СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эмоции. Свойства и функции, полярность эмоций. Теории эмоций.»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Эмоции. Свойства и функции, полярность эмоций. Теории эмоций.»»

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

(БФУ им. И. Канта)




Реферат по теме


«Эмоции. Свойства и функции, полярность эмоций. Теории эмоций.»

(по дисциплине «Общая психология с практикумом»)


Выполнил:

Петрова Юлия Павловна

Форма обучения заочная Направление подготовки «Образовательные технологии и педагогическое проектирование»

Курс 2

Проверил:

Лукина Анна Андреевна,

Доцент с ученой степенью

Кандидат наук







Калининград

2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………........ 3

1. Эмоции и их сущность……………..………………………………………… 5

2. Свойства и функции эмоций………………………………………………… 12

3. Полярность эмоций……………………...……………………………........... 16

4. Теории эмоций……………………...………………………………………... 18

Заключение……………………………………………………………………… 23

Список использованных источников………………………….………………. 25











































Введение

Эмоции представляют собой определенные ощущения, переживания, которые испытывает человек в зависимости от результатов его практической деятельности.

Эмоция является реакцией нашего тела на определенные воздействия, события, которые могут быть как внутренними, так и внешними. При возникновении данной реакции задействуются определенные участки головного мозга, происходят некоторые физические изменения.

Каждая реакция несет определенное значение для человека. Следует отметить, что все люди разные, соответственно, и реакция может отличаться. Реакция на воздействия проявляется по-разному, но посредством базовых эмоций, которые так или иначе испытывает каждый человек.

Благодаря эмоциям люди понимают друг друга, оценивают состояние собеседника, что является важной составляющей в процессе общения. Проявление эмоций в большинстве своем осуществляется с помощью выражения лица. Именно выражение лица позволяет определить настроение человека, чтобы понимать нужно ли общаться с ним или стоит оставить его наедине с собой.

Человек, который может точно определять и понимать свои эмоции или эмоции других людей, добивается наиболее положительных результатов в процессе своей деятельности.

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Положительные эмоции человек испытывает при приятном и добром воздействии. Отрицательные же эмоции являются результатом негативного воздействия.

Также следует отметить, что эмоции являются неким защитником наших действий. Например, страх, который побуждает человека уходить из того места, где ему плохо.

В данном реферате будет рассмотрены и подробно изучены типы эмоций: аффект, непосредственно сами эмоции, чувства, настроение, страсть, фрустрация. Каждый из данных типов имеет свои интересные и важные особенности, которые позволяют более точно понимать всю структуру и логичность такого психологического явления как эмоции.

Более того, эмоции обладают определенными свойствами и функциями. В реферате представлено девять различных свойств, каждое из которых имеет свою подробную характеристику. Выделяются следующие свойства: универсальность, динамичность, доминантность, суммация и упрочение, адаптация, пристрастность, заразительность, пластичность, удержание в памяти, иррадиация.

Отдельное внимание уделяется такому свойству эмоций как полярность, которая выражается в противоположности чувств.

Вопрос возникновения и сущности эмоций изучается на протяжении длительного времени. Большое количество психологов занимались исследованием данной темы, выдвигая свои теории и предположения, которые позволяют в наше время подробно изучить и понять иерархию данного явления, и, возможно, дать оценку дальнейшего развития.



























1. Эмоции и их сущность.

Каждый человек в нормальном состоянии испытывает чувство голода и жажды, боли и страха, горя и радости. Этот класс субъективных переживаний получил название «эмоциональных процессов», или «эмоций», и для всех нас это такая реальность, о которой современный автор выразился словами Р.Декарта: «Я чувствую, значит, я существую». [5, с.203]

Рассмотрение представленного вопроса необходимо начать с трактовки главного понятия «эмоции». В литературе, посвященной психологии, приводятся различные интерпретации этого определения. Рассмотрим некоторые из них.

