СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационный материал по учебной дисциплине "Теоретические основы организации обучения в начальных классах"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал по учебной дисциплине "Теоретические основы организации обучения в начальных классах"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»



Согласовано Утверждаю

Председатель ЦМК Зам. Директора по УПР

_________ О.Д. Деремешко ________ Ульянова В.В.

«___»________ 2022 г. «___»________2022 г.






ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

МДК.01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах

подготовки специалистов среднего звена



Код специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)












г. Дальнегорск, 2022

Экзаменационный материал разработан на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. № 1353);

2. Учебного плана специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки), утвержденного 30.06.2020г.


Организация – разработчик:

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дальнегорский индустриально-технологический колледж»


Разработчики:

Пирогова Виктория Васильевна,

преподаватель КГА ПОУ «ДИТК»



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экзаменационный материал состоит из заданий, позволяющих оценить уровень освоения изучаемого материала, проверить полученные знания. Задания по своей структуре разнообразные, что позволяет осуществлять дифференцированный подход.

Задания разработаны конкретно, последовательно, технически грамотно и позволяют проверить знания и умения по данной дисциплине, способствуют формированию знаний по дисциплине, вырабатывают умения и навыки студентов, необходимые в практической деятельности.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена.

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине Теоретические основы организации обучения в начальных классах, является экзамен, в виде тестирования, развернутого ответа на вопрос и предоставления разработанного конспекта урока (внеклассного мероприятия).

Цель экзамена: определение уровня сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка) определяет следующие требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

иметь практический опыт:

анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;

проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

составления педагогической характеристики обучающегося;

наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

ведения учебной документации;

уметь:

находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;

анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;

знать:

особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;

требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;

программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;

вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

воспитательные возможности урока в начальной школе;

методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;

особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

основы обучения и воспитания одаренных детей;

основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания:

русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;

требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся;

методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся (по всем учебным предметам);

методику составления педагогической характеристики ребенка;

основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;

педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;

логику анализа уроков;

виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

Количество вариантов для обучающихся -1.

Условия выполнения – на занятии.

Время выполнения - 130 минут: теоретическая часть – 45 минут, развернутый ответ на вопрос – 3-5 минуты на одного студента (85 минут).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)

Группа № _____ «___»_______ 202__ г.

ФИО студента

_______________________________________________________________

Инструкция по выполнению:

В части А вам необходимо ответить на вопросы теста составленного по материалам дисциплины, изученных на занятиях и во время выполнения самостоятельной работы. Максимальное время выполнения задания – 45 мин.

Часть Б состоит из вопросов для развернутого ответа. Время на подготовку и представления ответа 3-5 минут.

Часть В, предусматривает предоставление конспекта урока по одну из предметов на выбор: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка, родной русский язык, родная литература.

_______________________________________________________________

ЧАСТЬ А

Вопрос 1. К группам универсальных учебных действий относят:

А) предметные, метапредметные, личностные

Б) познавательные, коммуникативные, регулятивные

В) личностные, познавательные, коммуникативные, предметные

Г) метапредметные, познавательные, коммуникативные, предметные

Вопрос 2. В основе данной технологии лежит процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть

А) технология развития критического мышления

Б) технология проблемного изложения

В) личностно-ориентированная технология

Г) проектная технология

Вопрос 3. Соотнесите термин и его определение

1. оценка

А. суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ

2. отметка

Б. условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или в баллах

3. учет

В. фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля

4. проверка

Г. процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения

5. контроль

Д. операция сопоставления сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами



Вопрос 4. При обучении детей с задержкой психического развития на уроках применяется:

А) индивидуализация и дифференциация

Б) увеличение количества часов на отдельные разделы программы

В) создание положительной атмосферы на уроке

Г) возбуждение интереса у обучающихся к изучению окружающей действительности

Вопрос 5. Этот документ позволяет получить первоначальное представление о учащемся, подобрать максимально выгодную стратегию взаимодействия с ним

А) Педагогическая характеристика

Б) Дневник обучающегося

В) Классный журнал

Г) Личное дело

Вопрос 6. Дополните недостающий компонент учебной деятельности.

1. Мотив.

2. Цель.

3. … …

4. Учебные действия.

Вопрос 7. Выберите правильный ответ

В соответствии с ФГОС НОО документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов   по классам (годам обучения):

А) Учебный план начального общего образования

Б) Программа формирования универсальных учебных действий

В) Примерные программы отдельных учебных предметов

Вопрос 8. Дополните определение

…    – форма организации обучения, чётко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.

Вопрос 9. Установите соответствие методов контроля

1. изложение

А) письменный

2.решение задач, примеров

Б) практический

3. опыты


4. беседа


5.диктант


6. изготовление изделий


7. сочинение


8. таблицы



Вопрос 10.  Что буквально означает понятие «коррекция»:

А) исправление;

Б) предназначение;

В) руководство;

Г) планирование.

Вопрос 11. Укажите основную форму организации учебной работы.

А) Экскурсия

Б) Индивидуальная работа

В) Урок

Г) Самостоятельная работа

Д) Факультатив

Вопрос 12. К достоинствам проблемного обучения относится… А) Развитие мышления учащихся Б) Большие затраты времени В) Слабая управляемость познавательной деятельности учащихся Г) Учет индивидуальных особенностей учащихся Вопрос 13. Целями обучения являются… А) Внедрение новшеств Б) Развитие обучаемых В) Использование диалоговых форм Г) Усвоение знаний, умений, навыков Д) Формирование мировоззрения

Вопрос 14.  Функциями процесса обучения являются …

А) образовательная, воспитательная, развивающая

Б) воспитательная, прогностическая, проектировочная

В) образовательная, воспитательная, объяснительная

Г) развивающая, образовательная, прогностическая

Вопрос 15. Учение понимается в дидактике как…

А) деятельность учеников

Б) взаимодействие учащихся и учителя

В) восприятие новых знаний

Г) формирование умений

Вопрос 16. В структуру учебной деятельности не входит …

А) формирование нравственных качеств и убеждений

Б) овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков

В) развитие мотивов учения

Г) овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами

Вопрос 17. Внеурочная форма организации обучения, направленная на формирование навыков самостоятельной работы, - это …

А) домашняя работа

Б) экскурсия

В) семинар

Г) консультация

Вопрос 18. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …

А) фронтальная

Б) бригадная

В) индивидуально-групповая

Г) классно-урочная

Вопрос 19. Универсальные учебные действия - это 

А) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Б) требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных государственных образовательных стандартов;

В) важнейший механизм реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленная в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей обществом и государством в области образования.

Вопрос 20. Суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся

А) обученность

Б) отметка

В) обучаемость

Г) оценка

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

А

А1

Б2

В3

Г4

Д5

А

А

Учебные задачи

А

урок

А12578

Б36

А

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

В

А

БГД

А

А

А

А

А

В

Г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов 32.

32-30 баллов – 5 (отлично)

29-25 баллов – 4 (хорошо)

26-19 баллов – 3 (удовлетворительно)

18-0 баллов – 2 (неудовлетворительно)

ЧАСТЬ Б

Перечень вопросов для развернутого ответа.

1. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

2. Универсальные учебные действия младших школьников.

3. Одаренные дети, особенности их выявления и обучения.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

5. Формы организации учебного процесса в начальной школе.

6. Анализ и самоанализ урока в начальной школе.

7. Этапы овладения знаниями младшими школьниками.

8. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

9. Мотивы учебной деятельности младших школьников.

10. Неуспеваемость младших школьников и пути ее преодоления.

11. Урок как основная форма организации учебного процесса в начальной школе.

12. Игровые технологии в начальной школе.

13. Требования к современному уроку в начальной школе.

14. Методы и приемы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности младших школьников.

15. Методы и приемы стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

16. Требования к уроку. Подготовка учителя к уроку.

