СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс»

МОУ «Гимназия № 29» г.о. Саранск РМ









Рабочая программа

элективного курса по мордовскому фольклору

7 класс










Составитель: учитель эрзянского языка

МОУ «Гимназия № 29»

Борискин В.П.









Саранск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения .Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам. Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим программа предлагает ознакомить школьников с образцами мокшанского и эрзянского фольклора. Курс рассчитан на 1 год обучения – 7 класс. Количество часов на год по программе: 34. Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану. Курс рассчитан на учащихся 7 класса в школах с мордовским или, смешанным по национальному составу, контингентом обучающихся.

Основные цели и задачи дисциплины:

Цель курса - показать специфику и многообразие этнической культуры мордвы, знакомить с мордовскими народными обрядами, обычаями, песнями, танцами, играми.

Задачи курса - дать представление об основных проблемах этногенеза и этнической истории мордвы, своеобразии материальной и духовной культуры мордовского народа и основных этапах ее развития.

дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

  • привить любовь к «малой» Родине – Республики Мордовии;

  • формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику,

  • создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

  • формировать интерес и любовь к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику;

  • формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.

Программа опирается на принципы:

  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.

  2. Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.

  3. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.

  4. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.

  5. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.

В результате изучения эрзянского фольклора ученик дол­жен знать:

  • значение термина «фольклор»;

  • виды фольклорных жанров;

  • названия обрядовых праздников;

  • отличительные особенности русского, мокшанского, эрзянского национальных костюмов;

  • различные виды народных промыслов мордвы;

  • различные виды мордовского народного искусства;

  • фольклорные традиции в мордовской литературе

В результате изучения эрзянского фольклора ученик дол­жен уметь:

  • пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;

  • исполнять народные (русские, мордовские) песни;

  • различать национальный орнамент костюма

  • находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров.























Тематическое планирование по мордовскому фольклору в 7 классе







№ занятия

                                Тема занятия

Кол-во часов


Кол-во часов

Примечание


                                 




1.

Фольклор

2 ч.

1


2.

Мордва- древнейший народ

3 ч.

1


3.

Виды поселений и жилищ мордвы

2 ч.


1


4.

Религиозные представления мордвы

3 ч.


1


5.

Мордовский народный костюм

4 ч.

1


6.

Домашняя утварь

2 ч.

1


7.

Семейно-обрядовый фольклор

4 ч.

1


8.

Песенные жанры

7 ч.

1



 Жанры народной прозы

4 ч.



10.

Детский фольклор

1 ч.

1


11.

Фольклорные традиции в литературе

2 ч.

1


Итого


34 ч.

1


               





























СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Фольклор. (2 ч.)

Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю, быт. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д.

Мордва- древнейший народ (3 ч.)

Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три небольшие этнографические группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

Численность мордвы составляет около миллиона. Она проживает в разных областях Российской Федерации, а также за рубежом. В перечне народов России мордва по численности занимает 7 место (впереди русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы).

Мордовский народ своей волей вошёл в состав Русского государства. Ещё до начала Великой Октябрьской социалистической революции народ крепко связал свою жизнь с русским народом. Ещё в 18 веке передовые русские учёные хотели начать обучать представителей мордовского народа грамоте, чтобы у мордвы были свои грамотные люди, чтобы росла и крепла дружба с другими народами

Виды поселений и жилищ мордвы. (2 ч.)

В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд(о) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. В традиционном быту, как правило, семья называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест данный обычай сохраняется и поныне.

Религиозные представления мордвы ( 3 ч.)

При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего обращает на себя внимание большое количество женских божеств: леса –Вирява, земли – Модава, воды – Ведява и др.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах обитания, т.е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения. Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общест-венными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т. п.)

Мордовский народный костюм (4 ч.)

Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Колорит и красочность мордовской вышивки

Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Характер вышивки мордовской женской одежды отражает признаки возраста и социального положения владельца, отличает праздничный костюм от обыденного.

Домашняя утварь (2 ч.)

Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком в древности, особое место занимает глиняная посуда.

