Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от _________ №__ __________ _____________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата _________ _____________ Подпись ФИО | Утверждено: Приказ от __________ № ___ Директор МАОУ СОШ №1 _________ _____________ Подпись ФИО |
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса Человек. Общество. Мир
по обществознанию
для 11 «А» класса
35 часа (ов) (1часа/ов в неделю)
Составитель рабочей программы: _Ходырева Марина Николаевна |
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа вариативного курса по обществознанию составлена на основе программы «Человек – Общество – Мир».
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса
Курс рассчитан на 35 часов, с недельной нагрузкой – 1 час.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе.
Составлена на основе примерной программы:
Авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева А «Обществознание 10-11 классы , базовый уровень» в сб. «Обществознание, 10-11 классы,
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень».
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой). С другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры, в мир искусства, формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании».
Цель курса – выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нём своё место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высоких интеллектуальных функций.
Задачами курса являются:
-формирование или развитие представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
-актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
-расширение общекультурного кругозора учащихся через выявление и установление разнообразных социальных связей, которые не осознавались ранее;
-установление некоторых особенностей функционирования терминов и выражений «обществоведческого» языка в повседневной речи;
-повышение общего уровня культуры;
-создание условий для выработки метапредметных умений;
Планируемые предметные умения:
-знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
-называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
-сравнивать изученные социальные явления и объекты;
-приводить собственные примеры; самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;
-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
-демонстрировать умение рассматривать события конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учётом исторической перспективы и ретроспективы.
Главной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать,
сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные
ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные
выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
-создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
-владение основными видами публичных выступление( высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)
Содержание курса
Введение Человек. Общество. Мир
Тема 1 Человек
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо.
Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и
гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и
ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания.
Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей.
Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Тема 2 Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
общества, их характерные черты. Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его
формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование Тенденции духовной жизни современной России Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный
конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от-
ношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние
экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое
поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность
хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная
политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные
проблемы экономики.
Политико- правовая сфера общества .
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения.
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической
системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское
общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие
граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное
российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского,
трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тема. 3 Мир
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса
глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного
человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные
направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая
угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI
века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная
жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии.
религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной
конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном
мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и
социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия.
Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским
обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм.
Всемирная информативно-коммуникативная сеть. Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентско-парламентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Обобщение. Человек. Общество.Мир
Тематическое планирование
№ раздела (темы) | Название раздела (темы) | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Человек – общество- мир. | 1 |
2 | Человек. | 7 |
3 | Общество. | 16 |
4 | Мир. | 11 |
Итого: 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Человек – общество- мир. | 1 |
Тема 1 Человек (7 ч.) |
2 | Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. | 1 |
3 | Духовная жизнь человека. Мировоззрение. | 1 |
4 | Деятельность человека и ее многообразие | 1 |
5 | Познание и знание | 1 |
6 | Истина и ее критерии | 1 |
7 | Человек в системе социальных связей. | 1 |
8 | Личность, факторы, влияющие на ее формирование. | 1 |
Тема 2 Общество (16 ч.) |
9-11 | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. | 3 |
12 | Типология обществ | 1 |
13-14 | Духовная жизнь общества. | 2 |
15 | Религия, ее роль в жизни общества. | 1 |
16-18 | Социальная сфера общества. | 3 |
19-21 | Экономическая сфера общества | 3 |
22-24 | Политико- правовая сфера общества | 3 |
Тема. 3 Мир (11 ч.) |
25-27 | Процессы глобализация и становление единого человечества. | 3 |
28-30 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. | 3 |
31-32 | Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. | 2 |
33 | Государство и свобода СМИ | 1 |
34 | Особенности русской политической культуры. | 1 |
35 | Повторение курса | 1 |