Ростовская область Неклиновский район село Васильево-Ханжоновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильево-Ханжоновская
средняя общеобразовательная школа имени А.Д. Зеленковой
«Утверждаю»
Директор МБОУ В-Ханжоновской СОШ
_______________________________
В.А. Безуглова
Приказ № 124 от 31.08.2018 г
Рабочая программа
«Занимательная геометрия»
основное общее образование -9 класс
Количество часов -34
Учитель Привалова Мария Викторовна
Рабочая программа разработана на основе
Программа разработана на основе авторской программы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. / Практикум: элективный курс», составитель Л. С. Сагателова, -Волгоград: Учитель, 2009 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса по геометрии для 9 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 класс» (М .: Просвещение», 2009 г.).
Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). В рабочей программе предусмотрено 3 самостоятельных работ и одна итоговая контрольная работа.
Общая характеристика курса
Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Эта программа элективного курса направлена на развитие и обобщение по теме «Решение треугольников», «Подобия фигур», применение тригонометрии к решению практических задач, а также связь с другими науками (географией, геодезией, астрономией). В программу курса включены вопросы решения прямоугольных и разносторонних треугольников, применение тригонометрии и подобия к решению задач на местности. Включенный в программу материал представляет познавательный интерес и может применяться для разных групп обучающихся, а также для тех, чей выбор профессии будет связан с различными работами на местности. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводится на занятиях в виде практических и зачетных работ.
Цель данного курса:
- создание учащимся условий для самореализации и правильном профессиональном выборе на основе расширения и углубления знаний при изучении курса;
- повысить качество подготовки к продолжению образования;
- усилить практическую направленность школьного курса геометрии;
- повысить интерес к изучению геометрии, мотивацию и, как следствие эффективность изучения этого предмета;
- осознанно применять на практике геометрические законы и теоремы;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- уметь работать с источником информации;
- развивать творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Задачи
- расширение и углубление знаний по геометрии, воспитание научного мировоззрения;
- развитие умений применять полученные знания при решении практических задач;
- приобщение детей к работе с математической литературой и вовлечение обучающихся в практическую деятельность.
3. Критерии оценивания
Пятибалльная система оценивания с использованием дифференцированного подхода. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется с помощью системы измерителей в виде предварительного, текущего, тематического и итогового контроля, используя при этом устную проверку (устный опрос индивидуальный или фронтальный), письменную проверку (математический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, тематический срез, тестирование).
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской.
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся по геометрии
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, используемых при отработке умений и навыков
-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ученик
- в изложении допускает небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- ученик не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по геометрии
Отметка «5» ставится, если
- работа выполнена полностью
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы не выполнена.
Оценка тестовых заданий учащихся по геометрии
Для проведения тестирования учащихся составляется тест из 10 заданий. Выполнение всех заданий – 100%, одно задание – 10%. Тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения заданий. | Отметка |
90% и более | 5 |
80% | 4 |
60% - 70% | 3 |
Менее 60% | 2 |
4.Место курса алгебры в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. В соответствии с учебным планом МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2018-2019 учебный год фактически получается 33 часа. Рабочая программа составлена с учётом уплотнения учебного материала. В течение года планируется провести 5 тематических контрольных работ.
В рабочей программе используются задачи с практическим содержанием, составленные по материалу, касающегося Ростовской области и Донского края.
5.Содержание курса
1.Треугольники
2.Четырехугольники
3.Окружности
4.Окружности и треугольники
5.Окружности и четырехугольники
6.Решение задач
7.Итоговый контроль
6.Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1. | Треугольники | 4 | 8 |
2. | Четырехугольники | 3 | 6 |
3. | Окружности. | 2 | 4 |
4. | Окружности и треугольники . | 3 | 6 |
5. | Окружности и четырехугольники. | 3 | 6 |
6. | Решение задач. | 1 | 3 |
7. | Итоговый контроль. | 1 | 1 |
| Итого | 17 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ Ур. | Содержание учебного материала | Кол-во час. | Дата проведения | |
план | факт | |
| Треугольники | 8 | | | |
1 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | 5.09 | | ИАД |
2 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | 12.09 | | ИАД |
3 | Свойства проекций катетов. | 1 | 19.09 | | ИАД |
4 | Метрические соотношения в произвольном треугольнике. | 1 | 26.09 | | ИАД |
5 | Свойства медиан треугольника. | 1 | 3.10 | | ИАД |
6 | Свойства высот треугольника. | 1 | 10.10 | | ИАД |
7 | Свойства биссектрис треугольника. | 1 | 17.10 | | ИАД |
8 | Теоремы о площадях треугольника. | 1 | 24.10 | | ИАД |
| Четырехугольники | 6 | | | |
9 | Метрические соотношения в четырехугольнике. | 1 | 31.10 | | ИАД |
10 | Свойства произвольного четырехугольника связанное с параллелограммом. | 1 | 14.11 | | ИАД |
11 | Теоремы о площадях четырехугольника. | 1 | 21.11 | | ИАД |
12 | Свойства биссектрисы параллелограмма. трапеции. | 1 | 28.11 | | ИАД |
13 | Свойства биссектрисы трапеции. | 1 | 5.12 | | ИАД |
14 | Свойства трапеции | 1 | 12.12 | | ИАД |
| Окружности | 4 | | | |
15 | Метрические соотношения между длинами хорд, секущих, касательных. | 1 | 19.12 | | ИАД |
16 | Свойства дуг и хорд. | 1 | 26.12 | | ИАД |
17 | Свойства углов. | 1 | 16.01 | | ИАД |
18 | Углы между хордами, касательными, секущими. | 1 | 23.01 | | ИАД |
| Окружности и треугольники | 6 | | | |
19 | Окружности вписанные в треугольник | 1 | 30.01 | | ИАД |
20 | Окружности описанные около треугольника. | 1 | 6.02 | | ИАД |
21 | Окружности вписанные в прямоугольный треугольник | 1 | 13.02 | | ИАД |
22 | Окружности описанные около прямоугольного треугольника. | 1 | 20.02 | | ИАД |
23 | Решение задач. | 1 | 27.02 | | ИАД |
24 | Решение задач. | 1 | 6.03 | | ИАД |
| Окружности и четырехугольники | 6 | | | |
25 | Окружности вписанные в четырехугольник | 1 | 13.03 | | ИАД |
26 | Окружности описанные около четырехугольника. | 1 | 20.03 | | ИАД |
27 | Окружности вписанные в прямоугольник . | 1 | 3.04 | | ИАД |
28 | . Площади четырехугольников описанных окружностью. | 1 | 10.04 | | ИАД |
29 | Площади четырехугольников вписанных в окружность. | 1 | 17.04 | | ИАД |
30 | Теорема Птолемея | 1 | 24.04 | | ИАД |
| Решение задач | 3 | | | |
31 | Решение задач на нахождение площадей треугольников. | 1 | 3.05 | | ИАД |
32 | Решение задач на вписанные углы. | 1 | 8.05 | | ИАД |
33 | Решение задач на нахождение площади четырехугольников. | 1 | 15.05 | | ИАД |
34 | Итоговый контроль | 1 | 22.05 | | ИАД |