Древние сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или удлинённое днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках . Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком в древности, особое место занимает глиняная посуда. Древние сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или удлинённое днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках.

Семейно-обрядовый фольклор (4 ч.)

Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.

Свадьба – одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Начинался свадебный цикл со сватовства – ладямо. Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Песенные жанры. (7 ч.)

Обрядовые песни. Мордовская обрядовая поэзия делится на календарно-обрядовую: зимние святочные песни, колядки, песни в дни масленицы, великопостные песни, песни вербного воскресенья, песни осеннего цикла и семейно-обрядовую: свадебные песни (парявтнемат, плачи, причитания, величальные песни, корильные песни, диалогические приговоры, полустихотворные импровизации), похоронные причитания.

Трудовые песни.

Исторические песни. В мордовской исторической песне можно выделить несколько циклов: песни о взятии Казани, о вхождении мордвы в состав русского государства в эпоху Ивана Грозного, многочисленные песни о борьбе народа с иноземными захватчиками, песни о Разине, песни о Пугачеве, песни о крещении мордвы, песни о Павле I.

Лирические песни. Мордовская лирическая песня возникла на национальной основе, однако на обогащение лирического репертуара заметное влияние оказало и ее взаимодействие с русской песенной культурой.

Исходя их идейно-тематического принципа мордовские лирические песни делятся на следующие группы: о создании мироздания и труде, молодежи и любви, семейной жизни, бурлаках, рекрутчине и солдатчине, разбойниках, переселенцах и отходничестве и песни социального протеста.

Мифические песни. Значительное место в мордовской устной поэзии занимают песни мифологического содержания – песни-мифы.

Из числа эпических песен мордовского народа древнейшими являются песни-мифы о мироздании, повествующие об образовании Земли.

В мордовском сказочно-мифологическом эпосе весьма широко распространены песни, повествующие также о земной девушке (Литове, Азравке, Элюве и т. д.), становящейся женою сына Громовика – Молнии.

Частушки. Из всех жанров народно-песенного творчества в наше время наибольшее распространение получила частушка. В народе ее называют по-разному (нурька морот – «короткие песни», сиде морот – «частые песни», кштима морот – «плясовые песни», морамань колга морот – «песни под гармонь»). Пение сопровождается игрой на музыкальных инструментах – гармонике, балалайке, гитаре.

Причитания. Причитания – это стихотворный лирический экспромт, проникнутый грустью, тоской и глубокими раздумьями. Произведения этого жанра тесно связаны с бытом трудового народа. Они способны вызвать чувства сострадания, любви и гнева.

Причитания органически связаны со свадебным и похоронным обрядами и бытуют только в их рамках.

Колыбельные песни. Колыбельные песни мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребенку. Эти песенки знакомя ребенка с внешностью, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо» – «Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня» – «Мур, мур, кисонька»).

Хороводные, игровые, плясовые песни.

Жанры народной прозы. (4 ч.)

Мифы. Истоки мифологии мордвы (мокши и эрзи) восходят к эпохе общности финно-угорских народов (примерно II – III тыс. до н.э.). Представления мордвы о мире, Вселенной во многом близки представлениям большинства индоевропейских и сибирских народов. Ряд вариантов зафиксирован и в мифах этнографических групп мордвы: шокши, терюхан, каратаев, существенно отличающихся друг от друга в языке, обрядах, костюме и т.д. В традиционных мифах у эрзи Верховным Богом – демиургом – является Чипаз (Бог Солнца), у мокши – Шкай, Шкабаваз (Бог Времени, Бог Солнца); у эрзи в роли демиурга позднее стал выступать сые Чипаза – Нишкепаз.

Сказки. Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Народная сказка – это эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.

Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно-фантастические сказки, бытовые сказки.

Легенды. Легенда есть устный мифологический или фантастический рассказ о каком-либо событии. Разнородные и сравнительно немногочисленные мордовские легенды можно сгруппировать в две основные тематические группы: о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми; о животных, растениях и их свойствах.

Предания. Предание – это созданный устно, имеющий установку на достоверность эпический прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов.

