СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационные билеты

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные экзаменнационные билеты предназначены для итоговой аттестации на 2 курсе по окончанию изучения курса Физики.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационные билеты»


I. Паспорт комплекта оценочных средств


1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины Физика.

Задания построены на материале тем разделов:

Тема 1. Механика

Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика

Тема. 3 Электродинамика

Тема 4. Квантовая физика

Тема 5. Эволюция Вселенной

Цель: Контроль усвоенных обучающимися знаний и навыков по физике. В ходе работы проверяется уровень усвоения знаний и овладения умениями

1 уровень

  • Умения описывать физические явления ( например, явление теплопередачи), опыты, иллюстрирующие эти явления. Знание отдельных фактов истории физики.

  • Знание названия приборов и области их применения ( например, амперметр - прибор для измерения силы тока).

  • Знание буквенных обозначений физических величин, их единицы измерения

2 уровень

  • Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления.

  • Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи

  • Знание и понимание определенной физических величин

  • Знание единиц физических величин, их определений

  • Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.


3 уровень

  • Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений

  • Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений

  • Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характеристики этой связи

  • Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы.

  • Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.

  • Иметь представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о волновой, квантовой, корпускулярной теории света)


Структура задания:

К сдаче экзамена допускаются студенты, имеющие оценку и лекционные материалы по всем темам. Экзамен проводится по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий, которые включают в себя 1 теоретический вопрос и 1 качественную задачу, 1 задачу. Ответы на теоретические вопросы предполагают контроль знаний обучающихся, их умений ориентироваться в учебном материале, степень, глубину понимания. Работа со вторым заданием предполагает контроль умений обучающихся доказательно объяснять решение задачи по технической механике. Третье задание предусматривает проверку знаний и контроль умений обучающихся доказательно объяснять решение задач.

Правила оценки результатов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

1.      Обнаруживает полное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.

2.      Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения.

3.      Технически грамотно выполняет , чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.

4.      При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

5.      Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.

6.      Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

1.      Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

2.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

1.      Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.      Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

3.      Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

4.      Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

1.      Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

2.      Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу

3.      При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
















Задания для обучающихся.


  1. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

  2. Механическое движение и его виды. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Графики движения

  3. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

  4. Силы в природе Сила тяжести. Сила упругости. Вес. Сила

  5. Импульс тела .Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса

  6. Работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии

  7. Статика .СТО.

  8. Основные положения МКТ. Основные понятия МКТ.Температура. Способы измерения температуры.

  9. Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева–Клапейрона). Изопроцессы.

  10. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха

  11. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

  12. Электрический заряд. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

  13. Проводники и диэлектрики.

  14. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

  15. Электрический ток. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Закон Ома для полной цепи.

  16. Электрический в различных средах Полупроводники электролиз.

  17. Магнитное поле. Сила Лоренца. Сила Ампера. Магнитная индукция. Явление электромагнитной индукции.

  18. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

  19. Механические колебания. Маятники. Резонанс.

  20. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Производство, передача энергии

  21. Механические волны. Электромагнитные волны.

  22. Изобретение радио. Развитие средств связи.

  23. Законы отражения и преломления света. Свойства света

  24. Линзы. Построение в линзах

  25. Фотоэффект и его законы. Состав ядра. Постулаты Бора. Лазеры.

  26. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и методы их регистрации. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

  27. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика.





Эталон ответов.


Устный ответ на «5»

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Объяснение изменения внутренней энергии на основе знаний о молекулярном строении вещества. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Формула для расчета количества теплоты.

Все тела состоят из молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом. 

Вследствие этого они обладают одновременно кинетической и потенциальной энергией.

Эти энергии и составляют внутреннюю энергию тела.


Таким образом, внутренняя энергия - это совокупность кинетической энергии движения и потенциальной энергии взаимодействия всех частиц, из которых состоит тело.

Любое тело обладает запасом внутренней энергии, так как его молекулы непрерывно движутся и взаимодействуют.

Внутренняя энергия характеризует тепловое состояние тела.

Внутренняя энергия зависит:

·          От температуры, так как чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы, тем больше кинетическая энергия молекул

·          От рода вещества, так как молекулы разных веществ взаимодействуют по-разному

·          От состояния вещества, так как молекулы в разных состояниях взаимодействуют и движутся по-разному


СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ


Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами.

1)    Теплопередача.  При передаче телу энергии – его внутренняя энергия увеличивается, при отъеме – уменьшается.

Передача тепла всегда осуществляется от более нагретого тела к менее нагретому телу.

