СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эллинистические традиции в искусстве византии. архитектура византии. сложение типа крестово-купольного храма

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Эллинистические традиции в искусстве Византии. Архитектура Византии. Сложение типа крестово-купольного храма" (с вопросами для повторения). Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Эллинистические традиции в искусстве византии. архитектура византии. сложение типа крестово-купольного храма»

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ВИЗАНТИИ. АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ. СЛОЖЕНИЕ ТИПА КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА 2 класс Презентацию подготовила  преподаватель ИЗО  МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай  Саида Юрьевна Джасте

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ВИЗАНТИИ. АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ. СЛОЖЕНИЕ ТИПА КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА

2 класс

Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте

Еще в 4 в. Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную.  Столицей Восточной части стал Константинополь,
  • Еще в 4 в. Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную. Столицей Восточной части стал Константинополь,
основанный императором Константином на месте прежней греческой колонии Византии.
  • основанный императором Константином на месте прежней греческой колонии Византии.
Византия устояла в бурях 5 в. и сохранилась, после падения Рима, как «империя ромеев». В 6 в., при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была по сравнению со своими соседями, примитивными варварскими государствами, страной величественной и блестящей, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией. Переход от рабовладения к феодализму происходил в Византии без резких катаклизмов. Свой международный престиж Византия поддерживала не только военными мерами, но и дипломатическими хитростями. Император Юстиниан
  • Византия устояла в бурях 5 в. и сохранилась, после падения Рима, как «империя ромеев». В 6 в., при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была по сравнению со своими соседями, примитивными варварскими государствами, страной величественной и блестящей, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией. Переход от рабовладения к феодализму происходил в Византии без резких катаклизмов. Свой международный престиж Византия поддерживала не только военными мерами, но и дипломатическими хитростями.

Император Юстиниан

В градостроительстве и светской архитектуре Византии, в значительной мере сохранившей античные города, средневековые начала складывались медленно. Архитектура Константинополя 4—5 вв. хранит связи с античным зодчеством, главным образом римским. Форум с колонной Константина
  • В градостроительстве и светской архитектуре Византии, в значительной мере сохранившей античные города, средневековые начала складывались медленно. Архитектура Константинополя 4—5 вв. хранит связи с античным зодчеством, главным образом римским.

Форум с колонной Константина

Ипподром в Константинополе Сфендон на ипподроме в Константинополе имел форму половины круга, диаметром около 120 метров, при общей длине сооружения 480 метров. Гравюра Онофрио Панвинио была сделана незадолго до падения Константинополя в 1453.

Ипподром в Константинополе

Сфендон на ипподроме в Константинополе имел форму половины круга, диаметром около 120 метров, при общей длине сооружения 480 метров.

Гравюра Онофрио Панвинио была сделана незадолго до падения Константинополя в 1453.

Императорский дворец комплекс императорских дворцов с обширными помещениями, украшенными мозаичными полами

Императорский дворец

  • комплекс императорских дворцов с обширными помещениями, украшенными мозаичными полами
Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен и рвов.
  • Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен и рвов.
В культовой архитектуре Византии уже в 4 в. возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная . План христианской базилики
  • В культовой архитектуре Византии уже в 4 в. возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная .

План христианской базилики

Базилика – это  прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей — т. н. кораблей, или нефов ( Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), корабль, в архитектуре, вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов) , средний неф обычно выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. В восточной части базилики завершающийся апсидой , помещался алтарь, в западной – вход, который называется нартекс ( Нартекс, нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов) . Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному концу и выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста – главного символа христианства.  Базилика . Слева — поперечный разрез, справа — план.
  • Базилика – это прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей — т. н. кораблей, или нефов ( Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), корабль, в архитектуре, вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов) , средний неф обычно выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. В восточной части базилики завершающийся апсидой , помещался алтарь, в западной – вход, который называется нартекс ( Нартекс, нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов) . Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному концу и выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста – главного символа христианства.

Базилика . Слева — поперечный разрез, справа — план.

