Пояснительная записка
Элективный курс «Математический практикум» разработан в соответствии государственного стандарта по математике.
При разработке данной программы учитывается то, что элективный курс как компонент образования направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов девятиклассников, на формирование у них познавательной и практической деятельности.
Такой подбор материалов преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Курс содержит задания, входящие в рамки школьной программы, готовит к сдаче экзаменов в 9 классе.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Курс адаптирован к условиям организации образовательного процесса в 9 классе.
Цель курса:
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Воспитательное назначение курса.
Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность,
творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы;
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
навык самостоятельной работы с справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем
исследования элементарных функций.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке, тестов. Итоговый контроль – 2 диагностические работы в форме тестов, заданий с кратким и развёрнутым ответом. Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
^ Требования к уровню подготовки учащихся:
должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного уровня; точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований.
Арифметика
Тема № 1 Натуральные числа
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра
Тема №2 Буквенные выражения
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. .
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6 Функции и графики.
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
^ Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами. Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений , содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять
формулы общих членов, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
Литература
1.Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение, 2010.
2.Математика 9 класс. Тематический тренинг для подготовки к ОГЭ 9 в 2019 году. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.
Ростов на/Д: Легион, 2016
3. И другая литература.
Календарно – тематический план
| | | |
| Формы работы | | |
Тема | Теоретическая часть | Практическая часть | ^ Формы контроля | Количество часов |
| |
| | | | |
Арифметика | Беседа-диалог | Практикум | | |
Тема №1 Числа | Беседа | Практикум | | 9 |
1. Натуральные числа. Действия над натуральными числами | Беседа | Практикум | Устная работа | 1 |
2. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | Беседа | Практикум | Устная работа | 1 |
3. Дроби. Действия с дробями | Беседа | Практикум | тест | 1 |
4. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
5. Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
6. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | | | тест | 2 |
7. Процент. Задачи на проценты. | | | тест | 2 |
II Алгебра | Беседа | Практикум | | |
Тема №2 Буквенные выражения | Беседа | Практикум | | 7 |
8. Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. | Работа с математической литературой | Практикум | тест | 1 |
9. Преобразование алгебраических выражений. | Беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
10. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
11. Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | | | тест | 2 |
12. Действия с алгебраическими дробями. | Работа с учебником | Практикум | Самостоятельная работа | 2 |
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. | Работа с учебником Работа над алгоритмом решения | Практикум | | 6 |
13. Уравнения с одной переменной. Линейные, квадратные уравнения. | Лекция, беседа | Практикум | тест | 1 |
14. Дробно-рациональные уравнения | презентация | Практикум | Самостоятельная работа | 2 |
15. Уравнения с модулем. | | | Самостоятельная работа | 1 |
16. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | Работа с учебником | Практикум | тест | 2 |
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств. | Работа с учебником, беседа | Практикум | | 3 |
17.. Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | | | Устная работа | 1 |
18. Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | беседа | Практикум | тест | 2 |
Тема №5 Прогрессии | беседа | Практикум | | 2 |
19. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | | | тест | 1 |
20. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | лекция | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
Тема №6 Функции и графики | лекция | Практикум | | 3 |
21 Функция. Способы задания функции . Область определения и значения функции. | беседа | Практикум | Устная работа | 1 |
22. Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. График функции. | | | тест | 1 |
23. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность. | | | Практическая работа | 1 |
Итоговый тест | | | | 2 |
Диагностическая работа №1 | | | | 3 |
Итого | | | | 35 часов |
8