В общепсихологическом трактовании эмоции – это обощенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) раздражители, обязательно влекущие изменения в физиологическом состоянии организма. Эмоции можно определить и как процессы, отражающие в форме переживаний личную зависимость для человека внутренних и внешних ситуаций. [9, с. 284] Эмоции имеют диапазон разнообразных форм и оттенков, что дает некоторые трудности в их изучении и управлении ими. Эмоциональные явления многообразны даже в чисто описательном плане. Они проявляются в виде радости, грусти, страха, возмущения, обиды, вины, восторга и т.п. [9, с. 284]

В другом источнике данное понятие отмечается следующим образом, эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. [8, с. 12]

Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие. [4]

Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. [7, с.393]

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, - это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. [7, с. 393]

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменений уровня адреналина в крови и многое другое. [7, с. 393]

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз. [4]

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти. [4]

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств. [4]

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения. [4]

Эмоции трудно поддаются регуляции: их трудно вызвать по желанию, и столь же трудно вывести человека из сильного эмоционального возбуждения. Способность понимать и откликаться на эмоциональное состояние другого характеризует личную культуру человека. Эмоции сопровождаются определенными изменениями не только внутреннего состояния, но и внешнего облика. Выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывают внутреннее состояние во внешнем облике и действии. Выразительные движения и переживания взаимодополняют друг друга, образуя подлинное единство.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть и фрустрация.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Это эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. [7, с. 393]

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психологических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. [7, с. 394]

Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценивать все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие нет. Это происходит из-за различных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т.е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. [7, с. 394]

Следующий тип эмоциональных переживаний непосредственно сами эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. [7, с. 394]

Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. [7, с. 394]

Были некоторые попытки выделить «фундаментальные эмоции». Так, принято выделять следующие [7, с. 395]:

1. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворять актуальную потребность.

2. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

3. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

4. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

5. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.) соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

6. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств.

7. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

8. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Еще одним видом эмоциональных переживаний являются чувства.

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. [1, с. 279]

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. [1, с. 279]

Существуют праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) - чувства, возникающие в практической деятельности. [1, с. 280]

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. [1, с. 280]

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) - восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. [1, с. 281]

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью. [1, с. 281]

Следующим типом эмоциональных переживаний является настроение. Настроение – относительно устойчивое, долговременное эмоциональное состояние. Настроение обычно делится на грустное, умиротворенное, тревожное, тоскливое, торжественное, веселое. Преобладающее настроение определяет отдельные черты характеры человека. Настроение влияет на производительность труда, известно, что хорошее, оптимистичное настроение повышает ее примерно на 20%, аналогично снижение производительности труда. По сути, настроение – это фоновое состояние. На само настроение могут влиять самые разнообразные обстоятельства: погода, реплика знакомого и даже случайного прохожего, ожидаемые обстоятельства. [9, с. 292]

Рассмотрим еще два типа эмоциональных переживаний: страсть и фрустрация.

Страсть – сильное и глубокое, длительное эмоциональное состояние. Это сплав мотивов и эмоций, сконцентрированных вокруг одного вида деятельности или объекта. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, стимулирует его деятельность. При этом состоянии человек может доминировать не столько содержание движущего мотива, сколько эмоции, поддерживающие его. [9, с. 293]

Фрустрация – состояние крайней депрессии, связанное с крушением надежд, переживанием предательства, одиночества. Особенно тяжело фрустрация проявляется у подростков. Человека в состоянии фрустрации не следует оставлять наедине с его переживаниями. Он нуждается в доказательстве его нужности (принадлежности) кому-либо. [9, с. 293]

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует сказать, что эмоции бывают различных типов. Каждый из которых по-разному проявляется в жизни человека и зависит от окружающих обстоятельств. Эмоции оказывают влияние на все сферы жизни. Прежде всего выражаются в отражении к самому себе, а также к окружающему миру. Можно также отмечать, что эмоции являются своеобразным активатором деятельности человека.


2. Свойства и функции эмоций.

Психологическую характеристику эмоций можно отчетливо проследить в их свойствах.

