ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ВИЗАНТИИ. АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ. СЛОЖЕНИЕ ТИПА КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА
2 класс
Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте
- Еще в 4 в. Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную. Столицей Восточной части стал Константинополь,
- основанный императором Константином на месте прежней греческой колонии Византии.
- Византия устояла в бурях 5 в. и сохранилась, после падения Рима, как «империя ромеев». В 6 в., при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была по сравнению со своими соседями, примитивными варварскими государствами, страной величественной и блестящей, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией. Переход от рабовладения к феодализму происходил в Византии без резких катаклизмов. Свой международный престиж Византия поддерживала не только военными мерами, но и дипломатическими хитростями.
Император Юстиниан
- В градостроительстве и светской архитектуре Византии, в значительной мере сохранившей античные города, средневековые начала складывались медленно. Архитектура Константинополя 4—5 вв. хранит связи с античным зодчеством, главным образом римским.
Форум с колонной Константина
Ипподром в Константинополе
Сфендон на ипподроме в Константинополе имел форму половины круга, диаметром около 120 метров, при общей длине сооружения 480 метров.
Гравюра Онофрио Панвинио была сделана незадолго до падения Константинополя в 1453.
Императорский дворец
- комплекс императорских дворцов с обширными помещениями, украшенными мозаичными полами
- Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен и рвов.
- В культовой архитектуре Византии уже в 4 в. возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная .
План христианской базилики
- Базилика – это прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей — т. н. кораблей, или нефов ( Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), корабль, в архитектуре, вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов) , средний неф обычно выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. В восточной части базилики завершающийся апсидой , помещался алтарь, в западной – вход, который называется нартекс ( Нартекс, нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов) . Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному концу и выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста – главного символа христианства.
Базилика . Слева — поперечный разрез, справа — план.
Купол на парусах
- Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов .
- Если взять параллелепипед и покрыть его куполом в виде сферического сегмента, то купол будет подпираться только четырьмя точками вертикальных стен, и внутри сооружения образуются впалые углы, вредящие впечатлению лёгкости и гармоничности сооружения.
- Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда — название этого архитектурного элемента). Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.
Схема купола возведенного на тромпах
Схема купола,
возведённого на парусах .
- Другой тип конструкции храма – крестово-купольный, - по-видимому, имеет восточные корни. Это главным образом баптистерии (греч. baptisterion — купель), крещальня, помещение для крещения; в странах Западной Европы баптистерий — часто отдельно стоящее сооружение, круглое или восьмигранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения.
Крестово-купольный тип храма . (Храм Джвари близ Мцхеты, Грузинская ССР. 586/587—604. Слева направо: фасад, план, разрез.)
- Наиболее известны итальянские баптистерии в Равенне (середина 5 — начало 6 вв.), Пизе (начат в 1153), Флоренции (11—13 вв.), Парме (1196—1307).
Баптистерий православных в Равенне. План. Сер. 5 в.
Флорентийский баптистерий
Соборный комплекс в Пизе: баптистерий, собор и кампанилла (падающая башня)
Собор, баптистерий и кампанила в Парме
Интерьер баптистерия в Пизе
- Крестово-купольные храмы чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.
- В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии и на Востоке преобладал второй тип; его разновидностью являются и русские храмы. Но, так или иначе, все культовые христианские сооружения средних веков, при всей их непохожести, при всем различии стилей, техники, декора, приближаются к одному из этих основных типов – базиликальному или купольно-центрическому. Константинопольский храм Софии представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов, т.е. базиликального плана с купольным перекрытием.
1 — вход;
2 — императорские ворота;
3 — плачущая колонна;
4 — алтарь — Михраб;
5 — Минбар;
6 — ложа султана;
7 — Омфалос («пуп мира»);
8 — мраморные урны из Пергама;
a — баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I;
b — минареты султана Селима II
- Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда.
Церковь Сан Витале в Равенне. Внутренний вид
- Со временем внутреннее пространство храмов становится всё более текучим и динамичным, вовлекая в свои ритмы античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т.п.), которые обильно используются в византийской архитектуре вплоть до 7—8 вв. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью античного мира.
Церковь Святой Ирины (Стамбул)
Подъём зодчества Византии
- Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в 6 в. По границам страны возводятся многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием (центрические церкви Сергия и Вакха в Константинополе, 526—527, и Сан-Витале в Равенне, 526—547).
Церковь Святых Сергия и Вакха
Церковь Сан –Витале в Равенне
Поиски синтетического культового здания
- Завершаются поиски синтетического культового здания, объединяющего базилику с купольной конструкцией, начатые ещё в 5 в. (каменные церкви с деревянными куполами в Сирии, Малой Азии, Афинах).
- В 6 в. возводятся большие купольные, крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на острове Парос и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, св. Ирины в Константинополе и др.).
Церковь св. Апостолов или Апостолион. Трехмерная реконструкция. 337 г. Константинополь (Стамбул), Турция.
Церковь Святых Апостолов (Салоники)
Церковь Панагии на острове Парос
Церковь Капникарея в Афинах.
