Дата: 15.08.23
Предмет: Окружающий мир
Школа: МБОУ СОШ №4
Класс: 3 «А»
Учитель: Радченко Наталья Васильевна
Тема: «Чему учит экономика»
Цель: познакомить с понятием «экономика», выделить отдельные части (отрасли) экономики.
Задачи:
Образовательные:
- мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»;
- познакомить с понятиями «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
- показать роль экономики в жизни детей
Развивающие:
- развивать умение группировать, анализировать, обобщать;
- развивать навыки рациональной организации труда.
Воспитательные:
- воспитывать понимание того, что богатство – это результат большого труда;
-воспитывать трудолюбие, ответственность.
Формируемые УУД:
Личностные:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
- развитие общеучебных компетенций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метопредметные:
- раскрытие и формирование понятия экономики и её роли в жизни
Предметные:
- умение ставить учебную задачу;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Оборудование: Учебник по окружающему миру Плешаков А.А. 3 класс , карточки производственной цепочки , карточки с названиями отраслей экономики.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Славена Валерьевна и сегодня урок у вас проведу я.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Надеюсь, вы будете в хорошем настроение на протяжении всего урока. Сядем ровно и красиво, покажите, как должны сидеть настоящие ученики.
Минутка календаря
У: Ребята, какой месяц сейчас на улице?
О: Февраль
У: Верно, а какой праздник отмечается в феврале?
О: 23 февраля – день защитника отечества.
У: Верно, а вы знаете происхождение этого праздника?
О: Нет
У: Сейчас я вам расскажу. Впервые дата 23 февраля стала праздничной в 1919 году. Тогда ее назвали Днем Красного подарка и приурочили к годовщине боев первых красноармейских частей с немецкими войсками.
У: А кого мы поздравляем в этот праздник?
О: Своих пап, мужчин, военнослужащих
У: Верно, мы поздравляем не только наших пап, но и военнослужащих. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии – почётная обязанность каждого российского мужчины.У многих ребят папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.
Игра – «Синоптик»
У: Ребята, какая погода за окном? (ответы детей)
(учитель информирует детей о температуре на улице, осадках, облочности)
Самоопределение к деятельности
У: Ребята, послушайте стихотворение
Великая радость - работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли - за трудом!
У: О какой потребности человека идёт речь?
О: О труде
У: Для чего нужен труд?
О: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви
У: Так откуда же берётся одежда, продукты и всё, чего изначально не было в природе? На этот вопрос вы ответите , послушав ещё одно стихотворение:
Экономику - науку –
Не придумаешь от скуки.
Чтобы лучше понимать,
Как хозяйством управлять,
Нам нужны ее ученья
Для дальнейшего уменья.
У: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (об экономике)
У: Верно, тема сегодняшнего урока «Для чего нужна экономика».
У: Какие цели поставим сегодня на урок? (узнать, что такое экономика, для чего она нужна)
5.Открытие нового знания
У: Прочитаем определение слова «экономика» в толковом словаре (ученик читает с презентации)
О: Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг.
У:В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» – правило, закон. Буквально – «правила ведения хозяйства»
У: Из предыдущего раздела вы узнали о том, что нужно растениям для жизни и развития. А что необходимо человеку?
О: Предположения детей. (воздух, пища, одежда, жильё, транспорт, книги…, Образование, медицинское обслуживание, любовь, помощь близких)
У: Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ.
У: Ребята, откройте учебники на 39-ой странице и прочитайте 2-ой абзац о потребностях. (ученик читает вслух)
6.Физминутка
Поднимает руки класс
Поднимает руки класс —
Это «раз», (Потягивания под счет учителя)
Повернулась голова —
Это «два». (Движения головой)
Руки вниз, вперед смотри -
Это «три». (Приседания)
Руки в стороны по шире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте)
Игра «Отгадай потребности».
(на презентации стихотворение и учитель читает вслух)
-Я лежу болею
Сам себя жалею.
У: О какой потребности идёт речь в данных строках?
