Календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Право в жизни человека, общества и государства».
№ п/п дата | Раздел программы тема урока | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания образовательных программ | Формы и методы проведения занятий | Виды деятельности |
| Право и его роль в жизни общества и государства | 10 | Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права, отрасль права, гипотеза, диспозиция, санкция. | Формы и методы проведения занятия: групповая работа - метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум. | |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Как возникло право | 1 | | | |
3 | Источники права | 1 | | | |
4 | Как устроено право? | 1 | | | |
5 | Правоотношения | 1 | | | Уметь применять на практике правила общения в различных правовых ситуациях. |
6 | Правонарушения | 1 | | | Уметь вести проектную работу, организовать самостоятельную работу и уметь распределять обязанности в группе.. |
7 | Юридическая ответственность | 1 | | | |
8 | Правовое государство | 1 | Основные понятия: гражданское общество, правовое государство, разделение властей | | Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. |
9 | Гражданское общество | 1 | | | |
10 | Повторительно-обобщающее занятие | 1 | | | |
| Конституционное право России | 7 | Основные понятия: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная системы, референдум, гражданский форум. | Формы и методы проведения занятия: групповая работа - работа с высказыванием, лекция с элементами обсуждения и работы с документами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать жизнь в Малиновке безопасной», практикум. | |
11 | Конституция РФ - Основной Закон Российского государства | 1 | | | Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. |
12 | Основы конституционного строя РФ | 1 | | | |
13 | Федеративное устройство России | 1 | | | |
14 | Органы государственной власти РФ | 1 | | | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | | | |
16 | Судебная система | 1 | | | |
17 | Повторительно-обобщающее занятие | 1 | | | |
| Права и свободы человека и гражданина в России | 6 | Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция, конституция. | Формы и методы проведения занятия: групповая работа — работа над притчей, работа с документами о правах человека, работа со схемой, экспресс-викторина, игра «Воображаемая страна»; практикум -игpa-тренинг «Правовое буриме». групповая работа – работа над понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум - игpa-тренинг «Гигантские шаги». | |
18-19 | Права и свободы человека и гражданина в России | 2 | | | Уметь применять на практике правила общения в различных правовых ситуациях. |
20 | Гарантии и защита прав человека и гражданина в России | 1 | Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт. | Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая игра «Медиация»; практикум - социологический опрос, тренинг «Переговоры». | Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе. |
21 | Международная система защиты прав и свобод человека | 1 | | | Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. |
22 | Права ребенка | 1 | | | Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе. |
23 | Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 | | | Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. |
24 | Повторительно-обобщающее занятие | 1 | | | |
| Правовое регулирование в жизни подростка | 11 | | | |
25 | Гражданские правоотношения | 1 | Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор. | Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум. | |
26 | Право собственности | 1 | | | |
27 | Семейные правоотношения | 1 | Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. | Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуаций в соответствии с нормами семейного права; практикумы - «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье». | Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. |
28 | Жилищные правоотношения | 1 | | | |
29 | Право и образование | 1 | | | Уметь применять на практике правила общения в различных правовых ситуациях. |
30 | Административные правоотношения | 1 | Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест. | Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок». | |
31 | Трудовые правоотношения | 1 | Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность, трудовая дееспособность, трудовое законодательство, труд. | Формы и методы проведения занятия: работа с высказываниями по теме, над притчей, синквейн «Труд», работа с документами, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум - «Юридическая клиника». | |
32 | Уголовные правоотношения | 1 | | | |
33 | Несовершеннолетний и уголовный закон | 1 | Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление. | Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию)»; групповая работа; практикум. | Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности. |
34 | Повторительно-обобщающее занятие | 1 | | | |
35 | Итоговое занятие | 1 | | | |