Купол на парусах

  • Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых  парусов .
  • Если взять параллелепипед и покрыть его куполом в виде сферического сегмента, то купол будет подпираться только четырьмя точками вертикальных стен, и внутри сооружения образуются впалые углы, вредящие впечатлению лёгкости и гармоничности сооружения.
  • Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда — название этого архитектурного элемента). Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.

Схема купола возведенного на тромпах

Схема купола,

возведённого на парусах .

Другой тип конструкции храма – крестово-купольный, - по-видимому, имеет восточные корни. Это главным образом баптистерии (греч. baptisterion — купель), крещальня, помещение для крещения; в странах Западной Европы баптистерий — часто отдельно стоящее сооружение, круглое или восьмигранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения. Крестово-купольный тип храма . (Храм Джвари близ Мцхеты, Грузинская ССР. 586/587—604. Слева направо: фасад, план, разрез.)
  • Другой тип конструкции храма – крестово-купольный, - по-видимому, имеет восточные корни. Это главным образом баптистерии (греч. baptisterion — купель), крещальня, помещение для крещения; в странах Западной Европы баптистерий — часто отдельно стоящее сооружение, круглое или восьмигранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения.

Крестово-купольный тип храма . (Храм Джвари близ Мцхеты, Грузинская ССР. 586/587—604. Слева направо: фасад, план, разрез.)

Наиболее известны итальянские баптистерии в Равенне (середина 5 — начало 6 вв.), Пизе (начат в 1153), Флоренции (11—13 вв.), Парме (1196—1307). Баптистерий православных в Равенне. План. Сер. 5 в. Флорентийский баптистерий Соборный комплекс в Пизе: баптистерий, собор и кампанилла (падающая башня) Собор, баптистерий и кампанила в Парме  Интерьер баптистерия в Пизе
  • Наиболее известны итальянские баптистерии в Равенне (середина 5 — начало 6 вв.), Пизе (начат в 1153), Флоренции (11—13 вв.), Парме (1196—1307).

Баптистерий православных в Равенне. План. Сер. 5 в.

Флорентийский баптистерий

Соборный комплекс в Пизе: баптистерий, собор и кампанилла (падающая башня)

Собор, баптистерий и кампанила в Парме 

Интерьер баптистерия в Пизе

Крестово-купольные храмы чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.
  • Крестово-купольные храмы чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.
В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии и на Востоке преобладал второй тип; его разновидностью являются и русские храмы. Но, так или иначе, все культовые христианские сооружения средних веков, при всей их непохожести, при всем различии стилей, техники, декора, приближаются к одному из этих основных типов – базиликальному или купольно-центрическому. Константинопольский храм Софии представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов, т.е. базиликального плана с купольным перекрытием. 1 — вход; 2 — императорские ворота; 3 — плачущая колонна; 4 — алтарь — Михраб; 5 — Минбар; 6 — ложа султана; 7 — Омфалос («пуп мира»); 8 — мраморные урны из Пергама; a — баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I; b — минареты султана Селима II
  • В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии и на Востоке преобладал второй тип; его разновидностью являются и русские храмы. Но, так или иначе, все культовые христианские сооружения средних веков, при всей их непохожести, при всем различии стилей, техники, декора, приближаются к одному из этих основных типов – базиликальному или купольно-центрическому. Константинопольский храм Софии представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов, т.е. базиликального плана с купольным перекрытием.

1 — вход;

2 — императорские ворота;

3 — плачущая колонна;

4 — алтарь — Михраб;

5 — Минбар;

6 — ложа султана;

7 — Омфалос («пуп мира»);

8 — мраморные урны из Пергама;

a — баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I;

b — минареты султана Селима II

Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. Церковь Сан Витале в Равенне. Внутренний вид
  • Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда.

Церковь Сан Витале в Равенне. Внутренний вид

Со временем внутреннее пространство храмов становится всё более текучим и динамичным, вовлекая в свои ритмы античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т.п.), которые обильно используются в византийской архитектуре вплоть до 7—8 вв. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью античного мира. Церковь   Святой   Ирины  (Стамбул)
  • Со временем внутреннее пространство храмов становится всё более текучим и динамичным, вовлекая в свои ритмы античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т.п.), которые обильно используются в византийской архитектуре вплоть до 7—8 вв. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью античного мира.

