СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по урбанистике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по урбанистике»















Элективный курс

«Основы урбанистики»

Автор разработки Гармышев Д. А.





















Батайск 2019

Цель курса: С помощью различных видов деятельности привить учащимся активную гражданскую позицию в отношении сохранения памятников архитектуры, составляющих культурное достояние страны. Привитие учащимся ответственного и грамотного отношения к окружающей их городской среде.

Задачи курса:

-Знакомство с основами урбанистики

-Осуществление дополнительной подготовки, необходимой для продолжения обучения на профильных факультетах вузов

-Закрепление навыков написания исследовательской работы

-Обощение сведений, полученных ранее на уроках истории, обществознания, основ безопасности жизнедеятельности и мировой художественной культуры

-Формирование у учащихся активной гражданской позиции, ответственного отношения к месту своего проживания



Пояснительная записка

Элективный курс «Урбанистика» рассчитан на учащихся старших классов, ориентированных на поступление в высшие учебные заведения на гуманитарные и архитектурные специальности.На сегодняшний день урбанистика является одной из наиболее перспективных прикладных дисциплин, изучаемых экономистами, юристами, историками,психологами и архитекторами.

Урбанистика (от лат. urbs — «город») — наука, посвященная развитию различных городских систем (например, транспорта, здравоохранения, пешеходной инфраструктуры и так далее), их взаимодействию между собой и c жителями города.

Большая часть современного населения России проживают в городской местности уже со второй половины XX века, и этот процент только будет расти. Но «коммунальный раз без забот и хлопот» оборачивается перечнем проблем, с которыми может столкнуться только житель города – плохая экология, рост дорожно-транспортных происшествий, преступность. К счастью, грамотное построение городского пространства может справиться с ними хотя бы частично.

Сегодня любому городу требуются жители, имеющие хотя бы базовые представления о безопасной и комфортной городской среде, а так же главы муниципалитетов, обладающие необходимыми компетенциями. Поэтому в формировании представлений об урбанистике еще со школьной скамьи заинтересованы фактически все.

По окончании курса учащиеся сдают и защищают составленные ими коллективно или индивидуально проекты. Программа составлена таким образом, что дает возможность учащимся на выходе создать проект в привычной для них манере. Учащиеся, имеющие таланты в изобразительном искусстве могут оформить проект в виде изображения здания, необходимого городу, или точног таким же образом предложить вариант реставрации исторически ценного здания.

Программа включает в себя и региональный компонент, ориентированный на подготовленных учащихся, уже имевших дело с курсами по краеведению и посещавших городские музеи.

Ожидаемый результат обучения:

- Заинтересованность учащихся в урбанистике как в прикладной науке, архитектуре и истории городов и родного города

- Укрепление навыков самостоятельной работы сли тературой, в том числе, и поиск новой литературы по теме

- Правильное употребление специальных терминов и понятий, изученных в городе

- Умение применять свои ранее приобретенные навыки для разработки проектов в рамках курса

- Поиск необходимой информации в интернете, в том числе на специализированных сайтах

- Развитие навыков работы в группах и команде

- Развитие навыков публичных выступлений, проявляемых во воремя защиты проектных работ

- Суммирование знаний, ранее полученных на уроках истории, мировой художественной культуры, обществознания и технологии.

Содержание занятий элективного курса

Тема 1. Введение в урбанистику

1.Что изучает урбанистика? Изучение урбанистики в России. Основные подходы в урбанистике.

Тема 2. (12 часов)

Влияние городов на менталитет его жителей. Роль городов в истории Европы и России. Отличительные черты городов России и Европы. Архитектура городов России и Европы.

Тема 3. (5 часов)

Ростов в дореволюционный период. Архитектурные памятники Ростова-на-Дону. Восстановление городов в послевоенные годы.

Тема 4. Проблемы современного города (14 часов)

Маломобильные граждане в городской среде. Безопасность в современном городе. Безопасная прогулка по городу. Способы решения проблем роста дорожно-транспортных происшествий. Экологичный транспорт. Экология современного города. Роль урбанистики в экономике города. Современная застройка. Районы гетто.

Тема 5. Защита проектов (2 часа)





Календарно -тематическое планирование

Раздел, количество часов

Тема занятия

Дата

план

факт

Введение



1

Что изучает урбанистика?



Жизнь города с древнейших времен до современности



2

Города в древности



3

«Городской воздух делает свободным». Города в средневековой Европе.



4

«Каждый да держит Отчину свою». Русские города в период феодальной раздробленности.



5

Архитектура русского средневековья



6

Архитектура зарубежной Европы



7

Основные занятия городского населения



8

Быт городского населения в Новое время



9

«Люблю тебя, Петра творенье». Виртуальная экскурсия по Петербургу.



10

Проблемы городских жителей в Новое время



11

Феномен моногородов и их перспективы



12

Жизнь и смерть городов в новейшее время



13

Города-милионники в современной России




Ростов –на-Дону: портрет города впрошлом и в современности



14

Ростов-на-Дону в дореволюционный период



15

Портрет жителя Ростова-на-Дону в XIX в.



16

Архитектурные памятники Ростова-на-Дону



17

Восстановление города и области после Великой Отечественной Войны



18

Ростов и область в наши дни. Облики городов.




Проблемы современного города



19

Как выглядит современный город?



20

Экология города



21

Правильное городское строительство и экономика



22

Бизнес в современной городской среде



23

Роль «мест встреч» в жизни города



24

Миграционные процессы в городе



25

Маломобильные граждане в городской среде



26

Сохранение исторического наследия города



27

Сохранение исторического наследия города



28

Насколько безопасен современный город?



