СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии в 8 классе в форме ОГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии в 8 классе в форме ОГЭ»

Инструкция к выполнению

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. При работе с текстом дайте полные ответы на вопросы. На выполнение работы отводится 180 минут.

Успехов в работе!

1. Задание 1. Система наи­бо­лее общих зна­ний в определённой об­ла­сти науки — это 

1) факт

2) эксперимент

3) теория

4) гипотеза

2. Задание 2. Благодаря какому из свойств липиды составляют основу плазматической мембраны клетки? 

1) высокая химическая активность

2) нерастворимость в воде

3) способность к самоудвоению

4) способность выделять много энергии

3. Задание 3. По способу питания цианобактерии (синезелёные) относят к 

1) гетеротрофным бактериям

2) автотрофным бактериям

3) бактериям-сапротрофам

4) бактериям-паразитам

4. Задание. Какие бактерии считают «санитарами планеты»? 

1) молочнокислые

2) гниения

3) уксуснокислые

4) клубеньковые

5. Задание. Растения отдела голосеменных не имеют 

1) шишек

2) плодов

3) семян

4) листьев

6. Задание. К насекомым с полным превращением относится 

1) кузнечик

2) тля

3) саранча

4) бабочка-капустница

7. Задание. Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?

 1) железы, которые вырабатывают молоко

2) кожа, которая поглощает кислород

3) глаза, которые различают цвета

4) скелет, который состоит из отделов

8. Задание. К рудиментам человека относят 

1) развитие хвостового отдела

2) развитие густого шерстного покрова

3) околоушные мышцы

4) многососковость

9. Задание. Чем образовано серое вещество спинного мозга? 

1) аксонами нейронов

2) телами нейронов и их дендритами

3) сократительными волокнами

4) соединительной тканью

10. Задание. Функцию пи­та­ния и роста кости в тол­щи­ну выполняет 

1) жёлтый кост­ный мозг

2) красный кост­ный мозг

3) надкостница

4) губчатое вещество

11. Задание. Лейкоциты способны передвигаться за счёт 

1) ложноножек

2) сократительных волокон

3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха

4) сокращения сократительных вакуолей

12. Задание. Где кровь движется с наибольшей скоростью? 

1) в аорте

2) в капиллярах

3) в нижней полой вене

4) в верхней полой вене

13. Задание. Выберите вер­ное утверждение. 

1) в же­луд­ке не про­ис­хо­дит пе­ре­ва­ри­ва­ния белков

2) в же­луд­ке пе­ре­ва­ри­ва­ют­ся белки, жиры и углеводы

3) в же­луд­ке пе­ре­ва­ри­ва­ют­ся жиры, уг­ле­во­ды и нук­ле­и­но­вые кислоты

4) в же­луд­ке пе­ре­ва­ри­ва­ют­ся толь­ко белки

14. Задание. В раз­ви­тии утомления ра­бо­та­ю­щих мышц у че­ло­ве­ка ведущую роль играет 

1) ис­то­ще­ние запаса АТФ в ор­га­низ­ме в про­цес­се выполнения работы

2) тор­мо­же­ние нервных центров, ре­гу­ли­ру­ю­щих работу мышц

3) время на­ча­ла работы

4) на­рас­та­ние усталости в самих мышцах

15. Задание. К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки? 

1) серый

2) белый

3) чёрный

4) красный

16. Задание. Какой про­цесс ха­рак­те­рен для человека, на­хо­дя­ще­го­ся в со­сто­я­нии быст­ро­го сна? 

1) от­сут­ствие вос­при­я­тия внеш­них воздействий

2) сни­же­ние ча­сто­ты дыхания

3) по­вы­ше­ние дав­ле­ния крови

4) рас­слаб­ле­ние мышц

17. Задание. К каким последствиям может привести курение табака? 

1) к расширению мелких бронхов

2) к более редкому дыханию

3) к расширению кровеносных сосудов

4) к гибели клеток реснитчатого эпителия воздухоносных путей

18. Задание. Какое животное ведёт паразитический образ жизни? 

1) дождевой червь

2) малый прудовик

3) малярийный плазмодий

4) ланцетник

19. Задание. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

  1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб

2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб

3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж

4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб

 20. Задание. Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти роста кры­льев у на­се­ко­мых от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра (в °С), а по оси у — длина крыла (в мм)). Какое из нижеприведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно опи­сы­ва­ет дан­ную зависимость?

Если тем­пе­ра­ту­ра среды, в ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся насекомое, на­хо­дит­ся в ин­тер­ва­ле от 24 до 30 °С, то

 

1) кры­лья у на­се­ко­мо­го оста­ют­ся в за­ча­точ­ном состоянии

2) кры­лья уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­ре сна­ча­ла незначительно, а в конце очень резко

3) на­блю­да­ет­ся ин­тен­сив­ный рост кры­льев на всём ин­тер­ва­ле температур

4) кры­лья на­чи­на­ют мед­лен­но расти на всём ин­тер­ва­ле температур

21. Задание. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ект

Про­цесс

...