Церковь   Святой   Ирины  (Стамбул)

Подъём зодчества Византии Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в 6 в. По границам страны возводятся многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием (центрические церкви Сергия и Вакха в Константинополе, 526—527, и Сан-Витале в Равенне, 526—547). Церковь Святых Сергия и Вакха Церковь Сан –Витале в Равенне

Подъём зодчества Византии

  • Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в 6 в. По границам страны возводятся многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием (центрические церкви Сергия и Вакха в Константинополе, 526—527, и Сан-Витале в Равенне, 526—547).

Церковь Святых Сергия и Вакха

Церковь Сан –Витале в Равенне

Поиски синтетического культового здания Завершаются поиски синтетического культового здания, объединяющего базилику с купольной конструкцией, начатые ещё в 5 в. (каменные церкви с деревянными куполами в Сирии, Малой Азии, Афинах). В 6 в. возводятся большие купольные, крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на острове Парос и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, св. Ирины в Константинополе и др.). Церковь св. Апостолов или Апостолион.  Трехмерная реконструкция.  337 г. Константинополь (Стамбул), Турция. Церковь Святых Апостолов (Салоники) Церковь Панагии на острове Парос Церковь Капникарея в Афинах. Базилика в Кальб-Лузе Северная Сирия. 5 в. Церковь св. Ирины в Константинополе

Поиски синтетического культового здания

  • Завершаются поиски синтетического культового здания, объединяющего базилику с купольной конструкцией, начатые ещё в 5 в. (каменные церкви с деревянными куполами в Сирии, Малой Азии, Афинах).
  • В 6 в. возводятся большие купольные, крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на острове Парос и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, св. Ирины в Константинополе и др.).

Церковь св. Апостолов или Апостолион. Трехмерная реконструкция. 337 г. Константинополь (Стамбул), Турция.

Церковь Святых Апостолов (Салоники)

Церковь Панагии на острове Парос

Церковь Капникарея в Афинах.

Базилика в Кальб-Лузе Северная Сирия. 5 в.

Церковь св. Ирины в Константинополе

Храм св. Софии в Константинополе Шедевром среди купольных базилик является храм святой Софии в Константинополе (532—537, архитекторы Анфимий и Исидор). Представляет собой трёхнефную купольную базилику (длина 77 м ) . Византия. Храм св. Софии в Константинополе. План. Храм Софии в Стамбуле. 532—537. Пристройки 16—18 вв.

Храм св. Софии в Константинополе

  • Шедевром среди купольных базилик является храм святой Софии в Константинополе (532—537, архитекторы Анфимий и Исидор). Представляет собой трёхнефную купольную базилику (длина 77 м ) .

Византия. Храм св. Софии в

Константинополе. План.

Храм Софии в Стамбуле. 532—537. Пристройки 16—18 вв.

Храм св. Софии в Константинополе По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Возведённый на 4 столбах с помощью парусов купол (диаметр 31,4 м )  объединён с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придаёт интерьеру Софийского храма, поражающему грандиозностью и великолепием, гармоническое единство.

Храм св. Софии в Константинополе

  • По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Возведённый на 4 столбах с помощью парусов купол (диаметр 31,4 м ) объединён с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придаёт интерьеру Софийского храма, поражающему грандиозностью и великолепием, гармоническое единство.
Храм св. Софии в Константинополе Наружный облик Софийского храма искажён турецкими пристройками 16—18 вв. (минареты и др.). Ныне — музей. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется легко парящей над храмом.

