СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Избранные вопросы математики" 9 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс поддерживает изучение основного курса алгебры в 9 классе и способствует лучшему усвоению базового курса. Материал может быть использован как на уроках, так и на различных дополнительных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Избранные вопросы математики" 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №55 ИМ. А.И. МИРОНОВА»




Программа элективного курса по алгебре для учащихся 9 класса





Избранные вопросы математики





составила учитель математики Шальнева Елена Ивановна















Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9 классов. Подготовка к сдаче экзамена проводится не только на уроках, но и на различных дополнительных занятиях (факультативах, кружках и т. п.).

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Учитывая новую форму сдачи экзаменов, предлагается элективный курс по алгебре: " Избранные вопросы математики".

Данный курс поддерживает изучение основного курса алгебры и способствует лучшему усвоению базового курса. Материал может быть использован как на уроках, так и на занятиях кружков. Курс по выбору своим содержанием может привлечь учащихся, которым интересна математика и ее приложения и, которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Этот курс освещает намеченные, но не проработанные проблемы основного курса. Познавательный материал будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Курс предусматривает формирование интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей.

Цели курса

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

  • показать нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена;

  • создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

  • формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе;

  • создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала;

Задачи курса

  • научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;

  • овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

  • помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах как преобразование выражений, содержащих модуль; решении уравнений и неравенств, содержащих модуль; построении графиков, содержащих модуль;

  • закрепить и расширить представление о свойствах функций;

  • формировать умение читать графики функций и называть свойства функций по формулам.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Все занятия направлены на развитие интереса учащихся к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими.

Данный курс может быть эффективно использован в 9 классах с любой степенью подготовленности, он также способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовится к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Но несомненно данный курс будет полезен всем учащимся подготовиться к итоговой аттестации за курс основной школы.



Формы и методы обучения

  • лекция с элементами эвристической беседы;

  • эвристическое обобщение;

  • обобщенное исследование;

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • личностно-ориентированный подход;

  • тренировка в применении приобретенных знаний.



Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны знать / уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задачи;

  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач;

  • преобразовывать выражения, содержащие модуль;

  • решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

  • строить графики элементарных функций. содержащих модуль;

  • решать задачи на расположение корне квадратного трехчлена;

  • решать квадратные уравнения с параметром;

  • понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;

  • основные свойства функций (область определения, область значений, четность, монотонность, ограниченность);

  • исследовать функцию и строить ее график;

  • находить по графику функции ее свойства.





Курс состоит из 3 разделов.

1. Квадратный трехчлен и его применение (10 ч).

В данной теме обобщаются и систематизируются знания учащихся по данной теме. Осуществляется знакомство с особенностями расположения корней квадратного трехчлена, рассматриваются примеры на расположение корней квадратного трехчлена, решаются уравнения с параметром.

2. Модуль. Решение уравнений, неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Построение графиков, содержащих модуль (12 ч).

В данной теме рассматриваются общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль, решаются уравнения вида f =a; =a; = ; = , неравенства вида a; f a;

; g ; g . Рассматривается построение графиков вида y= ; построение графиков уравнений вида =f ; = .

3. Функции ( 10 ч).

Тема " Функции" позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, построению и исследованию функций.

4. Итоговое повторение курса 2 часа.













Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1.

Квадратный трехчлен

2

2.

Исследование корней квадратного трехчлена

4

3.

Решение уравнений с параметром

3

4.

Зачетное занятие № 1

1

5.

Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений.

2

6.

Решение уравнений вида f =a; =a; = ;

3

7.

Решение неравенств вида a; ; f ; .

4

8.

Построение графиков вида y = ; ;

2

9.

Зачетное занятие № 2

1

10.

Историко-генетический подход к понятию функция. Способы задания функций.

1

11.

Четные и нечетные функции

2

12.

Монотонность

2

13.

Исследование функций элементарными методами

2

14.

Построение графиков функций

2

15.

Зачетное занятие № 3

1

16.

Итоговое занятие

2



Ниже приведены примерные тексты зачетных работ по данным темам.

Зачетное занятие № 1

1. При каких значениях а уравнение x2 - 2ax - 1 = 0 имеет два различных корня?

2. При каких значениях а корни квадратного уравнения 5х2 - 7х +а=0 относятся как 2 к 5?

3. При каких значениях в и с уравнение с + вх - 2х2 = 0 имеет один положительный и один отрицательный корень?

4. При всех а решить уравнение ах2 - 2х + 4 = 0.

5. При каких значениях а все полученные корни уравнения

(1 + а)х2 - 3ах + 4а = 0 больше 1?



Зачетное занятие № 2

1. Решите уравнения: а) = 3; б)

в)

2. Решите неравенства: а) ;

б) ; в) .

3. Постройте графики функций:

а) y = 1- ; б) y = ; в) y = .













Зачетное занятие № 3.

1. Найдите значение функции в точке : y = , .

2. Функция задана таблицей и может быть записана в виде одной из следующих формул y = mx, y = , y = b , y = kx + c, c . Запишите соответствующую формулу.

x

1

2

3

4

y

- 0,3

- 0,6

- 0,9

- 1,2



3. Определите четность функции y = .

4. Докажите, что функция y = возрастает на .

5. Исследовать функцию y = .

6.Используя приведенные ниже свойства функции, постройте график непрерывной функции.

D , E ,

функция убывает на ,

функция возрастает на .

функция принимает отрицательные значения в точках х .











Список используемой литературы.

1. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике.Минск. Асар 1996

2. Гурский И.П. Функции и построение графиков. Москва, Просвещение, 1964

3. Колесникова С.И. Математика. Уравнения и неравенства, содержащие модули. МФТИ помогает готовиться к ЕГЭ, Москва, 2012

4. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике 5 - 11 классы. Москва, "Первое сентября", 2002.

5. Милованова Л.Н. Функции и их исследование. Москва. Издательство академии педагогических наук. 1958.

6. Потапов М.К., Александров В.В., ПасиченкоП.И., Вуколова Т.М. Функции. Уравнения. Неравенства. Учебно-научный центр довузовского образования МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва 1995
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!