При увеличении температуры увеличивается скорость движения молекул Þ увеличивается кинетическая энергия молекулÞ увеличивается внутренняя энергия тела.

Количество теплоты – энергия, которую получает или отдает тело в процессе теплопередачи.

Q=cm(t2-t1) -количество теплоты при нагревании и охлаждении, где 

с - удельная теплоёмкость - физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 градус по Цельсию.

Удельная теплоемкость обозначается буквой c и измеряется в Дж/(кг 0 С).

Например, удельная теплоемкость воды равна 4200 Дж/(кг 0С): чтобы температура воды  массой 1 кг изменилась на 1 градус по Цельсию ей необходимо передать 4200 Дж энергии.


2)    Работа. Если работа совершается над телом, его внутренняя энергия увеличивается. Если работу совершает само тело, его внутренняя энергия уменьшается.

Например, при входе в атмосферу Земли, тела нагреваются (более мелкий сгорают) за счет того, что сила трения о воздух совершает работу на телом и его внутренняя энергия, а значит и температура увеличиваются.


2. Качественная задача: Сколько протонов Z и сколько нейтронов N в ядре изотопа урана ?

U 23592

Ответ: Нижний индекс указывает на порядковый номер элемента, порядковый номер определяет число протонов в ядре-Z=92. Верхний индекс определяет число нуклонов в ядре элемента. Чтобы найти число нейтронов, необходимо вычесть число протонов из числа нуклонов: N=235-92=143.


3. Задача.















Экзаменационный билет № 1

1. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и

теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы.

Физические теории.


2. Качественная задача по теме «Электростатика»: Как направлен вектор

напряженности электрического поля, созданного двумя одинаковыми по

модулю, но противоположными по знаку зарядами в точке А, одинаково

удаленной от зарядов.


3. Задача по теме «Молекулярно-кинетическая теория»:

Воспользовавшись таблицей Менделеева, определите относительную

молекулярную массу кислорода О2, метана СН4, сероводорода H2S.


Экзаменационный билет №2

1. Механическое движение и его виды. Относительность движения. Система

отсчета. Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.


2. Качественная задача по теме «Оптика»:

Почему глазам больно, когда ночью включают свет?


3. Задача по теме «Элементы квантовой физики».

Активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза за 8 суток.

Найти период полураспада.


Экзаменационный билет №3

1. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие

тел. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.


2. Качественная задача «Законы сохранения в механике»:

Железнодорожная платформа, движущаяся с некоторой скоростью,

сталкивается с другой платформой и останавливается. Буферная пружина

между платформами сжимается. Какие преобразования энергии

происходят в этом процессе?

3. Задача по теме: «Молекулярно-кинетическая теория»:

Определите количества вещества в 45 г воды?







Экзаменационный билет №4

1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

в природе и технике.


2. Качественная задача по теме «Электрический ток»:

На рисунке представлена зависимость силы тока от напряжения на

некотором сопротивлении. На каком участке выполняется закон Ома?



3. Задача по теме «Оптика».

Длина волны красного света в воздухе равна 700 нм. Какова длина волны

данного света в воде? Показатель преломления воды 1,33.


Экзаменационный билет №5

1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Невесомость.


2. Качественная задача по теме «Оптика»:

Чем объяснить игру света в драгоценных камнях?


3. Задача по теме «Элементы квантовой физики».

Активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза за 8 суток.

Найти период полураспада.


Экзаменационный билет №6

1. Силы трения скольжения. Сила упругости. Закон Гука.

2. Качественная задача по теме «Магнитное поле».

В однородное магнитное поле с индукцией В со скоростью V влетает

частица массой m и зарядом q перпендикулярно линиям магнитной

индукции. Как будет двигаться эта частица в магнитном поле?

3. Задача по теме «Механике».

Автомобиль проходит первую половину пути со средней скоростью

70 км/ч, а вторую — со средней скоростью 30 км/ч. Определить среднюю

скорость на всем пути.


Экзаменационный билет №7

1. Работа. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон

сохранения механической энергии.


2. Качественная задача по теме «Молекулярно-кинетическая теория».

На рисунке представлен график изменения давления в зависимости от

температуры для некоторой массы идеального газа. Как при этом изменился

объём газа?


3. Задача по теме «Закон Ома».

 ЭДС батарейки карманного фонарика равна 3,7 В, внутреннее сопротивление

1,5 0м. Батарейка замкнута на сопротивление 11,7 Ом. Каково напряжение на

зажимах батарейки?



Экзаменационный билет №8

1. Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

Превращение энергии при механических колебаниях.


2. Качественная задача по теме «Законы термодинамики».

Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при изохорном

нагревании?


3. Задача по теме «Применение закона сохранения импульса»

Пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 400 м/с, ударяется в  

преграду   и  останавливается.   Чему  равен   импульс,   полученный   пулей  

от преграды? Куда он направлен?





Экзаменационный билет №9

1. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее

экспериментальные доказательства. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-

кинетической теории идеального газа.


2. Качественная задача по теме «Магнитное поле».

В однородное магнитное поле с индукцией В со скоростью V влетает

частица массой m и зарядом q перпендикулярно линиям магнитной

индукции. Как будет двигаться эта частица в магнитном поле?


3. Задача по теме «Механика»:

Автомобиль проходит первую половину пути со средней скоростью 70 км/ч, а

вторую — со средней скоростью 30 км/ч. Определить среднюю скорость на

всем пути.


Экзаменационный билет №10

1. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа (уравнение

Менделеева–Клапейрона). Изопроцессы..


2. Качественная задача по теме «Динамика».

На рисунке показаны направления скорости и ускорения движущегося тела в

некоторый момент времени. Как направлена результирующая всех сил,

действующих на тело?


3. Задача по теме «Электродинамика».

Сколько времени будут нагреваться 1,5 л воды от 20°С до 100°С в

электрическом чайнике мощностью 600 Вт, если КПД, его 80%?.









Экзаменационный билет №11

1.Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность

воздуха.

2. Качественная задача по теме «Электромагнитные волны».

На каком физическом явлении основана радиолокация и для каких целей её

применяют?

3. Задача по теме «Удельное сопротивление».

Определить сопротивление медного контактного провода длиной 20км и

сечением 100мм2, если температура воздуха 313К


Экзаменационный билет №12

1. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

2. Качественная задача по теме «Строение атомного ядра»

Сколько протонов Z и сколько нейтронов N в ядре изотопа урана U 23592?

3. Задача по теме «Твердые тела и их превращение в жидкость»

С какой скоростью должна лететь свинцовая пуля, чтобы, ударившись о

преграду, расплавиться, если до удара температура пули была t = 127 °С?

При ударе на нагревание пули затрачивается η = 80% энергии пули

(остальная энергия рассеивается в окружающее пространство).

Удельная теплоемкость свинца с = 120 Дж/(кг • К), температура плавления

свинца tпл = 327 °С. Удельная теплота плавления λ = 2,5 • 104 Дж/кг.

Экзаменационный билет №13

1. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

2. Качественная задача по теме «Молекулярно-кинетическая теория».

На рисунке представлен график изменения давления в зависимости от

температуры для некоторой массы идеального газа. Как при этом изменился

объём газа?

3. Задача по теме «Механика»:

Автомобиль проходит первую половину пути со средней скоростью 70 км/ч, а

вторую — со средней скоростью 30 км/ч. Определить среднюю скорость на

всем пути.



Экзаменационный билет №14

1. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

2. Качественная задача по теме «Фотоэффект»

Катод вакуумного фотоэлемента освещается потоком монохроматического света. Что произойдет с максимальной кинетической энергией фотоэлектронов при увеличении частоты падающего светового излучения?

3. Задача по теме «Сила Ампера»

Определить силу тока в проводнике длиной 20 см, расположенному

перпендикулярно силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,06 Тл,

если на него со стороны  магнитного поля действует сила 0,48 Н.



Экзаменационный билет №15

1. Электрический ток. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Закон Ома

для полной цепи.

2. Качественная задача «Законы сохранения в механике»:

Железнодорожная платформа, движущаяся с некоторой скоростью,

сталкивается с другой платформой и останавливается. Буферная пружина

между платформами сжимается. Какие преобразования энергии

происходят в этом процессе?

3. Задача по теме «Сила Лоренца»

Определить силу, с которой однородное магнитное поле действует на

проводник длиной 20 см, если сила тока в нем 300 мА, расположенный под

углом 45o к вектору магнитной индукции. Магнитная индукция составляет

0,5 Тл.

Экзаменационный билет №16

1. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрический заряд и опыты,

иллюстрирующие это действие. Магнитная индукция.

2. Качественная задача по теме «Электромагнитные волны».

На каком физическом явлении основана радиолокация и для каких целей её

применяют?

3. Задача по теме «Первый закон термодинамики»

Газ при изотермическом расширении получил 10 кДж теплоты. Чему равна

совершенная газом работа?


