Пояснительная записка
В настоящее время дополнительное изучение материалов по страноведению является актуальным, поскольку в программах общеобразовательных школ, «Страноведение Великобритании» отсутствует. Также рекомендованными учебными программами не предусмотрено изучение отдельных тем по страноведению в рамках школьной программы. В лучшем случае, вопросы, имеющие отношение к страноведению, поверхностно освещаются в текстах, связанных с темами «Путешествия», «Достопримечательности» и т.п. Однако современные условия ставят перед учителем новые задачи:
Ученик может столкнуться с вопросами страноведческого характера на олимпиадах по иностранному языку, наряду с заданиями по лексике, грамматике, чтению и аудированию. И практика показывает, что именно такие страноведческие вопросы, в связи с их слабым освещением в рамках учебной программы, могут вызвать трудности у учащегося, хорошо подготовленного к заданиям по другим критериям.
Кроме того, нельзя исключать наличие вопросов, так или иначе имеющих отношение к страноведению, в будущем и в итоговых государственных экзаменах по иностранному языку.
Знание обычаев, традиций и культуры той или иной страны является неотъемлемой частью кругозора современного образованного человека.
Наличие тесных связей между странами также ставит перед школьной программой новые задачи. Знание национальных особенностей, культуры, традиций и обычаев той или иной страны может быть полезно, а порой даже необходимо, во время путешествия в эту страну.
Освещение вопросов, связанных с культурой и историей страны изучаемого языка, стимулирует интерес к изучению самого языка, ставит перед учащимся новые, интересные цели.
Цель курса - формирование целостного представления об истории и географии Великобритании в целом и стран в неё входящих: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
Задачи курса:
-Развитие представлений о культуре англоязычных стран;
-Практическое овладение изучаемым языком через основные языковые методы обучения: говорение, аудирование и чтение;
-Развитие лексических навыков и овладение новой терминологии.
Межпредметные связи:
1. Курс помогает расширить кругозор и углубить знания в области истории.
2. Прослеживается связь курса с курсом МХК, в части обычаев и культуры Великобритании.
3. Курс связан с предметом «География» и помогает более детально изучить физическую географию Британских островов.
Форма курса
Курс «История и география Великобритании» был разработан на русском языке с включением в текст английского наименования эквивалента имен собственных и основных данных. Выбор русского языка был обусловлен тем, что учащиеся 5 класса не обладают достаточным запасом лексики для освоения этой тематики на английском языке, и использование исключительно английского языка привело бы к возникновению языковых трудностей, в результате чего часть учащихся могла бы потерять интерес к данной теме, часть информации могла быть потеряна или не правильно истолкована, а также невозможно было бы охватить вопросы в большом объеме, так как чтение на иностранном языке заняло бы намного больше времени.
В то же время, основные данные и имена собственные дублируются английским эквивалентом. Это позволяет учащимся «впитать» в себя атмосферу темы, а также в контексте выучить новые лексические единицы и имена собственные на английском языке. Успешное выполнение заданий финальной викторины, которые учащиеся должны выполнять с использованием английских эквивалентов, показало отсутствие недостатков при выборе русского языка для этого курса. В конце каждой темы предлагаются проверочные вопросы и интересные задания, которые помогают проверить и закрепить знания и подготовить учащихся к викторине по страноведению.
Содержание курса
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | Формы работы |
1. | Знакомство. | Знакомство с содержанием курса | 1 | «А знаешь ли ты Британию?» |
2. | История Великобритании | Истоки Британских островов. | 2 | Работа с картой и презентацией |
3. | География Великобритании | Площадь, климат, водные ресурсы, растительный и животный мир. | 2 | Работа с лексикой. Чтение текста. Составление таблицы. |
4. | Столица Великобритании - Лондон | Достопримечательности, символика, флаг, герб. | 2 | Просмотр фильма |
5. | Англия | Достопримечательности, символика, флаг, герб. | 2 | Просмотр фильма |
6. | Шотландия | Достопримечательности, символика, флаг, герб. | 2 | Просмотр фильма |
7 | Уэльс | Достопримечательности, символика, флаг, герб | 2 | Просмотр фильма |
8. | Работа над проектом «Карта Великобритании, достопримечательности» | Работа над проектом «Карта Великобритании, достопримечательности» | 2 | Составление презентаций, постеров |
9. | Выдающиеся люди Великобритании | Уильям Шекспир, Адмирал Нельсон, Чарльз Дарвин, Маргарет Тэтчер, группа Битлз | 6 | Просмотр фильма, изучающее чтение, аудирование, прослушивание песен, викторины, тесты. |
10. | Культура, традиции Британии. Британцы. Какие они? | Основные черты характера. Английская вежливость. | 2 | Чтение текста и обсуждение предложенных ситуаций и высказываний великих людей о британцах. |
11. | Любимая еда британцев | Название блюд, меню, популярная еда в праздники | 2 | Устная речь по теме, кроссворд, составление меню для британцев. |
12. | Хэллоуин | История возникновения праздника, обряды, костюмы. | 1 | Информативное чтение, просмотр видеоролика, проект презентаций «Костюм на праздник» |
13. | Рождество | Традиции праздника, речь королевы, тайный смысл Рождества, рождественский пост. Что англичане называют «свинкой в одеяле»? Откуда пошел обычай целоваться под омелой? Кем был Санта-Клаус? | 3 | Чтение текста, беседа по прочитанному с использованием презентации, просмотр видеороликов, проект «Рождественский Адвент» |
14. | День Гая Фокса. День Святого Патрика. | Происхождение и история праздников, символ, традиционная кухня. | 1 | Аудирование, презентация, викторина. |
15. | День рождения королевы | Традиция праздника. | 1 | Просмотр фильма |
16. | Образование в Великобритании | Виды школ,правила поведения, колледжи и университеты | 2 | Изучающее чтение, схемы. |
17. | Итоговое занятие | Страноведческая викторина «Я знаю все о Британии» | 1 | |
Список литературы:
Аракин В.Д. История английского языка: Учебное пособие/Под ред. М.Д. Резвецовой. – 3-е изд.,испр. – М.:Физматлит, 2009. – 304 с.
Голицынский Ю.Б. Великобритания: Пособие по страноведению – СПб.: КАРО, 2008. - 480 с.
Нестерова Н.М. Страноведение: Великобритания – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 368 с.
Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии кратко: Книга для чтения на англ.яз. – М.: Ин. Язык; КДУ, 2007. – 256 с.
Письменная О.А. Окна в англоязычный мир (история, география, социальные аспекты, языковая ситуация). – М.: ООО «ИП Логос», 2005. – 544 с.
T. Wood The Ladybird Book of British History – Ladybird Books Ltd.