Элективный курс
«Основы урбанистики»
Автор разработки Гармышев Д. А.
Батайск 2019
Цель курса: С помощью различных видов деятельности привить учащимся активную гражданскую позицию в отношении сохранения памятников архитектуры, составляющих культурное достояние страны. Привитие учащимся ответственного и грамотного отношения к окружающей их городской среде.
Задачи курса:
-Знакомство с основами урбанистики
-Осуществление дополнительной подготовки, необходимой для продолжения обучения на профильных факультетах вузов
-Закрепление навыков написания исследовательской работы
-Обощение сведений, полученных ранее на уроках истории, обществознания, основ безопасности жизнедеятельности и мировой художественной культуры
-Формирование у учащихся активной гражданской позиции, ответственного отношения к месту своего проживания
Пояснительная записка
Элективный курс «Урбанистика» рассчитан на учащихся старших классов, ориентированных на поступление в высшие учебные заведения на гуманитарные и архитектурные специальности.На сегодняшний день урбанистика является одной из наиболее перспективных прикладных дисциплин, изучаемых экономистами, юристами, историками,психологами и архитекторами.
Урбанистика (от лат. urbs — «город») — наука, посвященная развитию различных городских систем (например, транспорта, здравоохранения, пешеходной инфраструктуры и так далее), их взаимодействию между собой и c жителями города.
Большая часть современного населения России проживают в городской местности уже со второй половины XX века, и этот процент только будет расти. Но «коммунальный раз без забот и хлопот» оборачивается перечнем проблем, с которыми может столкнуться только житель города – плохая экология, рост дорожно-транспортных происшествий, преступность. К счастью, грамотное построение городского пространства может справиться с ними хотя бы частично.
Сегодня любому городу требуются жители, имеющие хотя бы базовые представления о безопасной и комфортной городской среде, а так же главы муниципалитетов, обладающие необходимыми компетенциями. Поэтому в формировании представлений об урбанистике еще со школьной скамьи заинтересованы фактически все.
По окончании курса учащиеся сдают и защищают составленные ими коллективно или индивидуально проекты. Программа составлена таким образом, что дает возможность учащимся на выходе создать проект в привычной для них манере. Учащиеся, имеющие таланты в изобразительном искусстве могут оформить проект в виде изображения здания, необходимого городу, или точног таким же образом предложить вариант реставрации исторически ценного здания.
Программа включает в себя и региональный компонент, ориентированный на подготовленных учащихся, уже имевших дело с курсами по краеведению и посещавших городские музеи.
Ожидаемый результат обучения:
- Заинтересованность учащихся в урбанистике как в прикладной науке, архитектуре и истории городов и родного города
- Укрепление навыков самостоятельной работы сли тературой, в том числе, и поиск новой литературы по теме
- Правильное употребление специальных терминов и понятий, изученных в городе
- Умение применять свои ранее приобретенные навыки для разработки проектов в рамках курса
- Поиск необходимой информации в интернете, в том числе на специализированных сайтах
- Развитие навыков работы в группах и команде
- Развитие навыков публичных выступлений, проявляемых во воремя защиты проектных работ
- Суммирование знаний, ранее полученных на уроках истории, мировой художественной культуры, обществознания и технологии.
Содержание занятий элективного курса
Тема 1. Введение в урбанистику
1.Что изучает урбанистика? Изучение урбанистики в России. Основные подходы в урбанистике.
Тема 2. (12 часов)
Влияние городов на менталитет его жителей. Роль городов в истории Европы и России. Отличительные черты городов России и Европы. Архитектура городов России и Европы.
Тема 3. (5 часов)
Ростов в дореволюционный период. Архитектурные памятники Ростова-на-Дону. Восстановление городов в послевоенные годы.
Тема 4. Проблемы современного города (14 часов)
Маломобильные граждане в городской среде. Безопасность в современном городе. Безопасная прогулка по городу. Способы решения проблем роста дорожно-транспортных происшествий. Экологичный транспорт. Экология современного города. Роль урбанистики в экономике города. Современная застройка. Районы гетто.
Тема 5. Защита проектов (2 часа)
Календарно -тематическое планирование
№ | Раздел, количество часов |
Тема занятия | Дата |
план | факт |
Введение | | |
1 | Что изучает урбанистика? | | |
Жизнь города с древнейших времен до современности | | |
2 | Города в древности | | |
3 | «Городской воздух делает свободным». Города в средневековой Европе. | | |
4 | «Каждый да держит Отчину свою». Русские города в период феодальной раздробленности. | | |
5 | Архитектура русского средневековья | | |
6 | Архитектура зарубежной Европы | | |
7 | Основные занятия городского населения | | |
8 | Быт городского населения в Новое время | | |
9 | «Люблю тебя, Петра творенье». Виртуальная экскурсия по Петербургу. | | |
10 | Проблемы городских жителей в Новое время | | |
11 | Феномен моногородов и их перспективы | | |
12 | Жизнь и смерть городов в новейшее время | | |
13 | Города-милионники в современной России | | |
| Ростов –на-Дону: портрет города впрошлом и в современности | | |
14 | Ростов-на-Дону в дореволюционный период | | |
15 | Портрет жителя Ростова-на-Дону в XIX в. | | |
16 | Архитектурные памятники Ростова-на-Дону | | |
17 | Восстановление города и области после Великой Отечественной Войны | | |
18 | Ростов и область в наши дни. Облики городов. | | |
| Проблемы современного города | | |
19 | Как выглядит современный город? | | |
20 | Экология города | | |
21 | Правильное городское строительство и экономика | | |
22 | Бизнес в современной городской среде | | |
23 | Роль «мест встреч» в жизни города | | |
24 | Миграционные процессы в городе | | |
25 | Маломобильные граждане в городской среде | | |
26 | Сохранение исторического наследия города | | |
27 | Сохранение исторического наследия города | | |
28 | Насколько безопасен современный город? | | |
29 | Пешеходы и автомобилисты. В борьбе за город | | |
30 | Транспорт в городе | | |
31 | Пешеход в городе. Правила безопасной прогулки. | | |
32 | Проблема современной застройки | | |
Защита проектов |
33-34 | Защита проектов | | |
Список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения и написания проектных работ
Вареник В. И. Ростов и ростовцы
Гейл Я. Города для людей. Альбина Паблишер, 2012
Глейзер Э. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.