К первому свойству, характеризующему эмоции, следует отнести универсальность. Это свойство эмоций выделил У. Макдауголл; оно состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. То же можно сказать и в отношении эмоционального тона. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления. [6]

Вторым свойством эмоций является динамичность. Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал еще В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность. [6]

Доминантность – является третьим свойством эмоций. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. По существу, об этом свойстве писал А. Ф. Лазурский, обсуждая свойство взаимной согласованности чувствований: «Человек, у которого действие отдельных чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен известным настроением или эмоцией. Будучи сильно огорчен, он уже не рассмеется внезапной шутке; находясь в приподнятом, торжественном настроении, он не захочет слушать пошлостей» [6].

Суммация и «упрочение» являются четвертыми свойствами эмоций. Вл. Витвицкий (Witwicki, 1946) отмечает, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно испытывается человеком не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. В. С. Дерябин указывает на еще одно свойство эмоций – их способность к суммации. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано. Наличие этого свойства подтвердилось при изучении страха: реакция на опасную ситуацию у лиц с низким уровнем смелости при повторном попадании в нее была больше, чем в первый раз. [6]

Следующее свойство эмоций – адаптация. Эмоциям и эмоциональному тону ощущений в особенности, свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Н. Н. Ланге, «чувство выдыхается». Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения. [6]

Шестым свойством эмоций является пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать разные эмоции. [6]

Заразительность – седьмое свойство эмоций. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника [6].

Следующее свойство - пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения». [6]

Восьмым свойством является удержание в памяти определенных эмоций, их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональный. [6]

Последним свойством эмоций является иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому «все улыбается», кажется приятным и радостным. [6]

Также для более точного понимания особенностей эмоций необходимо рассмотреть функции, которые они выполняют. Так, основными функциями эмоций являются [9, с. 286]:

1. Сигнальная – проявляется в «оповещении» об отношении субъекта к ситуации или явлению.

2. Регулирующая – удерживающая определенный баланс состояний человека. Эмоции регулируют деятельность в соответствии с личностным смыслом выполняемых действий и получаемых результатов для удовлетворения потребностей, и запросов человека. Эмоциональное регулирование биологически целесообразно, оно обеспечивает энергетическое обеспечение деятельности. Эмоции в этом смысле выступают как мобилизаторы энергии человека, побеждающие, стимулирующие его к деятельности.

3. Экспрессивная (выразительная) – через выразительные движения (мимика, жесты, учащенное сердцебиение и пр. ) человек демонстрирует свое состояние, отношение к происходящему.

4. Оценивающая – характер переживаний оценивает и выражает значимость событий, ситуаций для субъекта.

5. Активирующая – обеспечивает оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы.

6. Побуждающая – эмоциональная оценка происходящего побуждает к действию определенного содержания.

7. Постановка задачи на смысл – проявляется в субъективном реагировании на ситуацию, обусловленном внутренней проблемой, потребностью, мотивом.

8. Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, мы можем судить о том, что происходит в психике. [1, с. 267]

9. Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, она может защитить человека от опасностей. [1, с. 268]


















3. Полярность эмоций.

Полярность - это противоположность переживаемых чувств. Например, для чувства радости полярным будет печаль, для удовольствия-страдание, для любви - ненависть. [10, с 136]

Такое качество, как выражение отношения к объекту проявляется в положительном, отрицательном или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание. Если же что-то препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с незнакомыми предметами деятельности. Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

В зависимости от того, какое состояние - активное или пассивное - вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т.д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием.

Различают три пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие – неудовольствие, напряжение – разрешение, возбуждение – успокоение.

Эмоции удовольствия или неудовольствия развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде. Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку. [10, с 136]

Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения). [10, с 137]

Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служить основой целесообразного ее применения. [7, с. 395]








4. Теории эмоций.