Храм св. Софии в Константинополе

  • Наружный облик Софийского храма искажён турецкими пристройками 16—18 вв. (минареты и др.). Ныне — музей. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется легко парящей над храмом.
Переход к крестово-купольному типу храма Исторические потрясения, пережитые Византией в 7 — начале 9 вв ., вызвали существенный перелом в художественной культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма (его прототип — церковь «Вне стен» в Русафе, 6 в.; постройки переходного типа — церкви Успения в Никее, 7 в., и св. Софии в Салониках, 8 в.). Церковь Софии в Салониках. 8 век. План Церковь в Русафе вне стен. 6 век. План Церковь Успения в Никее. 7 век. План

Переход к крестово-купольному типу храма

  • Исторические потрясения, пережитые Византией в 7 — начале 9 вв ., вызвали существенный перелом в художественной культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма (его прототип — церковь «Вне стен» в Русафе, 6 в.; постройки переходного типа — церкви Успения в Никее, 7 в., и св. Софии в Салониках, 8 в.).

Церковь Софии в Салониках. 8 век. План

Церковь в Русафе вне стен. 6 век. План

Церковь Успения в Никее. 7 век. План

Окончательное утверждение типа крестово-купольного храма В середине 9—12 вв ., в период расцвета искусства Византии, окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане , устойчиво укрепленном на опорах, от которых крестообразно расходятся 4 свода. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой, керамическими вставками и т.п. Крестово-купольный храм является завершенным архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церковь Аттик и Календер, 9 в., церковь Мирелейон, 10 в., храмовый комплекс Пантократора, 12 в., — все в Константинополе). Церковь Мирелейон, 10 в. храмовый комплекс Пантократора, 12 в. церковь Аттик и Календер, 9 в

Окончательное утверждение типа крестово-купольного храма

  • В середине 9—12 вв ., в период расцвета искусства Византии, окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане , устойчиво укрепленном на опорах, от которых крестообразно расходятся 4 свода.
  • Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой, керамическими вставками и т.п.
  • Крестово-купольный храм является завершенным архитектурным типом.
  • В дальнейшем архитектура Византии лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового.
  • В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церковь Аттик и Календер, 9 в., церковь Мирелейон, 10 в., храмовый комплекс Пантократора, 12 в., — все в Константинополе).

Церковь Мирелейон, 10 в.

храмовый комплекс Пантократора, 12 в.

церковь Аттик и Календер, 9 в

На территории Греции развился  тип храма с куполом на тромпах , опирающимся на 8 торцов стен (храмы: Католикон в монастыре Хосиос Лукас, в Дафни — оба 11 в.).
  • На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах , опирающимся на 8 торцов стен (храмы: Католикон в монастыре Хосиос Лукас, в Дафни — оба 11 в.).
Триконх В монастырях Афона сложился тип храма с апсидами на северном, восточном и южном концах креста, образующими в плане так называемый  триконх . В провинциях Византии встречались частные разновидности крестово-купольного храма, строились также и базилики. Однако тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития.

Триконх

  • В монастырях Афона сложился тип храма с апсидами на северном, восточном и южном концах креста, образующими в плане так называемый триконх .
  • В провинциях Византии встречались частные разновидности крестово-купольного храма, строились также и базилики. Однако тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития.
Вопросы для повторения На какие части распалась Римская империя? Какое государство на заре средневековья оставалось единственным хранителем эллинистических культурных традиций? Какие две архитектурные формы возобладали в культовой архитектуре Византии уже в 4 в.? Что такое базилика? Что такое крестово-купольный храм? Что такое баптистерий? На Западную и Восточную Византия базиликальная и крестово-купольная это  прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (3 или 5) частей нефов Квадратное в плане здание,  четыре внутренних столба делят пространство на девять ячеек и поддерживают купол крещальня, странах Западной Европы —круглое или восьмигранное в плане сооружение, завершенное куполом

Вопросы для повторения

  • На какие части распалась Римская империя?
  • Какое государство на заре средневековья оставалось единственным хранителем эллинистических культурных традиций?
  • Какие две архитектурные формы возобладали в культовой архитектуре Византии уже в 4 в.?
  • Что такое базилика?
  • Что такое крестово-купольный храм?
  • Что такое баптистерий?

