СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия конспект

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия конспект»

Экскурсия в Геологический музей им. А.А. Чернова института геологии Коми НЦ УрО РАН

Тема: Полезные ископаемые Республики Коми

Цель: Познакомить с полезными ископаемыми Республики Коми, развить интерес к геологии, любовь к природе.

Возраст: 5-7 класс

Руководитель(студент): Шорина Л.В.

Время проведения – 45 мин.

Ход:

СЛАЙД 1. Состав земли.

Земля состоит из ядра, мантии и земной коры.

Ядро состоит в основном из никеля и железа. Вещество мантии находится в твердом состоянии из-за большого давления. Твердая верхняя оболочка Земли – земная кора. Неровности земной поверхности называют рельефом.

Земная кора состоит из горных пород. Горные породы состоят из минералов. Например, кварц, слюда, полевой шпат образуют гранит.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

Слайд 2. Внутреннее строение Земли.

Ядро – центральная часть земного шара.

Температура 3000-4000 градусов. Состоит из плотного тяжелого вещества, предположительно железа.

Мантия (от греческого «мантия» - покрывало, плащ) . 80% объема Земли. Вещество твердое, в верхней части пластичное.

Земная кора - самая тонкая, твердая наружная оболочка Земли. На ее долю приходится 1 % массы земного шара. Здесь живут и трудятся люди. В разных местах земную кору пронизывают шахты, из которых берут тысячи образцов, которые позволили определить состав и строение земной коры.



Слайд 3. Из чего состоит земная кора.

Земная кора состоит из горных пород и минералов.

А сегодня мы научимся определять, описывать горные породы по разным признакам и классифицировать по их происхождению.



Основная часть

Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.

Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.



Слайд 4. Гранит.



Рассмотрим самую распространенную горную породу - гранит. (Рассмотрим в музее).

Как мы видим, состоит горная порода гранит из трех минералов: кварца, слюды и полевого шпата.

У нас в музее есть образцы горных пород и минералов.

Вопрос учащимся: Чем они отличаются друг от друга? Какие они?

Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность.



Слайд 5. Фото различных минералов и горных пород.



Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения.

Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?”

– Самая настоящая, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.



Слайд 6. Горные породы по происхождению.

Магматические горные породы - могут образовываться на поверхности Земли. Такие горные породы называются излившимися, потому что они образуются из остывшей лавы. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы состоят из мелких кристаллов. Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.

Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности Земли в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и неорганические. Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения осадочных или магматических горных пород. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Например, из мягкого мела и известняка образуется более твердый мрамор, а сыпучие кварцевые пески и рыхлый песчаник превращаются в прочную зернистую горную породу – кварцит. Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.



В пластах горных пород можно найти остатки и отпечатки растений и животных.

(Рассмотрим в музее).



Слайд 7. Происхождение горных пород.

Рассматриваем горные породы.



Слайд 8. Полезные ископаемые.

Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми. (Например: соль, нефть, газ, золото, алмазы и др.).



Заключение

Давайте подведем итог. Что нового вы узнали сегодня? С какими горными породами и полезными ископаемыми познакомились?



Содержание практических заданий:

Задание № 1.

Рассмотреть любую горную породу.

Опишите горную породу, которая у вас имеется, по этому плану (может совпадать 2–3 признака).

План описания горной породы:

  1. Рыхлая, сыпучая.

  2. Легко ломается руками или не ломается.

  3. Однородная.

  4. Слоистая или нет.

2.

Задание № 2.

I. Охарактеризуйте горную породу.

План характеристики.

Кристаллическая или зернистая?

Твердость: твердая или мягкая?

Масса: легкая или тяжелая.

Наблюдаются ли остатки организмов?

Итоги экскурсии.

Ожидаемый результат:

знать / понимать:

  • Основные понятия урока;

  • Основные виды горных пород и минералов;

уметь:

  • Определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения;

  • Давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!