Длительное время психологи изучали вопрос происхождения эмоций. В XVIII – XIX веках не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь. [7, с. 400]

Этой же позиции придерживался и В. Вундт. По его мнению, эмоции — это прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций. Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение: о субъективной, т.е. психической, природе эмоций. [7, с. 400]

Вышедшая в 1872 году книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» дала основание эволюционной теории эмоций. Согласно ей, эмоции появились в процессе эволюции животного мира как жизнеобеспечивающие приспособительные механизмы. Сопровождающие их движения и действия Дарвин понимал, как остаточные реакции реальных приспособительных действий. [9, с.287] Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. [7, с. 401]

Идеи Дарвина подхватили У.Джеймс и К.Ланге. Свое объяснение эмоций они также связывали с органическими проявлениями. При этом именно органические проявления они считали первопричиной эмоций. Другими словами, согласно У.Джеймс и К.Ланге, человек радуется потому, что смеется, грустит, потому что плачет. Дальнейшее изучение эмоций и сопровождающих их органических изменений, проведенное У. Кенноном и П. Бардом, доказало ошибочность утверждений У.Джеймс и К.Ланге. Ими было установлено, что искусственное прекращение поступления органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение эмоций. Указанные два подхода известны в науке как психоорганические. [9, с.287-288]

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. [7, с. 401] Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения

далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса—Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. [7, с. 401]

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. [7, с.402]

На смену им пришла теория Линдсея-Хебба. Согласно ей, эмоции возникают вследствие активности ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Позже Д.Хебб опишет влияние эмоций на психику и деятельность. В частности, он экспериментально получит «колоколообразную» зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Так, слишком слабые и слишком сильные эмоциональные переживания не способствуют эффективной деятельности. Оптимальными являются переживания средней степени выраженности. При этом каждый человек имеет свой индивидуальный оптимум эмоциональной возбудимости. [9, с. 288]

Согласно теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера, положительное эмоциональное переживание возникает тогда, когда его когнитивные ожидания и представления подтверждаются, отрицательное же – если между реальностью и когнитивными ожиданиями возникает диссонанс. [9, с. 288] Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков. [7, с. 404]

В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях.

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль

памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации. [7, с.404]

К ряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоций П.В. Симонова(1).

Э = F (П (Инал –Инеоб.)), (1)

где Э – эмоция,

П – потребность,

Инал – информация наличная,

Инеоб – информация необходимая.

Итак, эмоция есть функция от потребности человека, умноженной на разность между информацией необходимой, требуемой для успешного решения ситуации, и информации наличной, которой человек реально располагает. В нашем примере с экзаменами хорошо подготовленный студент, вероятнее всего, спокоен, не испытывает волнения, тогда как у студента, не успевшего выучить билеты, состояние, как правило, нервозное. Теория П.В. Симонова получила название информационной. Она показывает зависимость эмоциональных переживаний человека от владения им информацией. [9, с. 288]

Большая заслуга в исследовании физиологических механизмов эмоций принадлежит русским ученым. В.М. Бехтерев заметил зависимость эмоциональных реакций от раздражения подкорковых центров: раздражение зрительных бугров птиц вызывало у них двигательные реакции, позволяющие предполагать изменение их эмоционального состояния. Швейцарский физиолог В. Гесс пришел к тому же выводу. Экспериментируя на кошках, он заметил появление защитных реакций при раздражении у них гипоталамического Таким образом, на физиологическом уровне эмоции обеспечиваются подкорковыми отделами. [3]

Интересные разработки, известные под названием «ассоциативного эксперимента», принадлежат К. Юнгу (1906). Он обнаружил сильнейшее влияние эмоций на течение представлений и предложил использовать данные изменения в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. Его исследование показало, что аффективные переживания влияют на тип ассоциации. Ученый установил, что, если исходное представление испытуемого не является эмоционально значимым, возникают объективные, типичные для повседневной жизни ассоциации. Если же испытуемый имеет аффективное переживание, его ассоциации отклоняются от типичных, образуя специфическую ассоциативную реакцию. Ассоциативный эксперимент используется в следственной практике для установления причастности подозреваемого к преступлению. Для этого ему предлагается мгновенно отвечать на серию предъявляемых слов первым, что приходит в голову. Дальнейший анализ текстового материала позволяет выявить присутствие нетипичных ассоциаций. [9, с. 289]

Один из исследователей эмоций, американский ученый Дж. Папец писал: «Эмоции — это настолько важная функция, что каков бы ни был их механизм, он должен иметь морфологическую основу» (1937). Изучая природу эмоций, он открыл гармонически работающий механизм, лежащий в основе возникновения эмоций и участвующий в их выражении. Этот механизм обеспечивался работой гипоталамуса, поясной извилины, гиппокампа. [9, с. 289]


