СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

*Экология и мы* Экологический кружок.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«*Экология и мы* Экологический кружок.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольчинская средняя общеобразовательная школа №3

Лазовского муниципального округа Приморского края





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

Сокольчинская СОШ № 3

_______Карбышева Н.Г. _____________2021 г.






ЭКОЛОГИЯ И МЫ


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности


Возраст учащихся: 12 - 14 лет

Срок реализации программы: 1 год









Пелипенко Галина Васильевна

учитель биологии










с. Сокольчи

2021год

РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242, Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ (Л.Н. Буйлова, М.2015), Положением о блоке дополнительного образования и с соблюдением требований СанПин 2.4.4.3172-14.

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека. Понять, что человек-часть живой природы, его назначение-познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами, понять необходимость сохранения всего многообразия жизни, раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов, понять современные проблемы экологии, осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности, вызвать стремление принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении экологических проблем. Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Экология и мы» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области экологии и здоровья человека. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Учебные задачи, решаемые этим курсом, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы и своего здоровья не подлежит сомнению.

Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.

Направленность программы естественнонаучная.

Уровень освоения базовый.



Отличительные особенности

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой - даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых - родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Адресат программы

Возраст обучающихся от 12 до 14 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Общая продолжительность образовательного процесса составляет 153 часа, определяется на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Форма проведения занятий очная (аудиторная) - групповая

Количество обучающихся в группах: 12-15 человек.

Режим занятий - 3 занятия в неделю по 1 часу и 1 занятие в неделю по 1,5 часа (время одного занятия включает 45 минутучебного времени и обязательный пятнадцатиминутный перерыв для отдыха и проветриванияпомещения)



1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Воспитание духовно-нравственной личности. Привитие навыков здорового образа жизни. Расширение экологических знаний. Повышение культуры взаимоотношений с окружающей средой.

Задачи программы:

Воспитательные:

- воспитывать чувство долга, любви к природе, умение беречь и охранять природу родного края;

- воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее изучению, охране и воспроизведению;

- воспитывать единство экологического, эстетического, трудового и нравственного воспитания;

- воспитывать умение беречь своё здоровье и здоровье своих родных и близких;

- формировать восприятие красоты окружающего мира, чувства сопричастности, сострадания, трудолюбия, любви к своей малой родине.

Развивающие:

- развивать творческую, познавательную и созидательную активность учащихся;

- развивать устную речь учащихся, умение выступать перед аудиторией;

- развивать память слуховую и зрительную, внимание, воображение, логику, мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключение);

- развивать самостоятельность, сообразительность, инициативность, творчество, коммуникативность, любознательность, наблюдательность, креативность.  


Обучающие:

- формировать основы экологического мировоззрения и культуры;

- расширять представления о предметах и явлениях природы, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- учить детей наблюдать за состоянием окружающей среды нашей местности.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1-го года обучения

Фрагмент учебного плана программы «Экология и мы»

№ 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Предмет и задачи кружка

3

3



2

Красота и здоровье человека

20

14

6


2.1

Это важно знать в любом возрасте

Здоровый образ жизни Творчество и долголетие

5


3

2

тест

2.2

Искусство отдыхать

Здоровый образ жизни моей семьи

5

3

2


2.3

Природная среда - источник инфекционных заболеваний

5

5



2.4

Вредит ли курение красоте?


5

3

2

Тест

3


Культура питания, как фактор определяющий красоту и здоровье человека

8

5


3


3.1

Зачем нужны овощи и фрукты

Здоровое питание

4

2

2

Тест

3.2

Влияние антиоксидантов на наш организм

4

3

1

Тест

4

Экология питания

12

9

3


4.1

Что мы едим?

4

4


презентация

4.2

Трансгенные продукты питания

«за» и «против»

4

3

1

Лаборатор-ная работа

4.3

Пища, как источник энергии

4

2

2

Лаборатор-ная работа

5


Алкоголизм, табакокурение, наркомания

Болезни химической зависимости

8


3

5



5.1

Влияние алкоголя и табака на организм человека

4

2

2

Практичес-кая работа

5.2

Вредным привычкам

- нет!


4

1

3

Практичес-кая работа

6


Пищевые добавки  Жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить?