Экзаменационный билет №17

1. Трансформатор. Холостой и рабочий ход трансформатора. Передача и

потребление электроэнергии.

2. Качественная задача по теме «Свойства жидкостей и твердых тел»

Чем отличаются агрегатные состояния веществ друг от другу?

3. Задача по теме «Работа и мощность электрического тока».

Кипятильник работает от сети с напряжением 125 В. Какая энергия

расходуется в кипятильнике за 10 мин, если через него за это время проходит

4000 Кл электричества?


Экзаменационный билет №18

1. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон

электромагнитной индукции. Правило Ленца.

2 Качественная задача по теме «Кинематика»

На рисунке представлен график зависимости тела от времени его движения. В

какой из следующих промежутков времени сумма сил, действующих на тело,

была постоянна и не равна нулю?


3. Задача по теме по теме «Закон Кулона»

Два шарика массами m = 0,1 г каждый подвешены в одной и той же точке на

нитях длиной l = 20 см каждая. Получив одинаковый заряд шарики разошлись

так, что нити образовали между собой угол  = 60 . Найти заряд каждого

шарика.


Экзаменационный билет №19

1. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера и сила Лоренца.

2. Качественная задача по теме «Законы термодинамики».

Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при изохорном

нагревании?

3. Задача по теме «Закон сохранения механической энергии»

Недеформированную пружину растягивают на Δl = 10 см. Определите работу

деформирующей пружину силы и силы упругости пружины, если для

растяжения пружины на Δl0 = 1 см требуется сила F0 = 2 Н


Экзаменационный билет №20

1.Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный

контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

2. Качественная задача по теме «Динамика».

На рисунке показаны направления скорости и ускорения движущегося тела в

некоторый момент времени. Как направлена результирующая всех сил,

действующих на тело?


3. Задача по теме по теме «Законы Ньютона»

С какой силой давит человек массой 70 кг на вертикальную спинку сиденья

автомобиля, который движется по горизонтальному участку с ускорением

3м/с2?


Экзаменационный билет №21

1. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

2. Качественная задача по теме «Свойства жидкостей и твердых тел»

Чем отличаются агрегатные состояния веществ друг от другу?

3. Задача по теме по теме «Силы в природе»

Два тела притягиваются друг к другу с силой 6.67*10-5 Н. Масса каждого тела

равна 20 тонн. Найти расстояние, на котором находятся тела.


Экзаменационный билет №22

1. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома.

Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Испускание и поглощение света атомами. Спектры.

2. Качественная задача по теме «Электрический ток»:

На рисунке представлена зависимость силы тока от напряжения на

некотором сопротивлении. На каком участке выполняется закон Ома?


3. Задача по теме «Свободное падение тел»

Высота свободного падения молота 2,5 м. Определить его скорость в момент

удара о сваю.



Экзаменационный билет №23

1. Квантовые свойства света. Фотоэффект и его законы. Применение

фотоэффекта в технике.

2. Качественная задача по теме «Молекулярно-кинетическая теория».

На рисунке представлен график изменения давления в зависимости от

температуры для некоторой массы идеального газа. Как при этом изменился

объём газа?


3. Задача по теме «Кинематика периодического движения»

Найти радиус вращающегося колеса, если линейная скорость точки на ободе

в 3 раза больше линейной скорости точки, лежащей на 40 см ближе к оси

колеса.

Экзаменационный билет №24

1. Состав ядра атома. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра атома.

Ядерные реакции. Ядерная энергетика.

2. Качественная задача по теме «Динамика».

На рисунке показаны направления скорости и ускорения движущегося тела в

некоторый момент времени. Как направлена результирующая всех сил,

действующих на тело?


3. Задача по теме «Ускорение»

Два тела массами 146 г и 870 г связаны тонкой нитью, переброшенной через

блок. Блок закреплен на краю горизонтального стола, по поверхности которого

скользит второе тело. С каким ускорением движутся тела? Коэффициент

трения о поверхность стола 0,77. Масса блока 645 г.

Ответ дать в единицах-СИ.



Экзаменационный билет №25

  1. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

2. Качественная задача по теме «Электростатика»:

Как направлен вектор напряженности электрического поля, созданного

Двумя одинаковыми отрицательными зарядами в точке В, одинаково

удаленной от зарядов.


3. Задача по теме «Механика»:

Автомобиль проходит первую половину пути со средней скоростью

70 км/ч, а вторую — со средней скоростью 30 км/ч. Определить среднюю

скорость на всем пути.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!