Пре­об­ра­зо­ва­ние внеш­не­го раз­дра­жи­те­ля

в нерв­ный им­пульс

Ра­бо­чий орган

Не­по­сред­ствен­ное вы­пол­не­ние ко­ман­ды

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) чувствительный нейрон

2) двигательный нейрон

3) нервный центр

4) рецептор

22. Задание. Верны ли следующие суждения о свойствах мышечных тканей человека? 

А. Основные свойства мышечной ткани – это возбудимость и проводимость.

Б. Стенки кровеносных сосудов, кишечника, мочевого пузыря образованы поперечнополосатой мышечной тканью.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Задание. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) эритроциты

2) плазма

3) лейкоциты

4) лимфа

5) тромбоциты

6) миоциты

24. Задание. Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) спинно-мозговые нервы

2) передний мозг

3) нервные узлы

4) спинной мозг

5) черепно-мозговые нервы

6) продолговатый мозг

25. Задание. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кро­ве­нос­ных сосудов, для ко­то­ро­го он характерен. Для этого к каж­до­му элементу пер­во­го столбца под­бе­ри­те позицию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

ПРИЗНАК         

ТИП КРО­ВЕ­НОС­НЫХ СОСУДОВ

A) кровь дви­жет­ся к сердцу

1) артерия

Б) кровь дви­жет­ся от серд­ца    

2) вена

В) стен­ки образованы одним слоем плос­ких клеток

3) капилляр

Г) через стен­ки осуществляется газообмен


Д) кровь в со­су­дах движется под самым вы­со­ким давлением


 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

26. Задание. Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 

1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2) стекание из почек мочи по мочеточникам

3) поступление мочи в мочевой пузырь

4) прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи

27. Задание. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя

2) внутренняя

3) фермент

4) гормон

5) антитело

6) селезёнка

7) надпочечник

8) поджелудочная железа

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 


28. Задание. У чле­ни­сто­но­гих су­ще­ству­ет не­сколь­ко ос­нов­ных мор­фо­ло­ги­че­ских признаков, по ко­то­рым их делят на круп­ные так­со­но­ми­че­ские группы.

 

А. Рас­чле­нен­ность тела:

1. тело со­сто­ит из боль­шо­го числа оди­на­ко­вых члеников,

2. тело де­лит­ся на не­сколь­ко чётко раз­ли­чи­мых от­де­лов (тагм).

 

Б. Ко­ли­че­ство круп­ных от­де­лов (тагм):

1. тагм нет,

2. две тагмы (головогрудь и брюшко),

3. три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

В. Ко­ли­че­ство хо­диль­ных ко­неч­но­стей (конечностей на груд­ном сегменте), включая видоизменённые:

1. три пары,

2. че­ты­ре пары,

3. пять пар,

4. боль­ше пяти пар.

 

Г. Устрой­ство глаз:

1. есть два слож­ных (фасеточных) глаза,

2. есть не­сколь­ко про­стых глаз.

 

Д. На­ли­чие крыльев:

1. кры­лья есть,

2. кры­льев нет.

 

Внимательно рас­смот­ри­те кар­тин­ку и определите, какие при­зна­ки (по приведённой выше классификации) име­ют­ся у изображённого на ри­сун­ке животного.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

29. Задание. Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) О каких группах запрещённых препаратов говорится в тексте (перечислите эти группы)?

2) К каким последствиям для здоровья спортсмена может привести приём анаболиков?

3) С какой целью принимает запрещённые мочегонные средства штангист, если известно, что по правилам соревнований побеждает тот, кто поднимет наибольший вес при наименьшей собственной массе тела спортсмена?


ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА

 

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приёма добиться улучшения спортивных результатов. 

Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.

 Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещённые вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам. 

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счёт мочегонных средств.

 Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печёночную недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

30. Задание. Учёные вы­яс­ни­ли степень ак­тив­но­сти действия ами­ла­зы на крах­мал в за­ви­си­мо­сти от температуры. В 4 про­бир­ки налили по 5 мл 5% рас­тво­ра крахмала. Через 10 минут в каж­дую пробирку ка­па­ют по 0,5 мл раз­бав­лен­ной слюны и до­бав­ля­ют по 2 капли йода.

Ответьте на вопросы:

1) Какой вывод можно сде­лать об ак­тив­но­сти воздействия ами­ла­зы на крах­мал в за­ви­си­мо­сти от температуры?

2) О чём го­во­ри­ло исследователям ис­чез­но­ве­ние окраски раствора?

3) От ка­ко­го ещё фак­то­ра может за­ви­сеть активность фер­мен­тов в пи­ще­ва­ри­тель­ной системе человека?

31. Задание. Какие функ­ции вы­пол­ня­ет кожа человека? На­зо­ви­те не менее 4 функций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!