О: О потребности в медицине
-Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.
-Выучи, Алёшенька, таблицу умножения.
У: О какой потребности идёт речь здесь?
О: О потребности в образовании.
-Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
У: О какой потребности говорится здесь?
О: О потребность в покупке посуды.
У: У разных людей разные потребности, и каждый их удовлетворяет по – разному.
У: Ребята, как вы думаете, что производят люди для удовлетворения своих потребностей?
О: Товары
У: Верно, откройте учебник на 40-ой странице , найдите и прочитайте определение потребностей.(ученик читает вслух)
У: Но не все товары мы можем ощутить, потрогать.
Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется услугами.
-Что такое услуги прочитайте в уч. на 40-ой странице.(ученик читает вслух)
- В чём отличие товара от услуги?
О: Услуга, в отличие от товара, не обладает материальной формой, но тоже имеет большую ценность
У: Ребята, давайте сыграем в Игру: «Товар - Услуга».
У: хлопните в ладоши, если товар , если услуга – топните ногами.
Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску. (У)
Вы зашли в аптеку и купили лекарство. (Т)
Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо. (Т)
Вы едете в автобусе. (У)
Вам доставили почту. (У)
Вы зашли в магазин и купили продукты. (Т)
- Назовите еще вам известные услуги. (маникюр, чистка дома, мытьё машины)
У: А сейчас мы поговорим о том, из каких частей состоит экономика как сфера человеческой деятельности:
(объясняя, учитель вешает на доску карточки с названиями)
У: Сельское хозяйство - дает сырье, необходимое для производства разнообразных продуктов питания, обуви, одежды, текстиля.
Строительство снабжает людей удобным жильем и общественными зданиями: школами, детскими садами, театрами, спортивными клубами.
Промышленность выпускает все товары, которые так необходимы нам в быту.
Транспорт осуществляет перевозку людей, грузов, строительных материалов.
Торговля обеспечивает продажу всех товаров, которые производятся отраслями.
У: Давайте вспомним , какие природные материалы превращаются в вещи?(ответы детей)
У: Ребята, давайте вместе составим производственную цепочку (ученики по очереди выходят к доске и составляют по картинкам)
Вырубка леса=производство бумаги=готовая книга
Лес вырубается и транспортируется на завод, где производится бумага
Когда бумага изготовлена, её отправляют в типографию
В типографии на бумаге печатают книгу
Добыча глины=труд гончара=готовая посуда
В карьере добывают глину и перевозят её на завод
На заводе гончары расплавляют глину и делают из неё посуду
Красивую посуду упаковывают и доставляют в магазин для продажи
Стрижка овец=получение ткани=готовая одежда
Стадо овец стригут для шерсти
Шерсть доставляют на фабрику и делают из неё шерстяную ткань
Шерстяную ткань отправляют в ателье и шьют из неё готовую одежду
У: Ребята , я предлагаю вам отгадать загадки об экономике:
1.Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (монета)
2. Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. (деньги)
3. На товаре быть должна,
обязательна …. (цена)
4. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно. (весы)
5. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
6. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
7. Работа в тетради.
Давайте откроем рабочие тетради на 23-й станице и выполним задания № 1,3,4,5,6(сколько успеют, остальное на дом).
8. Итоги урока
У: Для чего нужна экономика?( Чтобы удовлетворять наши потребности.)
У: Зачем вам нужны знания по экономике? ( Чтобы знать, какими потребностями она может меня обеспечить.)
У: Что такое потребности?
У: С помощью чего люди удовлетворяют свои потребности?
У: Что такое товары? Что такое услуги?
9.Рефлексия
«Волшебная шкатулка» -
У: Ребята, я держу в руках волшебную шкатулку, давайте отправим в неё самое лучшее , что было на уроке, что же мы будем класть? (хорошее настроение, новые знания)
У: А что мы не будем класть в шкатулку? (плохое настроение, ошибки и тд)
10. Д/з: У – стр. 38-41
РТ – стр. 24 №7