30

22


8


6.1

Полезные и неполезные продукты

5

5


презентация

6.2

Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки

5

5


презентация

6.3

Что такое пища?  Питательные вещества и продукты питания

5

3

2

Практичес-кая работа

6.4

Химические элементы живого организма

Органические и неорганические вещества в живом организме

5

3

2

Практичес-кая работа

6.5

Вода и растворы, их влияние на здоровье человека

Роль воды в живых организмах 

5

3

2

Тест

6.6

Красота и гармония нашего тела   

Питание и здоровье человека

5

3

2

Тест

7

Экология и здоровье человека

40

26

14


7.1

Экология человека Понятия «здоровье» и «болезнь»

Показатели здоровья человека

5

2

3

Измерение биометрии-ческих показателей

7.2

Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды

5

5


наблюдение

7.3

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

5

3

2

Исследова-тельская работа

7.4

Среда жилого и рабочего помещения

Экология жилища

5

3

2

Исследова-тельская работа

7.5

Факторы экологического неблагополучия

в жилых помещениях и здоровье человека

5

5


наблюдение

7.6

Биологические ритмы человека

5

3

2

Проект

7.7

Культура здорового образа жизни

5

3

2

Проект

7.8

Методы оздоровления

Фитотерапия, ароматерапия, гидротерапия, закаливание, массаж

5

2

3

Практичес-кая работа

8


Современные проблемы экологических воздействий на организм

32


20


12



8.1

Экологические проблемы  современности

4

2

2

Тест

8.2

Антропогенное загрязнение атмосферы

4

2

2

Тест

8.3

Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека

4

3

1

Тест

8.4

Антропогенное воздействие на почвенный покров

4

4


наблюдение

8.5

Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды

4

2

2

Исследова-тельская работа

8.6

Биологические загрязнения и здоровье человека

4

4


наблюдение

8.7

Химические загрязнения и здоровье человека

4

2

2

Тест

8.8

Экологические проблемы и их влияние на человека

Возможные пути решения проблем

4

1

3

Круглый стол


Итого:

153

102

51





Содержание учебного плана 1-го года обучения

Фрагмент содержания учебного плана программы «Экология и мы»

1. Раздел: Введение. Предмет и задачи кружка.

   Теория: Общее знакомство с организмом человека. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.  Наука валеология. Беседа, рассказ учителя. Презентация: «Общее знакомство с организмом человека».

2. Раздел: Красота и здоровье человека

2.1 Тема: Это важно знать в любом возрасте. Здоровый образ жизни. Творчество и долголетие

    Теория: Золотые правила всех времен и народов. Дискуссия «Парадоксы вашего здоровья». Причины демографических показателей. Связь здорового, активного образа жизни с долголетием.

Практика: Семинар: «Вы знаете, что могли бы жить дольше лет на десять?»

Вопросы для обсуждения на семинаре.

1. Сколько может жить человек: факты и прогнозы.

2. Старение как процесс.

3. Другие биологические факторы и старение.

4. Окружающая среда и долголетие.

2.2 Тема: Искусство отдыхать

       Теория: Что такое утомление и как его предупредить?  Усталость - одна из форм утомления.  Существует ли лекарство от усталости? Режим дня.  Ежедневный отдых. Активный отдых. Гигиена труда. Отдых в праздничные дни и во время каникул.

Практика: Анкетирование: «Умеем ли мы отдыхать?». Лабораторная работа: «Влияние положения тела на результат деятельности». Демонстрация фотографий, рисунков, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека. Примерный режим дня для учащихся 6-9 кл.

2.3 Тема: Природная среда - источник инфекционных заболеваний

  Теория: Понятие инфекционных заболеваний, их классификация.

Реферативная работа учащихся по выявлению наиболее распространенных заболеваний в нашем селе.  Выяснение причин заболевания ими человека. История эпидемий. Влияние изменения погоды на здоровье человека.  

2.4 Тема: Вредит ли курение красоте

      Теория: Никотин и алкоголь - грозные враги красоты. Почему вы курите?  Как отвыкнуть от курения?  Вредные привычки и их преодоление. Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек.

Практика: Анкетирование: «Выявление склонностей учащихся к вредным привычкам».

3. Раздел: Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека

3.1 Тема: Зачем нужны овощи и фрукты

    Теория: Десять главных фруктов и овощей. Что нужно знать, чтобы овощи и фрукты приносили нам пользу? Антиоксиданты, мешающие развитию таких недомоганий, находящиеся в овощах и фруктах (яблоки, томаты и др.).  Обеспечим свой организм нужными витаминами и микроэлементами. Семь правил домашней диетологии. 

Практика: Анкетирование: «Как вы питаетесь?», «Правильно ли вы питаетесь?»

3.2 Тема: Влияние антиоксидантов на наш организм

Теория: Как держать процесс старения в узде.  Предпочтение свежих и замороженных фруктов и овощей консервированным. Соки, помогающие бороться со старением. Сырые продукты - наибольшие содержатели антиоксидантов. Продукты, содержащие наибольшее количество каратиноидов, бета-каротина и лютеина. Антиоксидантные флавониды.