Заключение

Человек ежедневно сталкивается с определёнными ситуациями, которые вызывают у него различные эмоции и переживания. Эмоции играют важную роль в приспособлении человека к окружающему миру, так как имеют прямую связь с его базовыми потребностями, но с другой стороны эмоции зависят и от удовлетворения социальных потребностей, в частности потребности в общении. Также следует сказать, что эмоции оказывают сильное влияние на познавательные процессы. Данный феномен проявляется в том, что во многом именно от эмоционального настроя зависит продуктивность познавательной деятельности.

В представленном реферате были подробно представлены все типы эмоции, которые испытывает человек. Аффект, который является одной из самых мощных эмоций, он вызывает очень интенсивные, но короткие по времени реакции. Рассмотрены фундаментальные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Очень точно определена сущность такого вида эмоций как чувства, которые являются устойчивыми переживаниями. Чувства являются способом выражения отношения к чему-либо, к людям, к самому себе.

Настроение отличается относительной устойчивостью и зависит от определённых обстоятельств, преобладающее настроение может влиять на производительность труда человека. Так, при хорошем настроении производительность труда в разы повышается, соответственно, при плохом она снижается. Само по себе настроение зависит от множества обстоятельств, это может быть погода, родные люди и даже взгляд прохожего человека.

Ещё два интересных типа эмоциональных переживаний: страсть и фрустрация. Страсть является сильным и глубоким состоянием, которое может быть своеобразным мотиватором для достижения какой-либо цели, но может сыграть и противоположную деструктивную роль.

Фрустрация является отрицательным переживанием, которое проявляется через депрессию, из-за неудовлетворённости определённых желаний и потребностей.

Эмоциональные переживания не просто так даны в жизни человека, все они имеют какую-то цель и выполняют определённые функции. В представленном реферате были подробно рассмотрены следующие функции: сигнальная, регулирующая, экспрессивная, оценивающая, активирующая, побуждающая, постановка задачи на смысл, коммуникативная, защитная. Также были даны подробные трактовки их сущности.

Более того, были изучены свойства, которыми обладают эмоции и детально представлены все особенности. Каждое из свойств несёт в себе определенный смысл.

Длительное время не было единой теории происхождения эмоций. Однако несмотря на это на данный момент существует великое множество различных мнений и точек зрения по данной теме. Следует сказать, что большинство теорий основываются на физиологии человека и изучается именно реакции со стороны физиологии на определенные эмоциональные переживания. На первый взгляд, может показаться, что некоторые точки зрения являются немного размытыми и неточными, но несмотря на это они являются колоссальным фундаментом для дальнейшего исследования. Каждая из представленных теорий несёт в себе важный смысл и является необходимой при изучении данного вопроса.









Список использованных источников

1. Н.П.Ансимова, Общая психология: учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013

2. Н.С. Глуханюк, Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.

3. Д.А.Донцов, Б.Н.Рыжов, М.В.Донцова, Сенкевич Л. В., Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов: учебное пособие / Д. А. Донцов, Б. Н. Рыжов, М. В. Донцова, Л. В. Сенкевич; — Москва: ФЛИНТА, 2020. — 362 с.

4. М.И.Еникеев, Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.

5. В.А.Иванников, Основы психологии. Курс лекций. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с.

6. Е.П. Ильин, Эмоции и чувства: Книга / ред. Середова Т. - СПб.: Питер, 2019. – 784 с.

7. А.Г. Маклаков, Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.

8. Г.В.Митина, А.Н.Нугаева, Г.А.Шурухина, Психология эмоций и мотивации: учеб. -метод. Пособие, дополненное / сост. Г.В.Митина, А.Н.Нугаева, Г.А.Шурухина – Уфа: Издво БГПУ, 2020. – 110 с.

9. Л.А.Першина, Общая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2020. – 448 с.

10. А.Г.Смирнов, Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во института психотерапии, 2005. – 224 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!