Рабочая программа
элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
11А класс
2022-2023 учебный год
учитель Рожкова Е.В.
Содержание
Пояснительная записка
2.Учебно-тематический план
3.Календарно-тематическое планирование
4.Содержание тем учебного предмета
5.Перечень учебно-методического обеспечения
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11
классе составлена с учетом:
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступил
в силу с 02.07.2021);
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся».
Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34часа в год).
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя, беседа, практикум, консультация
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость.
Нетрадиционные формы изучения материала.
Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест, задание с развернутым ответом.
Итоговый контроль: итоговый тест, задание с развернутым ответом.
Учебно-тематический план
11 класс
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 ч |
Орфоэпия. Языковые нормы. | 1 ч |
Лексика. Лексическая норма | 2ч |
Синтаксис | 7 ч |
Пунктуация | 6 ч |
Текст. Стили речи | 17 |
Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
№ п/п | Тема занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата План | Дата факт |
1 | Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией. | Знать структуру и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификацию, правила заполнения бланков ответов. Уметь ориентироваться в тестовомзадании, заполнять бланкиответов. | | |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ 4 | Знать основные тенденции постановки ударения в различныхчастях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях,формах И.п.,Р.п. мн. числа имен существительных). | | |
3 | Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. ЕГЭ 5 | Знать определения понятий. Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы | | |
4 | Лексические выразительные средства. Тропы. ЕГЭ 26 | Знать лексические средства выразительности | | |
5 | Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ 26 | Знать лексические средства Выразительности. Уметь находить тропы в тексте | | |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. ЕГЭ 26 | Знать лексические средства Выразительности. Уметь находить тропы в тексте | | |
7 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. ЕГЭ 13, 23 | Знать определение частей речи, их морфологические признаки. Уметь определять принадлежность слова к части речи. | | |
8 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 6 | Знать трудные случаи образования форм слова Уметь определять ошибочное образование формы слова. | | |
9 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 8 | Знать распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Уметь находить предложения с нарушением синтаксических норм. | | |
10 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. ЕГЭ 16 | Знать виды предложений по цели высказывания, по интонации, поколичеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения, типы сложных предложений. | | |
11 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. ЕГЭ 26 | Знать синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры. Уметь находить синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры в тексте | | |
12 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. ЕГЭ 17, 16 | Уметь определять условия постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | | |
13 | Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. ЕГЭ 19 | Знать, что такое сложносочиненное предложение | | |
14 | Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Знать, что такое бессоюзное предложение. Уметь определять условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. | | |
15 | Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. ЕГЭ 18,19 | Знать, что такое сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. | | |
16 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. ЕГЭ 19, 21 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. | | |
17 | Тестирование. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. | | |
18 | Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. ЕГЭ 1, 20-23 | Знать, что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте | | |
19 | Текст. Стили и типы речи. Задания ЕГЭ 21 | Знать стили речи. Уметь определять принадлежность текста к стилю и типу речи. | | |
20 | Задание 27. Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 27 | Уметь строить сочинение- рассуждение по стандартной трёхчастной схеме: вступление –основная часть – заключение. | | |
21 | Виды вступлений к сочинению | Знать виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения | | |
22 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | Знать, как писать сочинение, раскрывая его проблему. Уметь формулировать проблему текста | | |
23 | Комментарий к сформулированной проблеме, связь примеров. | Знать об основных требованиях к сочинениям. Уметь комментировать сформулированную проблему | | |
24 | Позиция автора | Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию | | |
25 | Обоснование собственного мнения по проблеме | Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию | | |
26 | Способы обоснования собственного мнения. | Знать типы аргументов. Уметь аргументировать собственное мнение. | | |
27 | Типы аргументов | Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме | | |
28 | Создание банка данных аргументов | Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме | | |
29 | Виды заключений к сочинению | Знать и уметь составлять Заключение к сочинению в разных вариантах | | |
30 | Написание сочинения-рассуждения | Знать структуру сочинения- рассуждения. Уметь применять знания при выполнении заданий | | |
31 | Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения | Знать критерии оценивания задания 27. Уметь анализировать свою письменную работу. | | |
32 | Речевое оформление сочинения. | Знать типы ошибок, уметь их исправлять. | | |
33-34 | Выполнение контрольного тестирования. | | | |
Содержание тем элективного курса
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.
2. ЕГЭ 2018 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2018.
3.ЕГЭ 2017. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2017.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2010.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2016.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С): М.:Издательство «Экзамен», 201. ЕГЭ-2019.
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011