Базилика в Кальб-Лузе Северная Сирия. 5 в.
Церковь св. Ирины в Константинополе
Храм св. Софии в Константинополе
- Шедевром среди купольных базилик является храм святой Софии в Константинополе (532—537, архитекторы Анфимий и Исидор). Представляет собой трёхнефную купольную базилику (длина 77 м ) .
Византия. Храм св. Софии в
Константинополе. План.
Храм Софии в Стамбуле. 532—537. Пристройки 16—18 вв.
Храм св. Софии в Константинополе
- По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Возведённый на 4 столбах с помощью парусов купол (диаметр 31,4 м ) объединён с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придаёт интерьеру Софийского храма, поражающему грандиозностью и великолепием, гармоническое единство.
Храм св. Софии в Константинополе
- Наружный облик Софийского храма искажён турецкими пристройками 16—18 вв. (минареты и др.). Ныне — музей. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется легко парящей над храмом.
Переход к крестово-купольному типу храма
- Исторические потрясения, пережитые Византией в 7 — начале 9 вв ., вызвали существенный перелом в художественной культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма (его прототип — церковь «Вне стен» в Русафе, 6 в.; постройки переходного типа — церкви Успения в Никее, 7 в., и св. Софии в Салониках, 8 в.).
Церковь Софии в Салониках. 8 век. План
Церковь в Русафе вне стен. 6 век. План
Церковь Успения в Никее. 7 век. План
Окончательное утверждение типа крестово-купольного храма
- В середине 9—12 вв ., в период расцвета искусства Византии, окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане , устойчиво укрепленном на опорах, от которых крестообразно расходятся 4 свода.
- Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой, керамическими вставками и т.п.
- Крестово-купольный храм является завершенным архитектурным типом.
- В дальнейшем архитектура Византии лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового.
- В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церковь Аттик и Календер, 9 в., церковь Мирелейон, 10 в., храмовый комплекс Пантократора, 12 в., — все в Константинополе).
Церковь Мирелейон, 10 в.
храмовый комплекс Пантократора, 12 в.
церковь Аттик и Календер, 9 в
- На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах , опирающимся на 8 торцов стен (храмы: Католикон в монастыре Хосиос Лукас, в Дафни — оба 11 в.).
Триконх
- В монастырях Афона сложился тип храма с апсидами на северном, восточном и южном концах креста, образующими в плане так называемый триконх .
- В провинциях Византии встречались частные разновидности крестово-купольного храма, строились также и базилики. Однако тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития.
Вопросы для повторения
- На какие части распалась Римская империя?
- Какое государство на заре средневековья оставалось единственным хранителем эллинистических культурных традиций?
- Какие две архитектурные формы возобладали в культовой архитектуре Византии уже в 4 в.?
- Что такое крестово-купольный храм?
На Западную и Восточную
Византия
базиликальная и крестово-купольная
это прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (3 или 5) частей нефов
Квадратное в плане здание, четыре внутренних столба делят пространство на девять ячеек и поддерживают купол
крещальня, странах Западной Европы —круглое или восьмигранное в плане сооружение, завершенное куполом
Вопросы для повторения
- Какой Константинопольский храм представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения базиликального плана с купольным перекрытием?
- Когда был совершен переход к крестово-купольному типу храма?
- Какой тип храма, с куполом на барабане окончательно утвердился в середине 9—12 вв.?
- Какой тип храма развился на территории Греции? А в монастырях Афона?
- Строились ли в Византии базилики и получили ли они дальнейшее развитие? Если нет то почему?
храм святой Софии в Константинополе
в 7 — начале 9 вв.
крестово-купольный тип храма
Греции развился тип храма с куполом на тромпах, в монастырях Афона – триконх
Тип храма с апсидами на северном, восточном и южном концах креста
Строились, однако тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития
Источники
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 113–119;
- Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.52–53;
- Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 104–107.
- http ://eternal-city.ru/tag/imperiya/page/2/? page_number_0=2
- http:// www.ashipilin.ru/newgallery/italy/pages/pisa3-1.htm
- http://italy-ai.ru/sights/pamyatniki-arhitektury/florentijskij-baptisterij /
- http:// art.niv.ru/doc/encyclopedia/popular-art/fc/slovar-193-1.htm
- http:// ri-kam.ru/arxitektura-posle-yustiniana
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Собор_Святой_Софии _(Константинополь )
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Архитектура_Византии
- https://neva.ispras.ru/view/view-article?id=7830&verid=7831&label= Византия& query=%20« из%20варяг%20в&греки»& tomes= rus&tomes = bre&tomes = bse
- https:// agentika.com/ru/encyclopedia/c9a2a1a9-3adf-4f8b-8106-405f3bf8e117/places/root/0ffe7f2b-3fc4-4b6f-af50-fe90117902a1?version=tWH-0
- http:// totalarch.ru/node/492
- https:// poisk-ru.ru/s10537t5.html
- https://ru.aegeanair.com/discover/destinations/paros/? origin=app&app_version=1
- https:// lektsia.com/4x60be.html