Как и легенды, предания создавались с установкой на достоверность. Отличие их в том, что взято в основу повествования – действительные или фантастические факты – и как они изображаются в предании или легенде. Для преданий мордвы, как и других народов, характерны следующие признаки: прикрепленность к месту, объекту; установка на достоверность; ретроспективность.

Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические и топонимические.

Детский фольклор. (1 ч.)

Детский фольклор. Эрзянские и мокшанские народные игры. Знакомство детей с мордовскими народными играми. Дать информацию о прошлом, передать традиции, свойственные менталитету народа, соответствовать детской природе, удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развитие воображения и творческих наклонностей

Фольклорные традиции в мордовской литературе. (2 ч.)

Фольклорные традиции в мордовской литературе. Повторение пройденного материала.












































Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Диски:

  1. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».

  2. Мы – Мордва!

  3. Писатели Мордовии.

  4. Эрзянь ёвкст.

  5. Аудиозаписи мордовских народных песен.

Стенды:

  1. Мордовский национальный костюм.

  2. Символика Мордовии.

  3. Карта Мордовии.

Портреты:

  1. Писатели и поэты Мордовии.

Уголки:

  1. Предметы быта и утварь древней мордвы.

  2. Украшения мордвы.

Журналы:

    1. «Мокша».

    2. «Сятко».

    3. «Якстерь тяштеня».

    4. «Чилисема».

















Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература:

  1. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. - М.: Искус­ство, 1971.

  2. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.

  3. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М.Е. Евсевьев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. – 384 с.

  4. Кевбрин, Б.Ф. Мотивы родной земли: духовная культура жителей Зубово-Полянского района Республики Мордовия: хрестоматия народной культуры / Б.Ф. Кевбрин, В.И. Рогачёв, А.Д. Шуляев. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. – 356 с.

  5. Лузгин, А.С. Промыслы Мордовии / А.С. Лузгин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. – 144 с.

  6. Маскаев, А.И. Мордовская народная эпическая песня / А.И. Маскаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964.

  7. Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.

  8. Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки / Н. Ф. Мокшин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. – 248 с.

  9. Мордва: Историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.

  10. Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев; под ред. В.М. Беляева. - М.: Наука, 1957.

  11. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К.Т. Самородов; [сост.: А.А. Долгачёв и А.Д. Шуляев]. – 2-е изд. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. – 384 с.

  12. Мордовское устное народное творчество: учеб. пособие. / редколл.: А.В. Алёшкин и др. – Саранск: Мордов. ун-та, 1987. – 288 с.

  13. Обряды и фольклор мордвы-мокши: теорияи практика проблемы / В.И. Рогочёв, А.Д. Шуляева, С.В. Богдашкина; под. ред. Б.Ф. Кевбрина, О.Е. Полякова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 381 с.

  14. Пинясов, Я.М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказ­ки / Я.М. Пинясов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961.

  15. Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Само­родов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.

  16. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Са­ранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.

  17. Шуляев, А.Д. Народть мяляфтомац пефтома / А.Д. Шуляев. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1993. – 256 с.





Дополнительная учебно-методическая литература:

    1. Ануфриева, Н. А. Родиноведение. Учебник для 5 класса / Н. А. Ануф­риева-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.

  1. Бабанский, Ю. Повышать эффективность урока / Ю. Бабанский // Народное образование, 1983. – №3.

  2. Исайкина, А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся. – Ковылкино, 2006.

  3. Мокшанско-русский словарь. 41000 слов. / Под ред. Б.А. Серебренникова, Ф.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. – М.: русский язык, Дигора, 1998.

  4. Мокшень кялень программат 1-4 классненди / Сёрмадозь Киреев В.Л., Ерёмкина А.Г. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.

  5. Морафтомань и мокшень кялень урокнень коряс методическяй руководствась. – Учительти пособия / М.Н. Ерусланкина, Л.И. Родькина, З.Т. Савинова, А.И. Исайкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.

  6. Начальнай классонди мокшень кялень методикать коряс программа / Сост. С.В. Богдашкина, Л.И. Кочеткова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002.

  7. Рогожина, В.Ф. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс) / В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. – Саранск, 2009.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!