СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку "Загадки русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по русскому языку "Загадки русского языка" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Загадки русского языка"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Менделеевского муниципального района РТ

«Принято»

педагогическим советом

протокол от 28.08.2017г . № 1

Введено приказом от 29.08.2017 г. №97-ОД

Директор школы___________ Степанов А.М.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку «Загадки стилистики русского языка»

для 9 Г класса (1 час в неделю, 34 часа год)

Автор- составитель:

И.М.Саникович ,

доцент кафедры риторики и методики

преподавания языка и литературы БГУ,

кандидат педагогических наук.

Город Минск,2010.




«Согласовано»

Заместитель директора:

_______________________________ Павлова Г.Ф.

от 29.08.2017г.



«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1

Руководитель МО .

______________________________ Красильникова О.Н.



Менделеевск 2017г.



Содержание элективного курса


Раздел

Краткое содержание

Количество часов

Стилистика как раздел науки о языке

Предмет изучения, задачи, основные понятия функциональной стилистики: функциональный стиль, стилеобразующие языковые средства, жанр.

Смысловое наполнение понятий стилистика языковых единиц (практическая стилистика), стилистика текста, стилистика художественной речи.


1

Научный стиль

Общая характеристика стиля. Сфера применения: наука (научные труды, выступления на научных конференциях). Функциональное назначение: передача научной информации, сообщение определённой совокупности знаний. Стилевые черты: информативная насыщенность, объективность, точность, доказательность, последовательность. Особенности научно-популярного изложения, способы популяризации научной информации.

Лексика. Термины. Глаголы мыслительной деятельности.

Особенности функционирования частей речи. Единственное число имён существительных, обозначающих считаемые предметы, и множественное число имён существительных, обозначающих отвлечённые понятия, вещества, продукты питания. Существительные с суффиксами -ений, -ний, -ств,-тий,
-ость.
Переход имён прилагательных в разряд существительных в научной терминологии. Употребление местоимения мы (совместное, авторское). Глагол (возвратные глаголы, употребление форм 3-го лица настоящего времени, несовершенный вид; причастия).

Синтаксис. Распространённые простые предложения, осложнённые однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями. Сложные предложения (преобладание сложноподчинённых предложений). Способы определения научных понятий (терминов).

Жанры. Научная статья и рецензия.



11

Официально-деловой стиль

Общая характеристика стиля. Сфера применения: законодательная деятельность, международные отношения, делопроизводство, юриспруденция. Функциональное назначение: сообщение объективной, точной, беспристрастной информации о лице, факте, событии; представление лаконичного и вместе с тем обстоятельного изложения существа дела, сути договоров, законов, правил, инструкций, предписаний. Стилевые черты: точность, объективность, логичность, стандартизированность. Лексика и фразеология. Специальная терминология (слова-обозначения должностей, учреждений, юридических действий, служебных процедур). Канцеляризмы. Формулы делового речевого этикета.

Особенности функционирования частей речи. Существительные с отвлечённым значением, отглагольные существительные с суффиксами -ний,
-тий,
(со значением действия) и -тель (со значением действующего лица). Глаголы (употребление форм 3-го лица настоящего времени несовершенного вида, глаголы и глагольные формы со значением долженствования). Отыменные предлоги.

Синтаксис. Рубрикация. Предложения с однородными членами для перечисления. «Цепочки» родительных падежей, нагромождение падежей.

Жанры. Закон, деловое письмо.


7

Художественный стиль

Общая характеристика стиля. Сфера применения: художественная литература. Функциональное назначение: воздействовать на разум и чувства читателя, доставить эстетическое наслаждение. Стилевые черты: образность, эмоциональность, выразительность.

Лексика. Синкретизм языковых средств. Средства создания исторического и местного колорита. Средства индивидуализации языка персонажей. Авторские неологизмы как средство образности. Тропы.

Синтаксис. Разнообразие синтаксических конструкций. Период. Стилистические фигуры.

Нормы русского литературного языка. Ориентация на литературные нормы. Введение в текст ненормативных речевых явлений.


7

Публицистический стиль

Общая характеристика стиля. Сфера применения: политика, общественные отношения, средства массовой информации. Функциональное назначение: формировать общественное мнение и влиять на него. Стилевые черты: информативность, экспрессивность, оценочность, призывность.

Лексика. Общественно-политическая, научно-техническая, экономическая, спортивная терминология, слова и понятия из сферы культуры и шоу-бизнеса. Лексические единицы с эмоционально-экспрессивной окраской. Авторские неологизмы. Метафорическое употребление нейтральных слов и терминов. Жаргонная лексика. Лексические единицы, характерные для официально-делового стиля.

Синтаксис. Передача эмоционального отношения автора к предмету сообщения средствами синтаксиса (вопросительные и восклицательные предложения, непрямой порядок слов, парцелляция). Передача эмоционального отношения с помощью знаков препинания.