На Западную и Восточную

Византия

базиликальная и крестово-купольная

это прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (3 или 5) частей нефов

Квадратное в плане здание, четыре внутренних столба делят пространство на девять ячеек и поддерживают купол

крещальня, странах Западной Европы —круглое или восьмигранное в плане сооружение, завершенное куполом

Вопросы для повторения Какой Константинопольский храм представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения базиликального плана с купольным перекрытием? Когда был совершен переход к крестово-купольному типу храма? Какой тип храма, с куполом на барабане окончательно утвердился в середине 9—12 вв.? Какой тип храма развился на территории Греции? А в монастырях Афона? Что такое триконх? Строились ли в Византии базилики и получили ли они дальнейшее развитие? Если нет то почему? храм святой Софии в Константинополе в 7 — начале 9 вв. крестово-купольный тип храма Греции развился тип храма с куполом на тромпах, в монастырях Афона – триконх Тип храма с апсидами на северном, восточном и южном концах креста Строились, однако тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития

Вопросы для повторения

  • Какой Константинопольский храм представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения базиликального плана с купольным перекрытием?
  • Когда был совершен переход к крестово-купольному типу храма?
  • Какой тип храма, с куполом на барабане окончательно утвердился в середине 9—12 вв.?
  • Какой тип храма развился на территории Греции? А в монастырях Афона?
  • Что такое триконх?
  • Строились ли в Византии базилики и получили ли они дальнейшее развитие? Если нет то почему?

храм святой Софии в Константинополе

в 7 — начале 9 вв.

крестово-купольный тип храма

Греции развился тип храма с куполом на тромпах, в монастырях Афона – триконх

Тип храма с апсидами на северном, восточном и южном концах креста

Строились, однако тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития

Источники Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 113–119; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.52–53; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 104–107. http ://eternal-city.ru/tag/imperiya/page/2/? page_number_0=2 http:// www.ashipilin.ru/newgallery/italy/pages/pisa3-1.htm http://italy-ai.ru/sights/pamyatniki-arhitektury/florentijskij-baptisterij / http:// art.niv.ru/doc/encyclopedia/popular-art/fc/slovar-193-1.htm http:// ri-kam.ru/arxitektura-posle-yustiniana https://ru.wikipedia.org/wiki/ Собор_Святой_Софии _(Константинополь ) https://ru.wikipedia.org/wiki/ Архитектура_Византии https://neva.ispras.ru/view/view-article?id=7830&verid=7831&label= Византия& query=%20« из%20варяг%20в&греки»& tomes= rus&tomes = bre&tomes = bse https:// agentika.com/ru/encyclopedia/c9a2a1a9-3adf-4f8b-8106-405f3bf8e117/places/root/0ffe7f2b-3fc4-4b6f-af50-fe90117902a1?version=tWH-0 http:// totalarch.ru/node/492 https:// poisk-ru.ru/s10537t5.html https://ru.aegeanair.com/discover/destinations/paros/? origin=app&app_version=1 https:// lektsia.com/4x60be.html

Источники

  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 113–119;
  • Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.52–53;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 104–107.
  • http ://eternal-city.ru/tag/imperiya/page/2/? page_number_0=2
  • http:// www.ashipilin.ru/newgallery/italy/pages/pisa3-1.htm
  • http://italy-ai.ru/sights/pamyatniki-arhitektury/florentijskij-baptisterij /
  • http:// art.niv.ru/doc/encyclopedia/popular-art/fc/slovar-193-1.htm
  • http:// ri-kam.ru/arxitektura-posle-yustiniana
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Собор_Святой_Софии _(Константинополь )
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Архитектура_Византии
  • https://neva.ispras.ru/view/view-article?id=7830&verid=7831&label= Византия& query=%20« из%20варяг%20в&греки»& tomes= rus&tomes = bre&tomes = bse
  • https:// agentika.com/ru/encyclopedia/c9a2a1a9-3adf-4f8b-8106-405f3bf8e117/places/root/0ffe7f2b-3fc4-4b6f-af50-fe90117902a1?version=tWH-0
  • http:// totalarch.ru/node/492
  • https:// poisk-ru.ru/s10537t5.html
  • https://ru.aegeanair.com/discover/destinations/paros/? origin=app&app_version=1
  • https:// lektsia.com/4x60be.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!