Подгото- вительный | Маршрут данной экскурсии полностью соответствует экскурсии, проведенной в ноябре и сентябре. Это необходимо для сравнения живой и неживой природы в разные сезоны года. В начале экскурсии проводится инструктаж о правилах поведения в лесу. 1 остановка – смотровая площадка во внутреннем дворике школы. С этого места отрывается панорама с севера на юго-восток станицы, хорошо виден лес и поляны: – Ребята, вспомните, какой был лес ранней и поздней осенью? – Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени? – Что особенного вы заметили в лесу на осенней экскурсии? – Как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья на зиму? - Посмотрите, пожалуйста, вокруг, как вы думаете, какова цель нашей сегодняшней экскурсии? - Какие стихи о зиме приходят вам на память?- Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете? До экскурсии учащимся даются карточки с заданиями. Класс делится на 3 группы. | Вспоминают правила поведения в лесу. Дети отвечают. - Узнать о зимних изменениях в природе. Формирование цели экскурсии | Предметные: научатся: определять понятие «явления природы», основные свойства воздуха и воды; получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, сознавать важность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения |
Основное содержание экскурсии | Наблюдения за неживой природой. –Как расположено солнце? Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью? Давайте с помощью наших «ловушек для облаков» определим тип облаков и облачность. Остановка 2. В школьном дворе под деревьями. Чем покрыта земля зимой? Что такое атмосферные осадки? Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля? –Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.Что вы слышите?Какое у вас ощущение от зимнего леса? –Поймайте снежинку на рукавичку (или найти на снегу отдельные снежинки, если осадков не будет) и рассмотрите ее, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой?Попробуйте зарисовать снежинку (зарисовывают в фенологических дневниках). Наблюдения за живой природой. Остановка 3. - Найдите следы на снегу. Чьи они? Как вы догадались?Каких зимующих птиц вы знаете?Что человек должен сделать для них зимой?Опишите внешний вид зимующих птиц (дятла, вороны, синицы), их жизнь в зимнем лесу. Как мы должны о них заботиться? В кормушки для птиц насыпается корм. Отмечаются следы птиц на снегу, зарисовываются в дневник наблюдений. Ребята, а что происходит с растениями зимой? –Посмотрите на деревья. Какие они? – Почему? – Посмотрите внимательно на все деревья, окружающие нас. На какие две группы мы можем их разделить? По какому признаку вы разделили деревья на эти группы? Какие же деревья остались на зиму с листьями (хвоинками)?Найдите ель и сосну (хвойные). Сравните ель и сосну. --- Какие еще хвойные растения растут в нашем школьном дворе? - ребята, а давайте попробуем определить деревья по коре. По цвету, текстуре, плотности кора деревьев разная и даже с помощью зарытых глаз, можно определить, какое дерево перед нами. Настало время выполнить задания в группах. - Ну, что, замерзли? Давайте поиграем! Игра «Угадай, где». Учитель называет животное, нужно будет угадать, может ли оно выжить в нашем регионе зимой, или нет. Дети хлопают в ладоши, если могут, если «нет», то топают ногами. Остановка 4. Школьный сад. Граница снежного наста и травянистого покрова. - Ребята, обратите внимание, что под снегом трава живая и растет. Давайте поищем первоцветы. Рвать первоцветы - | Отвечают на вопросы учителя Рассматривают снежинку. Зарисовывают. – Без листьев. – Листопадные и вечнозеленые. - Птичьи следы Отвечают. Отмирают однолетние растения, остальные травянистые зимуют под снегом. - Ель и сосна, туя. Выполняют задания в группах. Докладывают о проделанной работе. Туя, можжевельник, плосковеточник Ребята пробуют определить деревья с закрытыми и открытыми глазами Нельзя! - хором | Предметные. Обучающиеся: закрепят знания по теме «живая и неживая природа», понятие «явления природы»; ознакомятся с сезонными явлениями природы; ознакомятся с необычными явлениями природы. Метапредметные. Учащийся получит возможность закрепит умения: Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение проводить несложные наблюдения, сравнивать состояние неба осенью и зимой; проводить несложные наблюдения; умение классифицировать объекты, выделять основание для классификации; умение выделять признак для сравнения, сопоставлять данные справочника и реальными объектами наблюдения, классифицировать объекты живой природы по общему признаку; использовать знания, полученные на уроках географии и окружающего мира о животных разных стран и климатических зон Регулятивные: понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно определять и формулировать тему урока. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; осуществлять взаимный контроль. Личностные. Развить у учащихся: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику. |
Постэк- скурсион- ный | В ходе обобщающей беседы выясняются изменения, которые происходят в неживой и живой природе с приходом зимы. Что мы наблюдали на экскурсии? Что нового узнали? Как вы это узнали? Что вы для этого делали? Какие изменения в природе вы заметили? Давайте вспомним приметы февраля Вывод: жизнь в природе зимой продолжается. Первая половина февраля относится к коренной зиме. Световой день значительно добавился, птицы оживились. Далее учитель предлагает красочно и информативно оформить работу в фенологическом дневнике | Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД : - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |