Рабочая программа компонента по химии
«Химия в задачах и упражнениях»
Пояснительная записка.
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Решение задач и выполнение упражнений занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач и выполнения упражнений
Решение задач и выполнение упражнений содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач и упражнений расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, выполнять упражнения является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике и вызвать затруднения в дальнейшем изучении химии. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии с математикой, физикой в объеме 34 часов.
Обучение по программе элективного курса поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителю даст время для закрепления программных навыков и умений по химии.
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные задачи:
- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;
- отработать навыки решения простейших задач;
- начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
- подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 час) Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные этапы в истории развития химии. Тема 2. Химическая формула вещества (6 часов)Свободные атомы, простые и сложные вещества. Химические формулы, индекс, коэффициент. Относительная атомная масса химического элемента. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении. Тема 3. Количество вещества (8 часов) Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Плотность вещества. Расчетные задачи. Расчеты количества вещества его массы и объема, плотности и относительной плотности газов. Вычисления, связанные с постоянной Авогадро. Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль Молярный объем газообразных веществ. Тема 4. Уравнения химических реакций (2 часа) Типы химических реакций. Простейшие уравнения химических реакций. Исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс. Закон сохранения масс.Демонстрации. Горение магния и фосфора. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом. Получение гидроксида меди(II).Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой при нагревании. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Тема 5. Растворы (8 часов)
Расчетные задачи. Массовые доли химических элементов в соединениях, Определение химической формулы вещества по данным о его количественном составе. Количественный состав смесей. Количественный состав растворов. Смешивание растворов. Концентрация вещества в растворе. Разделение смесей.
Демонстрация. Знакомство с образцами веществ разных классов. Тема 6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД (7 часов) Уравнения химических реакций с участием веществ основных классов неорганической химии. Уравнения в молекулярном и ионном виде. Генетическая связь. Качественные реакции на простейшие ионы. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Молярная концентрация вещества в растворе. Тема 7. Итоговая проверка знаний (2 часа)
Школьный тур олимпиады среди учащихся 8 класса.
Анализ школьного тура олимпиад
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | практические |
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Химическая формула вещества. | 6 | 2 | 4 |
3. | Количество вещества. | 8 | 2 | 6 |
4. | Уравнения химических реакций. | 2 | | 2 |
5. | Растворы. | 8 | 3 | 5 |
6. | Основные классы неорганической химии в свете ТЭД. | 7 | 1 | 6 |
7. | Итоговая проверка знаний. | 2 | | 2 |
| Итого: | 34 | 9 | 25 |
Календарно – тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | Примерные сроки изучения | Приме- чание |
По плану | Факти-чески |
1. | Введение | 1 | 03.09 | 03.09 | |
2. | Химические формулы веществ | 1 | 10.09 | 10.09 | |
3. | Просты е и сложные вещества. Свободные атомы | 1 | 17.09 | 17.09 | |
4. | Химическая формула, индекс, коэффициент | 1 | 24.09 | 24.09 | |
5. | Относительная атомная масса | 1 | 01.10 | 01.10 | |
6. | Относительная молекулярная масса | 1 | 08.10 | 08.10 | |
7. | Массовая доля элемента в соединении | 1 | 15.10 | 15.10 | |
8-9. | Количество вещества | 2 | 22.10 29.10 | 22.10 29.10 | |
10-11. | Пересчитанные частицы | 2 | 12.11 19.11 | 12.11 19.11 | |
12-13. | Молярный объем газа | 2 | 26.11 03.12 | 26.11 03.12 | |
14. | Относительная плотность газа | 1 | 10.12 | 10.12 | |
15. | Решение комбинированных задач | 1 | 17..12 | 17..12 | |
16. | Основные типы химических реакций | 1 | 24.12 | 24.12 | |
17. | Составление простейших уравнений химических реакций. | 1 | 14.01 | 14.01 | |
18. | Растворимость. Растворы. | 1 | 21.01. | 21.01. | |
19-20. | Разные способы выражения состава раствора | 2 | 28.01 04.02 | 28.01 04.02 | |
21-22. | Различные действия с растворами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование) | 2 | 11.02 18.02 | | |
23. | Кристаллогидраты. | 1 | 25.02 | | |
24-25. | Решение задач по уравнениям с участием растворов | 2 | 03.03 10.03 | | |
26. | Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций. | 1 | 17.03 | | |
27-28. | Объёмные отношения газов. | 2 | 24.03 07.04 | | |
29. | Решение комбинированных задач. | 1 | 14.04 | | |
30-31. | Генетическая связь между основными классами неорганической химии | 2 | 21.04 28.04 | | |
32. | Решение экспериментальных задач. | 1 | 05.05 | | |
33. | Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады среди учащихся 8 кл.) | 1 | 12.05 | | |
34. | Анализ школьного тура олимпиады. | 1 | 19.05 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения