СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология, РП, 5 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экология, РП, 5 класс»

Пояснительная записка


Курс экологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса экологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения экологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (34 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса.



Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Цели

Изучение экологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Экология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

  • взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.



Предметные результаты

Экология

В результате изучения курса экологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания экологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой экологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления экологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник научится различать среды жизни, их экологическую характеристику, виды животных и растений, обитающих в этих средах, их основные приспособительные признаки к своей среде обитания.

Выпускник научится распознавать по внешним признакам растения и животных разных сред обитания, сравнивать и находить черты сходства и различия, видеть приспособительные признаки животных и растений к среде обитания; работать с дополнительной литературой, делать выводы, вести наблюдения; соблюдать правила поведения в природе.





Выпускник получит возможность научится

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • расширить представления учащихся о растительном мире; показать взаимосвязи между растениями и окружающей средой; сформировать знания о рациональном пользовании богатствами природы.

  • Ознакомиться с многообразием и целостностью природы; единством природы и человека; взаимосвязью объектов , явлений и процессов природы.


Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования




Общие положения


Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5-8 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и

биотическими.

Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.


При изучении экологии растений растительный мир рассматривается в неразрывном единстве с другими компонентами окружающей среды , что позволяет сформировать у учащихся представление о целостности мира , раскрыть взаимосвязи и их закономерности, существующие в природе.

Содержание программы направлено на воспитание экологической культуры: на понимание в природе, места и роли человека в окружающей среде, формирование у учащихся убежденности в необходимости охраны природы в своем крае, в стране, на всей планете.

Основное внимание уделяется экологическим адаптациям животных различных видов к условиям обитания, взаимодействию животных с другими членами биоценозов и их роли в естественных и созданных человеком экосистемах.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.


Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемах как совокупности абиотических и биотических компонентов, обладающих новыми свойствами. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы. Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Человек – это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна. Данный курс разработан в соответствии с задачами. В нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической и географической областей знаний. Курс содержит краеведческий материал, углубляет и расширяет знания обучающихся об объектах живой природы, о явлениях, происходящих в ней. А также содержит интересную информацию об экологических особенностях животных Удмуртии. Последовательность тем способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах Познание ребѐнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Вводный курс даѐт обобщѐнные представления о жизни на Земле, о еѐ возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5-8 классов в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена ―понятийная сетка‖, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтѐн в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для еѐ расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле? Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса экологии для основной школы.


Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.



Уроки проводятся в форме лекций, семинаров, с использованием ИКТ и наглядных пособий.




Основное содержание тематического плана экология 5 класс

Тематический блок, тема учебного занятия


Количество часов


Введение

История развития представлений о возникновении живых организмов

Биология- наука о живом. Разнообразие живых организмов

Продолжительность жизни живых организмов.

Знакомство с микроскопом.

Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

6

Размножение живых организмов

Воспроизводство себе подобных

Половое и бесполое размножение

Потомство от одного или двух родителей

Размножение растений

Изучение строения семян фасоли.

Зародыш растений

Однополые и двуполые живые организмы Расселение потомства у животных и растений

8

Взаимодействия живых организмов

Почему всем хватает места на Земле

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия

Растения корм и для хищников.

4

Дыхание живых организмов

Разнообразие клеток многоклеточных организмов

Необходимость дыхания

Круговорот веществ в природе

3

Жизнь в сообществах

Природное сообщество

Живые организмы в сообществах

Человек –часть живой природы.

3



Основное содержание тематического плана экология 6 класс


Тематический блок, тема учебного занятия


Количество часов


Введение

Среда обитания. Условия существования. Экология растений. Экологические сообщества

1

Свет в жизни растений

Для чего нужен свет растениям

Экологические группы растений по отношению к свету

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Влияние света на строение листьев. Регуляция условий освещения. Экология растений

Условия существования. Взаимное влияние

Воздушное питание. Растения длинного и короткого дня. Нейтральные растения. Светолюбивые растения. Тенелюбивые растения. Теневыносливые растения. Эфемероиды. Глубокий покой. Летнезелёные растения

Вечнозелёные растения. Влияние света на строение листьев

4

Тепло в жизни растений.