29

Пешеходы и автомобилисты. В борьбе за город



30

Транспорт в городе



31

Пешеход в городе. Правила безопасной прогулки.



32

Проблема современной застройки



Защита проектов

33-34

Защита проектов





Список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения и написания проектных работ

Вареник В. И. Ростов и ростовцы

Гейл Я. Города для людей. Альбина Паблишер, 2012

Глейзер Э. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.

Дж6екобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.

Спек Д. Город для пешехода. Москва: Издательство «Искусство – XXI век», 2015

Кидуэлл П. Психология города: чем опасна жизнь в многоэтажках. Изд. «МИФ», 2018

Коути Е. Недобрая старая Англия

Ольденбург Р. Третье место: кафе,кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.:Новое литературное обозрение, 2014.

Рыбчинский В. Городской конструктор. Идеи и города. М.:Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2014.

Стил К. Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь. М.: Strelka Press, 2014

Токарев А. Архитектура Юга России эпохи авангарда. Академия архитектуры и искусств ЮФУ, 2016

Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие?

Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. М.: Strelka Press,2015

Перечень предлагаемых тем для проектов

  1. Видеоролик на тему «Проблемы моего города»

  2. Реферат на тему «Проблемы маломобильных граждан в современном городе»

  3. Проектная работа «Культовые «места встречи» городов и их роль в городском пространстве»

  4. Проектная работа «Реставрация исторических зданий моего города»

  5. Эссе на тему «Города будущего»

  6. Презентация перед учащимися с одной из книг, предложенных в списке литературы

  7. Проектная работа «Еда в большом городе»

  8. Проектная работа «Экологические проблемы в большом городе и способы их решения»

  9. Проектная работа «Районы гетто в городах мира и причины их появления»

  10. Проектная работа «Что не так с современной застройкой в моем городе?»

  11. Перевод тематической статьи с иностранного языка и выступление перед аудиторией

  12. Составление путевого экскурсионного маршрута по Батайску или Ростову-на-Дону

  13. Проектная работа «Уничтоженные памятники архитектуры в современной России»









План урока по теме «Бизнес в современной городской среде»

Цели урока:

- Развить интерес к культурным событиям в родном городе

- Расширить словарный запас учащихся за счет специальной терминологии

-Развить логическое мышление учащихся

-Расширить у учащихся представление о возможности проведения досуга в родном городе

Основные понятия: бизнес,креативные кластеры, коворкинг, фриланс

Ход урока

Учитель: На предыдущих занятиях мы уже говорили о взаимовлиянии рынка и городской среды. Предположите, пожалуйста, чем взаимоотношения предпринимателей и города в Новое время отличаются от современных?

Ученики:(Предполагаемые ответы)изменения в законодательстве, усиление контроля со стороны государства

Учитель: А какие изменения вы можете отметить за последнее время?

Ученики:(Предполагаемые ответы) Рост конкуренции в сфере торговли, усиление контроля со стороны государства.

Ученикам предлагается обосновать, как конкуренция влияет на бизнес в современном городе. Предполагаемые ответы: Появление гибкой системы скидок, развитие рекламы (и появление новых рабочих мест для тех, кто занят рекламой), повышение уровня обслуживания и качества персонала.

Учитель:На уроках обществознания вы уже проходили стадии развития общества. Вспомните, пожалуйста, этот материал и скажите, на какой стадии находится современная Россия?

Предполагаемые ответы учащихся: Информационное (постмодернисткое общество). Характеризуется тем, что большая часть трудящихся задействована в сфере услуг. Далее учащиеся выходят на мысль о том, что компьютеры кардинально поменяли представление о работе человека, и в современных условиях есть возможность работать,находясь дома. Если при этом человек работает на себя, его называют фрилансером.

Учитель: Какие проблемы могут возникнуть у человека, который занят фрилансом?

Предполагаемые ответы учащихся: Недобросовестные заказчики, трудность планирования времени,необходимость самостоятельно платить налоги, процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, трудность работы дома в силу отвлекающих факторов (в том числе и шум со стороны домочадцев или их просьбы с помощью по дому в неподходящий момент).

Учитель: Специально для этого созданы места, где самозанятый может работать, оплачивая рабочее место(иногда это просто небольшой компьютерный столик). Такие места называются коворкингами. Как их появление влияет на город?

Предполагаемые ответы учеников: Этим работникам необходимы обеденные перерывы, значит поблизости открываются кафе. Кроме того, многие захотят отдохнуть после работы, значит рядом должны быть места для развлечений, соответствующие их интересам.

Учитель: Такие места называются креативными кластерами. Как правило, помимо магазинов, там находится место для проведения различных мероприятий-чемпионатов по настольным играм, лекций, тематических встреч.

Подведение итогов. Учащиеся делятся тем, чего нового узнали на уроке, высказывают свое мнение относительно развития бизнеса в России и конкретно в их городе.

Домашнее задание. 1. Подумайте, как влияет на городскую среду, в том числе и на экологию, рост количества людей, работающих удаленно?

2. Подумайте, с чем связан тот факт, что согласно статистике, заработная плата тех, кто работает удаленно, выше средней по стране?

3. Подготовьте сообщение об интересных бизнес-проектах, возникших за последнее время в вашем городе или области.

4. Подумайте, как появление коворкингов влияет на город?

5. Составьте афишу мероприятий, организованных предпринимателями или частными лицами в вашем городе.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!