Практика: Практическая работа: «Как правильно  сохранить антиоксиданты в приготавливаемых овощах».


4. Раздел: Экология питания

4.1 Тема: Что мы едим?

    Теория: Состав пищи. Рациональное питание. Ингредиенты пищевых продуктов. Питательные вещества и добавки. Соотношение питательных веществ в продуктах. Группы продуктов по основному питательному веществу. Рациональное питание.      

4.2 Тема: Трансгенные продукты питания «за» и «против»

Теория: Генетически модифицированные продукты питания. Проблемы, связанные с их потреблением. Трансгенные методы. Оценка новых продуктов питания. Примеси, загрязняющие пищу. Нитраты, нитриты, пестициды, соли металлов. Хранение и упаковка продуктов питания.   Пищевые добавки и лекарственные препараты. Консерванты, ароматизаторы.

Практика: Лабораторные работы.

1. Определение качества продуктов питания.

2. О чем рассказала упаковка.

4.3 Тема: Пища как источник энергии

Теория: Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи. Физиологические нормы и режим питания. Питание и двигательная активность. Воздействие двигательной активности на организм человека. Нормы питания взрослых людей. Режим питания.   Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков. Режим питания подростков. Значение белков, жиров, углеводов в детском питании. Предупреждение гиповитаминозов у детей.

Практика: Лабораторные работы.

1. Энергозатраты человека при физических нагрузках.

2. Дневной рацион подростков.



5. Раздел: Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости

5.1 Тема: Влияние алкоголя и табака на организм человека

Теория: Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия.

Практика: Практическая работа: «Работа со статистическими данными».

5.2 Тема: Вредным привычкам - нет!

Теория: Курение Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.

Практика: Практическая работа: «Выявление курящих подростков»

Наркомания, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.

6. Раздел: Пищевые добавки.  Жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить?

6.1 Тема: Полезные и неполезные продукты

Теория: Чем напичканы наши сосиски и пельмени? Презентация, видеофильм.

6.2 Тема: Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки

Практика: Презентация, видеофильм.

6.3 Тема: Что такое пища?  Питательные вещества и продукты питания

Теория. Пи́ща (еда́) — то, что едят, чем питаются — любое вещество, пригодное для еды и питья живым организмам для пополнения запасов энергии и необходимых ингредиентов для нормального течения химических реакций обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.

Практика: Практическая работа: «Составление суточного рациона питания».

6.4 Тема: Химические элементы живого организма.   Органические и неорганические вещества в живом организме

Теория. Роль и значение микро - и макроэлементов в организме.

Практика. Практические работы: № 1 «Обнаружение крахмала в растительных продуктах», № 2 «Обнаружение жира в животных  и растительных тканях»


6.5 Тема: Вода и растворы, их влияние на здоровье человека

Теория: Роль воды в живых организмах.  Растворы солей и их роль в живых организмах. Жизненный цикл клетки.

Практика. Презентация, видеофильм.

6.6 Тема: Красота и гармония нашего тела.   Питание и здоровье человека

Теория. Здоровье - состояние полного физического, психического духовного и социального благополучия.

Виды здоровья: соматическое, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, индивидуальное здоровье, популяционное здоровье, репродуктивное здоровье.

Здоровье - состояние, имеющее границы.

Количество здоровья определяется уровнем функционального состояния систем организма и суммой их резерва.

Резервы здоровья - максимальное количество физиологических возможностей органов и систем органов.

Признаки здоровья: устойчивая иммунная система, рост и развитие организма, резервы здоровья, отсутствие заболеваний, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Практика: Тест «Мы есть то, что едим». Презентация, видеофильм

7. Раздел: Экология и здоровье человека

7.1 Тема: Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь»

Теория: Показатели здоровья человека.

Практика. Презентации подготовленные учащимися.

7.2 Тема: Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды

Теория: Демонстрация видеофильмов

7.3 Тема: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

Теория. Последствия влияния загрязнения на организм человека трудно не заметить. Серьезной проблемой являются заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды. Они вызывают рост онкологических заболеваний, приводят к аллергическим реакциям. Сильно страдает иммунная система.

Практика. Исследовательская работа «Влияние загрязненности атмосферного воздуха в селе на здоровье человека».

7.4 Тема: Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища

Теория. Жилая среда включает целый ряд факторов риска: физические, химические, биологические, архитектурные, планировочные и др. Основные составляющие внутренней среды помещений: микроклимат помещения (те физические факторы, которые влияют на тепловое состояние организма: температура, влажность, движение воздуха и тепловое излучение), обеспечение необходимого объема воздуха, химическое загрязнение, ионизация воздуха жилых помещений, электромагнитные поля, радиоактивность в жилище, условия освещенности и акустики.