Дж6екобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.
Спек Д. Город для пешехода. Москва: Издательство «Искусство – XXI век», 2015
Кидуэлл П. Психология города: чем опасна жизнь в многоэтажках. Изд. «МИФ», 2018
Коути Е. Недобрая старая Англия
Ольденбург Р. Третье место: кафе,кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.:Новое литературное обозрение, 2014.
Рыбчинский В. Городской конструктор. Идеи и города. М.:Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2014.
Стил К. Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь. М.: Strelka Press, 2014
Токарев А. Архитектура Юга России эпохи авангарда. Академия архитектуры и искусств ЮФУ, 2016
Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие?
Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. М.: Strelka Press,2015
Перечень предлагаемых тем для проектов
Видеоролик на тему «Проблемы моего города»
Реферат на тему «Проблемы маломобильных граждан в современном городе»
Проектная работа «Культовые «места встречи» городов и их роль в городском пространстве»
Проектная работа «Реставрация исторических зданий моего города»
Эссе на тему «Города будущего»
Презентация перед учащимися с одной из книг, предложенных в списке литературы
Проектная работа «Еда в большом городе»
Проектная работа «Экологические проблемы в большом городе и способы их решения»
Проектная работа «Районы гетто в городах мира и причины их появления»
Проектная работа «Что не так с современной застройкой в моем городе?»
Перевод тематической статьи с иностранного языка и выступление перед аудиторией
Составление путевого экскурсионного маршрута по Батайску или Ростову-на-Дону
Проектная работа «Уничтоженные памятники архитектуры в современной России»
План урока по теме «Бизнес в современной городской среде»
Цели урока:
- Развить интерес к культурным событиям в родном городе
- Расширить словарный запас учащихся за счет специальной терминологии
-Развить логическое мышление учащихся
-Расширить у учащихся представление о возможности проведения досуга в родном городе
Основные понятия: бизнес,креативные кластеры, коворкинг, фриланс
Ход урока
Учитель: На предыдущих занятиях мы уже говорили о взаимовлиянии рынка и городской среды. Предположите, пожалуйста, чем взаимоотношения предпринимателей и города в Новое время отличаются от современных?
Ученики:(Предполагаемые ответы)изменения в законодательстве, усиление контроля со стороны государства
Учитель: А какие изменения вы можете отметить за последнее время?
Ученики:(Предполагаемые ответы) Рост конкуренции в сфере торговли, усиление контроля со стороны государства.
Ученикам предлагается обосновать, как конкуренция влияет на бизнес в современном городе. Предполагаемые ответы: Появление гибкой системы скидок, развитие рекламы (и появление новых рабочих мест для тех, кто занят рекламой), повышение уровня обслуживания и качества персонала.
Учитель:На уроках обществознания вы уже проходили стадии развития общества. Вспомните, пожалуйста, этот материал и скажите, на какой стадии находится современная Россия?
Предполагаемые ответы учащихся: Информационное (постмодернисткое общество). Характеризуется тем, что большая часть трудящихся задействована в сфере услуг. Далее учащиеся выходят на мысль о том, что компьютеры кардинально поменяли представление о работе человека, и в современных условиях есть возможность работать,находясь дома. Если при этом человек работает на себя, его называют фрилансером.
Учитель: Какие проблемы могут возникнуть у человека, который занят фрилансом?
Предполагаемые ответы учащихся: Недобросовестные заказчики, трудность планирования времени,необходимость самостоятельно платить налоги, процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, трудность работы дома в силу отвлекающих факторов (в том числе и шум со стороны домочадцев или их просьбы с помощью по дому в неподходящий момент).
Учитель: Специально для этого созданы места, где самозанятый может работать, оплачивая рабочее место(иногда это просто небольшой компьютерный столик). Такие места называются коворкингами. Как их появление влияет на город?
Предполагаемые ответы учеников: Этим работникам необходимы обеденные перерывы, значит поблизости открываются кафе. Кроме того, многие захотят отдохнуть после работы, значит рядом должны быть места для развлечений, соответствующие их интересам.
Учитель: Такие места называются креативными кластерами. Как правило, помимо магазинов, там находится место для проведения различных мероприятий-чемпионатов по настольным играм, лекций, тематических встреч.
Подведение итогов. Учащиеся делятся тем, чего нового узнали на уроке, высказывают свое мнение относительно развития бизнеса в России и конкретно в их городе.
Домашнее задание. 1. Подумайте, как влияет на городскую среду, в том числе и на экологию, рост количества людей, работающих удаленно?
2. Подумайте, с чем связан тот факт, что согласно статистике, заработная плата тех, кто работает удаленно, выше средней по стране?
3. Подготовьте сообщение об интересных бизнес-проектах, возникших за последнее время в вашем городе или области.
4. Подумайте, как появление коворкингов влияет на город?
5. Составьте афишу мероприятий, организованных предпринимателями или частными лицами в вашем городе.