Для чего нужно тепло, его источники. Температура тела растений. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Температурные границы. Промораживание. Вторичное цветение. Точечные термометр. Вегетационный период. Тепловые пояса. Полюс холода

3

Вода в жизни растений

Для чего нужна вода растениям. Поступление и удерживание воды в растениях. Экологические группы по отношению к воде. Влаголюбивые растения. Растения с умеренным увлажнением. Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой

4

Воздух в жизни растений

Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений. Приспособления ветроопыляемых растений. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Приспособление семян к переносу ветром. Засухоустойчивые растения. Сернистый газ. Серная кислота. Кислотные дожди. Ветровал. Бурелом

Флагообразная крона. Разнос семян и плодов. Перекати-поле.

3

Почва в жизни растений

Что такое почва, для чего она нужна растениям

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. Улучшение почв человеком. Состав почвы. Почвы : супесчаные, песчаные, суглинистые

Азотное голодание. Азотолюбивые. Солёновыносливые растения.

3

Животные и растения.

Животные-опылители. Распространение плодов и семян. Растительноядные животные. Растения-хищники. Опыление: насекомыми, птицами, млекопитающими. Растительноядные животные. Выпас. Луговая ветошь. Растения хищники, эпифиты

2

Влияние растений друг на друга

Прямые влияния растений друг на друга

Влияние растений через изменения среды. Круговорот веществ. Сожительство растений и их болезни.

Времена года в жизни растений. Фенология. Растения полупаразиты, паразиты. Корневые присоски. Затенение

Конкуренция. Фитоклимат. Сапротрофы. Круговорот веществ. Строение гриба. Микоризы. Фитофторы

5

Изменение растений в течение жизни

Возраст растений, как его определить. Периоды жизни растений. Где и как обитают растения

Разнообразие жизненных форм растений. Растительное сообщество, его состав. Разнообразие растений

Строение и изменение растительных сообществ

Воздействие человека на растительность

Редкие и охраняемые территории. Глубокий покой

Вынужденный покой. Весеннее сокодвижение

Фенологические фазы. Возраст растений

Почвенный запас семян. Торчок. Период молодости и зрелости. Широкая и узкая приспособленность растений

Жизненные формы: Полукустарники, кустарники, деревья, травы. Устойчивость растительных сообществ

Корабельные рощи. Мачтовые сосны. Видовой состав растительных сообществ. Обилие вида. Плотность вида

Господствующие виды. Формула древности. Опустынивание. Эрозия. Заповедники. Заказники. Красная книга

9



Основное содержание тематического плана экология 7 класс

Тематический блок, тема учебного занятия


Количество часов


Роль животных в природе

Влияние растительноядных животных на растения

Роль животных в опылении и размножении растений.

Растения – укрытия и жилища для животных

Роль животных в образовании горных пород и почвы

Влияние животных друг на друга. Грубая растительная пища. Растительные паразиты. Хищные паразиты. Нектароядные птицы. Насекомые опылители. Расселение растений. Гнездо. Дупло. Маскирующая окраска. Осадочные породы. Коралловые рифы. Гуано

Животные землерои. Почвообразование

5

Условия существования животных

Среда обитания и условия существования

Предельные условия существования животных. Пища животных . Способы добывания пищи. Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных. Температура среды обитания. Свет в жизни животных. Жилища животных. Среда обитания. Условия существования

Изменчивость условий. Максимально низкая и максимально высокая температура. Гетеротрофы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофиты. Копрофаги

Пассивное и активное питание. Животные – фильтры Тора. Внешние и внутренние паразиты. Формы активного питания. Содержание воды. Поступление воды в организм. Солёность. Выделение и испарение воды. Дыхание. Окисление. Газовый состав атмосферы

Содержание кислорода воде. Дыхание водных животных. Холоднокровные животные. Двигательная активность. Спячка и оцепенение. Органы зрения

Дневные и ночные животные. Нора. Логово. Лежбище

Гнездо. Проходные рыбы

9

Животный мир суши

Животные тундры. Животные лесов умеренной зоны

Животные степей, саванн и прерий. Животные пустынь. Животные тропических лесов. Животные горных областей. Птичьи базары. Перелётные птицы

Лемминг. Северные животные. Тайга. Смешенные леса

Широколиственные леса. Лесная подстилка. Степи. Прерии. Саванны. Травянистая растительность

Копытные животные. Ядовитые животные. Рептилии.

засушливость

6







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!