Экскурсия в Геологический музей им. А.А. Чернова института геологии Коми НЦ УрО РАН
Тема: Полезные ископаемые Республики Коми
Цель: Познакомить с полезными ископаемыми Республики Коми, развить интерес к геологии, любовь к природе.
Возраст: 5-7 класс
Руководитель(студент): Шорина Л.В.
Время проведения – 45 мин.
Ход:
СЛАЙД 1. Состав земли.
Земля состоит из ядра, мантии и земной коры.
Ядро состоит в основном из никеля и железа. Вещество мантии находится в твердом состоянии из-за большого давления. Твердая верхняя оболочка Земли – земная кора. Неровности земной поверхности называют рельефом.
Земная кора состоит из горных пород. Горные породы состоят из минералов. Например, кварц, слюда, полевой шпат образуют гранит.
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.
Слайд 2. Внутреннее строение Земли.
Ядро – центральная часть земного шара.
Температура 3000-4000 градусов. Состоит из плотного тяжелого вещества, предположительно железа.
Мантия (от греческого «мантия» - покрывало, плащ) . 80% объема Земли. Вещество твердое, в верхней части пластичное.
Земная кора - самая тонкая, твердая наружная оболочка Земли. На ее долю приходится 1 % массы земного шара. Здесь живут и трудятся люди. В разных местах земную кору пронизывают шахты, из которых берут тысячи образцов, которые позволили определить состав и строение земной коры.
Слайд 3. Из чего состоит земная кора.
Земная кора состоит из горных пород и минералов.
А сегодня мы научимся определять, описывать горные породы по разным признакам и классифицировать по их происхождению.
Основная часть
Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.
Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
Слайд 4. Гранит.
Рассмотрим самую распространенную горную породу - гранит. (Рассмотрим в музее).
Как мы видим, состоит горная порода гранит из трех минералов: кварца, слюды и полевого шпата.
У нас в музее есть образцы горных пород и минералов.
Вопрос учащимся: Чем они отличаются друг от друга? Какие они?
Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность.
Слайд 5. Фото различных минералов и горных пород.
Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения.
Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?”
– Самая настоящая, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Слайд 6. Горные породы по происхождению.
Магматические горные породы - могут образовываться на поверхности Земли. Такие горные породы называются излившимися, потому что они образуются из остывшей лавы. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы состоят из мелких кристаллов. Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности Земли в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и неорганические. Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.
Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения осадочных или магматических горных пород. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Например, из мягкого мела и известняка образуется более твердый мрамор, а сыпучие кварцевые пески и рыхлый песчаник превращаются в прочную зернистую горную породу – кварцит. Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
В пластах горных пород можно найти остатки и отпечатки растений и животных.
(Рассмотрим в музее).
Слайд 7. Происхождение горных пород.
Рассматриваем горные породы.
Слайд 8. Полезные ископаемые.
Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми. (Например: соль, нефть, газ, золото, алмазы и др.).
Заключение
Давайте подведем итог. Что нового вы узнали сегодня? С какими горными породами и полезными ископаемыми познакомились?
Содержание практических заданий:
Задание № 1.
Рассмотреть любую горную породу.
Опишите горную породу, которая у вас имеется, по этому плану (может совпадать 2–3 признака).
План описания горной породы:
Рыхлая, сыпучая.
Легко ломается руками или не ломается.
Однородная.
Слоистая или нет.
2.
Задание № 2.
I. Охарактеризуйте горную породу.
План характеристики.
Кристаллическая или зернистая?
Твердость: твердая или мягкая?
Масса: легкая или тяжелая.
Наблюдаются ли остатки организмов?
Итоги экскурсии.
Ожидаемый результат:
знать / понимать:
уметь:
Определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения;
Давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.