17. Средства обучения.

18. Критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся.

19. Проблемное обучение.

21. Нетрадиционные уроки в начальной школе.

22. Проектная технология.

23. Технология развивающего обучения в начальной школе.

24. Составление психолого-педагогической характеристики младшего школьник.

Критерии оценивания ответа студентов:

Оценка «5» (отлично) ставится, если:

1. Материал изложен в четко определенной логической последовательности.

2. В ответе приводятся все необходимые понятия, даются их определения.

3. Речь отвечающего громкая, не содержит стилистических и иных ошибок, оговорок.

4. Даются четкие ответы на все дополнительные вопросы (без паузы).

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

1. Материал изложен в необходимой логической последовательности.

2. В ответе приводятся все существенные понятия и определения наиболее важных из них.

3. В речи нет грубых ошибок, оговорок.

4. Ответы на дополнительные и уточняющие вопросы даются после небольшой паузы (до 15 сек.), и правильные.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

1. Ответ содержит основную теоретическую информацию, хотя логическая последовательность может быть нарушена.

2. Отвечающий называет основные понятия, но при их определении допускает ошибки.

3. Отвечающий допускает ошибки, речь невыразительная, бедная.

4. Ответы на дополнительные, уточняющие вопросы даются после длительной паузы и (или) содержат негрубые ошибки, неточности.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

1. В ответе отсутствует необходимая теоретическая информация, нет логической связи между частями ответа.

2. Отвечающий не может назвать основные понятия и привести их определения.

3. Речь невыразительная, бедная, неинформативная.

4. Не может ответить на все, или большинство дополнительных и уточняющих вопросов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЧАСТЬ В

  1. Представьте конспект учебного занятия со всеми этапами учебной деятельности (для какого класса и по какому предмету студент выбирает самостоятельно)

  2. Работа представляется на бумажном носителе. Структура включает в себя: титульный лист, основной раздел, список использованных источников.

  3. Текстовые документы представляются в формате Word (doc.).

  4. Параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 2.0 см, правое – 1 см, шрифт TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25.

  5. Документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе.

Критерии оценивания конспекта учебного занятия

п/п

Параметры оценивания

Критерии оценивания конспекта

1

Общее

впечатление

целостность, целесообразная логика: организационная четкость, оптимальный ритм; реализация воспитательной, образовательной и развивающей функции занятия: качество оформления конспекта.

2

Целеполагание

четкость и конкретность в определении целей и задач; диагностичность и реалистичность целей и задач.

3

Структура

занятия

соответствие структуры типу занятия, логическая последовательность и взаимосвязь этапов.

соотнесение структуры занятия с выбранной технологией обучения.

4

Содержание

занятия

соответствие содержания возрасту обучающихся;

соответствие содержания материала и его объем заявленным целям и форме занятия;

соответствие содержания выбранной технологии обучения;

актуальность содержания; познавательная и практическая ценность содержания; интеграция с разными областями знаний; опора на субъектный опыт учащихся.

5

Мотивация


создание нестандартных ситуаций; формирование личной заинтересованности; реализация практической значимости содержания; обращения к ярким фактам; опора на занимательность; наличие оценивания как метода повышения учебной активности и учебной мотивации.

7

Методы и

приемы

обучения

Обоснованность выбора методов и приемов обучения; разнообразие и эффективность, соответствие возрасту обучающихся.

9

Рефлексия

занятия

наличие критериев оценки результата деятельности; привлечение обучающихся к анализу и оценке процесса и результата деятельности; эффективные приемы рефлексии.

10

Структура

конспекта


обоснованность, рациональность, информативность, эффективность практического применения на занятии, соблюдение параметров оформления

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»










Конспект урока по предмету «……………»

по теме «………………»









Студента: ФИО

Курса:

Группы:





2022

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформление конспекта урока


Тема:

Класс:

Цель урока:

Задачи урока:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:


Тип урока:

Методы и приёмы:

План и этапы урока:

Ход урока.

Этапы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!