I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. Постановка проблемы | – Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными? - Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века? - Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века? - Как вы думаете, действительно ли в Российской империи происходила модернизация в экономической сфере по типу европейской модернизации? | Отвечают на вопросы. Пытаются определить проблему урока и высказываются по поводу ее решения | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Устные ответы Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Рассказ учителя и анализ документа Беседа Беседа Работа с текстом Рассказ учителя Заполнение таблицы Рассказ учителя и работа с текстом | 1. Первый вопрос излагает учитель, используя документ учебника «Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.» и задания к нему. 2. Учитель даёт классу задание прочитать второй раздел § 2 и ответить на вопросы: почему Российское государство активно вмешивалось в экономику? - Что включал в себя государственный сектор экономики? В чём была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частным лицам)? В чём отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны? 3. Далее учитель говорит, что ещё одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Затем учитель сообщает, что активным сторонником привлечения в экономику иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Потом учитель сообщает, что у идеи привлечения в страну иностранного капитала было много противников, и задаёт вопросы: как вы думаете, какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какая из этих точек зрения кажется вам более убедительной? 4. Изучение данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по Новой истории: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца? Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма. 5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника. Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчёта по итогам работы землеустроительных комиссий с 1907 по 1911 г., помещённой в хрестоматии на с. 4—5. | Анализируют документ, делают выводы Слушают учителя, читают второй раздел § 2 и отвечают на вопросы. Учащиеся предполагают, в чём причины этого явления. Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все причины и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли экономики шло проникновение иностранного капитала. Учащиеся читают документ на с. 13 учебника и отвечают на поставленные к нему вопросы. Вспоминают изученный материал по Новой истории, отвечают на вопросы учителя Выполняют задания в рабочей тетради (§ 2, задание 3) либо заполняют таблицу «Монополистические объединения России начала ХХ в.». По ходу объяснения выделяют и записывают характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX века. Должны быть чётко выделены ключевые фразы: оскудение центра (понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России); неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения. | Работа в парах Индивидуальная работа Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Устные ответы Устные ответы. Записи в тетради. Устное задание Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Учащиеся получают задание в рабочей тетради выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6). Дается задание проанализировать проблему данного урока и установить каким образом происходила модернизация в России. | Учащиеся делают задание. Затем полученные ответы обсуждаются в классе Анализируют проблему урока и пытаются на нее ответить | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Каковы были особенности российской экономики в начале ХХ в? - Назовите основные формы государственного вмешательства. - Каковы причины привлечения иностранного капитала в страну? Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6). Темы докладов и сообщений: 1. Железнодорожное строительство в России в начале ХХ в. 2. Денежная реформа С. Ю. Витте. 3. Монополистический капитализм в России и его особенности. 4. Роль общины в жизни крестьян. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |