 | 8 | Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. | Высокий |
Фактор Q2 | 4 | 2 | Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать. | Низкий |
Фактор Q3 | 9 | 5 | Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. | Ниже среднего |
Фактор Q4 | 20 | 9 | Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность. | Высокий |
Фактор F1 | 10 | Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. | Высокий |
Фактор F2 | 7 | Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание. | Ниже среднего |
Фактор F3 | 1 | Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности. | Низкий |
Фактор F4 | 4 | Конформность:-изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. | Ниже среднего |
Психолог 4
Ваш результат прохождения теста "16PF Тест Кеттелла форма А (187 вопросов)".
Форма регистрации:
Пол: Жен
Возраст: 20
Результат теста:
Шкала | Первичный балл | Стен | Описание | Уровень |
Фактор А | 11 | 5 | Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов | Ниже среднего |
Фактор B | 8 | 6 | Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. | Ниже среднего |
Фактор C | 13 | 5 | Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность. | Ниже среднего |
Фактор E | 16 | 8 | Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь. | Высокий |
Фактор F | 10 | 3 | Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах | Низкий |
Фактор G | 16 | 8 | Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. | Высокий |
Фактор H | 14 | 6 | Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. | Ниже среднего |
Фактор I | 9 | 4 | Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность. | Ниже среднего |
Фактор L | 11 | 8 | Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружаюих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. | Высокий |
Фактор M | 13 | 6 | Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность. | Ниже среднего |
Фактор N | 9 | 5 | Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. | Ниже среднего |
Фактор O | 15 | 8 | Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой. | Высокий |
Фактор Q1 | 14 | 9 | Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. | Высокий |
Фактор Q2 | 12 | 7 | Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать. | Ниже среднего |
Фактор Q3 | 16 | 9 | Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. | Высокий |
Фактор Q4 | 18 | 7 | Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность. | Ниже среднего |
Фактор F1 | 9 | Тревожность- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. | Высокий |
Фактор F2 | 5 | Экстраверсия и интроверсия- это поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание. | Ниже среднего |
Фактор F3 | 6 | Чувствительность- способность объекта реагировать определённым образом на определённое малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности. | Ниже среднего |
Фактор F4 | 8 | Конформность:-изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. | Высокий |
Рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагога-психолога
В связи с вышеописанными требованиями к личности и профессионализму педагога-психолога, в связи с высокой эмоциональной нагрузкой и высокой степенью ответственности, а также учитывая постоянное расширение профессиональных обязанностей, можно говорить о том, что эта профессия имеет высокий риск профессионального выгорания. Жертвой эмоционального выгорания может стать кто угодно, ведь стрессы присутствуют на работе в любой организации. Синдром профессионального выгорания также может проявиться на фоне личных стрессов, но чаще к психологическому опустошению приводит именно профессиональная деятельность.
По данным средств массовой информации к профессиям подверженным выгоранию относятся:
- учителя;
- медицинские работники;
- менеджеры;
- торговые агенты;
- социальные работники;
- психологи;
- спасатели;
- сотрудники правоохранительных органов.
Все эти профессии относятся к группе помогающих профессий; профессий типа «Человек – человек». Основной проблемой этой группы профессий является – проблема личного эмоционального состояния. Особенно остро проблема выгорания проявляет себя в середине учебного года. Именно этот период характеризуется повышенной нагрузкой и утомляемостью у всех субъектов образования.
Выполняя профессиональные обязанности, педагог-психолог часто проводит тренинги и занятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов, но работать с собственным профессиональным выгоранием получается далеко не у всех психологов.
«Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки". [14]. Основными симптомами профессионального выгорания являются: эмоциональное истощение, деперсонализация (возникновение отрицательного отношения к своей трудовой деятельности), редукция профессиональной деятельности (ощущение собственной некомпетентности).
Для профилактики эмоционального выгорания в первую очередь необходимо понимание своего состояния, что вызывает отрицательные эмоции и формирует негативные реакции. Без конкретного определения проблемных зон профилактика будет неэффективна. Для преодоления эмоционального выгорания, безусловно, необходимо внимательное отношение к себе, четко планирование собственного времени, выделение часов работы и часов отдыха; четкое разделение работы и личной жизни; отсутствие переноса профессиональных вопросов в семью и личную жизнь.
Хорошим способом преодоления эмоциональных перегрузок является хобби: можно заниматься творчеством, спортом, туризмом. Прогулки на свежем воздухе и правильное питание насыщенное витаминами может способствовать восстановлению сил и укрепить здоровье.
Кроме того повышение профессиональной компетенции, поддержание постоянной уверенности в высоких показателях работы, участие в профессиональных конкурсах, не только могут доставить удовольствие но и отвлечь от постоянной, ежедневной, рутинной работы.
Безусловно, если психолог не может справиться с проблемой самостоятельно, необходимо посещать специальные группы супервизии, делиться с коллегами переживаниями, сложные профессиональные вопросы решать в содружестве с коллегами.
Список использованной литературы
Аминов II. Л., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 108.
Бачманова II. Ф„ Стафурина II. Л. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. Вып. 5. С. 76.
Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога. С. 48—49.
Дружинин В. //. Экспериментальная психология. С. 32.
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007. Портал психологических изданий PsyJournals.ru https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика] [1, с. 3–4].
Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика]
Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины : автореф. дис.... канд. психол. наук. М.: Военный университет, 2006. С.
Падчин И.В., юрист-эксперт электронной системы «Образование». Справочник педагога-психолога. Школа, №11, 2013 г. https://l-pankova.ru
Модуль I. Правовое регулирование профессиональной деятельности https://studfile.net/preview/5350698
. Полякова О. Б «Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога» https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-vybora-professii-pedagoga-psikhologa
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика]3
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/
Пряжников II. С.Пряжникова Е. Ю. Психология труда : учеб, пособие
Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания»
Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. Стр. 15
Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009.
Современный психологический словарь / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 г., стр 605
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». М., 2010.
Фоменко Н. А. Статья «Компетентность и компетенция: понятие и сущность» https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2361
Шамизов А. Д. Диссертация «Психологическое содержание, структура и факторы профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе» (https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-soderzhanie-struktura-i-faktory-professionalnykh-namerenii-pedagogov-psikh
Эстерле А. Е. диссертация «Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития педагогов-психологов» http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologo-pedagogicheskie-uslovija-professionalnogo-samorazvitija-pedagogov.html