Жанры. Заметка, репортаж, интервью, статья: содержательные и композиционные особенности.



5

Разговорный стиль

Сфера применения, функциональное назначение, стилевые черты. Орфоэпические, лексические, синтаксические особенности.


2

Обобщение

Обобщение знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка

1


итого

34 часа




Учебно-тематическое планирование

Раздел

Тема занятия

Кол-во

часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические сроки

1

Введение

Стилистика как раздел науки о языке

1

7.09


2

Научный стиль

Научный стиль.Общая характеристика стиля. Сфера применения.

Функциональное назначение научного стиля

1

14.09


3


Стилевые чертынаучного стиля

1

18.09


4


Практикум по теме «Научный стиль»

1

21.09


5


Научно-популярное изложение, способы популяризации научной информации

1

28.09


6


Лексика. Термины.

1

5.10


7


Единственное число имён существительных, обозначающих считаемые предметы, и множественное число имён существительных, обозначающих отвлечённые понятия, вещества, продукты питания. Практическая работа

1

19.10


8


Существительные с суффиксами -ений, -ний, -ств,-тий, -ость

1

26.10


9


Переход имён прилагательных в разряд существительных в научной терминологии. Практическая работа

1

9.11


10


Употребление местоимения мы

1

16.11


11


Синтаксис: распространённые простые предложения, сложные предложения. Способы определения научных понятий (терминов).


1

23.11


12

Официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль. Жанры

1

30.11


13


Общая характеристика стиля. Сфера применения. Функциональное назначение

1

7.12


14


Лексика и фразеология. Специальная терминология

1

14.12


15


Особенности функционирования частей речи. Существительные с отвлечённым значением, отглагольные существительные с суффиксами -ний,
-тий
и -тель

1

21.12


16


Глаголы (употребление форм 3-го лица настоящего времени несовершенного вида, глаголы и глагольные формы со значением долженствования)

1

11.01


17


Проверочная работа по теме «Особенности функционирования частей речи»

1

18.01


18


Работа над ошибками.Синтаксис. Рубрикация

1

25.01


19


Жанры. Закон, деловое письмо.

1

1.02


20

Художественный стиль.

Художественный стиль.Общая характеристика стиля. Сфера применения. Функциональное назначение. Стилевые черты.

1

8.02


21


Лексика. Синкретизм языковых средств. Средства создания исторического и местного колорита.

1

15.02


22


Средства индивидуализации языка персонажей. Авторские неологизмы как средство образности. Тропы.

1

22.02


23


Практикум по теме «Художественный стиль»

1

1.03


24


Синтаксис. Разнообразие синтаксических конструкций. Период.

1

8.03


25


Синтаксис. Стилистические фигуры.

1

15.03


26


Нормы русского литературного языка. Ориентация на литературные нормы. Введение в текст ненормативных речевых явлений

1

22.03


27

Публицистический стиль.

Публицистический стиль.Общая характеристика стиля. Сфера применения. Функциональное назначение.

1

5.04


28


Лексика. Лексические единицы, характерные для официально-делового стиля.

1

12.04


29


Синтаксис.Передача эмоционального отношения с помощью знаков препинания.


1

19.04


30


Жанры.Заметка, репортаж, интервью, статья: содержательные и композиционные особенности.

1

26.04


31


Практикум по теме «Публицистический стиль»

1

3.05


32

Разговорный стиль.

Работа над ошибками. Разговорный стиль.Сфера применения, функциональное назначение.

1

10.05


33


Особенности разговорного стиля, стилевые черты.

1

17.05


34

Обобщение

Работа над ошибками. Заключительное занятие

1

24.05


Итого


34 часа
























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе изучения материалов элективного курса учащиеся должны:

  • получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;

  • усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);

  • приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

  • развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.




Рекомендуемая литература

  1. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. – М., 1981.

  2. Дунаевская, О. В. Современная деловая речь / О. В. Дунаевская. – М., 1987.

  3. Кожина, М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. – Пермь, 1972.

  4. Кожина, М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики / М. Н. Кожина. – Пермь, 1966.

  5. Лариохина, Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи / Н. М. Лариохина. – М., 1979.

  6. Паневчик, В. В. Деловая переписка / В. В. Паневчик, С. В. Некраха, Н. В. Самоедова. – Минск, 2005.

  7. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. – М., 1982.

  8. Рогожин, М. Ю. Справочник секретаря / М. Ю. Рогожин. – М., 2006.

  9. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розен-таль. – М., 1982.

  10. Солганик, Г. Я. Лексика газеты / Г. Я. Солганик. – М., 1981.

  11. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г. Я. Солганик. – М., 2005.

  12. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2005.

  13. Чуковский, К. И. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. – М., 1976.

  14. Шмелев, Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. – М., 1977.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!