Практика. Исследовательская работа на тему: «Климат жилого помещения».

7.5 Тема: Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека

Теория. Демонстрация презентации.

7.6 Тема: Биологические ритмы человека

Теория. Биологические ритмы (биоритмы) - это периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые сами поддерживаются и воспроизводятся в любых условиях. Биоритмы бывают разные - от полуторачасовых до годовых. Более всего на работоспособность организма влияют суточные, или циркадные, ритмы.

Практика. Оформление папки на тему: «Здоровый образ жизни».

7.7 Теория: Культура здорового образа жизни

Теория. Культура здорового образа жизни - это способ жизнедеятельности, система социальных механизмов, формирующих мотивацию личности к сохранению и укреплению здоровья, которая зависит от типа господствующей культуры, природного и социального окружения, модели социальной политики государства, традиций.

Практика. Оформление папки на тему: «Здоровый образ жизни»

7.8 Тема: Методы оздоровления. Фитотерапия, ароматерапия, гидротерапия, закаливание, массаж.

Теория. Фитотерапия в косметологии. Массаж - как эффективное средство предупреждения и лечения многих болезней.   

Практика. Практическая работа: «Приемы оздоровления организма».

8. Раздел: Современные проблемы экологических воздействий на организм

8.1 Тема: Экологические проблемы современности

Теория. Виды экологических проблем. Глобальное потепление, загрязнение мирового океана, разрушение озонового слоя, загрязнение воздуха, загрязнение почвы, вырубка лесов и опустынивание.

Практика. Презентации.

8.2 Тема: Антропогенное загрязнение атмосферы

Теория. Антропоге́нное загрязне́ние окружающей среды - загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы веществами, микроорганизмами или энергией, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей и имеющее негативное влияние на окружающую среду. «Антропогенный» означает вовлеченность в процесс человека.

Практика. Круглый стол на тему: «Антропогенное воздействия человека на природу»

8.3 Тема: Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека

Теория. Важно понимать, что большинство солей тяжелых металлов попадают в окружающую среду антропогенным путем - в основном из выбросов добывающих и обрабатывающих предприятий, а также тепловых электростанций.

Самым объемным источником загрязнения являются сточные воды, которые сливаются в поверхностные водоемы с недостаточным уровнем очистки. Следующим путем внесения тяжелых металлов являются дымовые газы, которые осаждаются на поверхность земли и смываются с нее в источники воды. И еще одним, пожалуй, самым серьезным типом загрязнения являются воды, которые образуются при затоплении шахтных выработок, в таком случае происходит загрязнение даже подземных вод.

Практика. Презентации.

8.4 Тема: Антропогенное воздействие на почвенный покров

Теория. Основные виды антропогенного воздействия на почвы: эрозия (ветровая и водная), загрязнение, вторичное засоление и заболачивание, опустынивание, отчуждение земель для промышленного и коммунального строительства.

8.5 Тема: Организм человека - «концентратор» загрязнений окружающей среды

Теория. Очень опасным симптомом для человечества является то, что загрязнение воздуха повышает вероятность рождения детей с пороками развития. Запредельная концентрация вредных веществ в атмосфере вызывает преждевременные роды, новорождённые имеют малый вес, иногда рождаются мёртвые дети. Если беременная женщина дышит воздухом, содержащим повышенные концентрации озона и окиси углерода, особенно во второй месяц беременности, у неё в три раза повышается возможность родить ребёнка с таким пороком развития, как заячья губа, волчья пасть, дефектами сердечного генеза. Будущее человечества зависит от чистого воздуха, воды, лесных массивов. Только правильное отношение к природе позволит будущим поколениям быть здоровыми и счастливыми.

Практика. Исследовательская работа на тему: «Методики определения загрязнения окружающей среды».

8.6 Тема: Биологические загрязнения и здоровье человека

Теория. Сущность биологического загрязнения и как оно влияет на здоровье.

8.7 Тема: Химические загрязнения и здоровье человека

Теория. Сущность химического загрязнения и как оно влияет на здоровье.

Практика. Видеофильм.

8.8 Тема: Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем

Теория. Пути решения экологических проблем:

- правового (они включают в себя создание законов об охране окружающей среды);

- экономического (ликвидация последствий техногенного воздействия на природу требует серьезных финансовых вливаний);

- технологического;

- организационные;

- архитектурные.

Практика. Круглый стол на тему: «Экология и здоровье человека».

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будет готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

У обучающегося будет принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.

У обучающегося будет неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать и самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

Обучающийся будет знать и оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали.

Обучающийся будет знать, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

Обучающийся будет знать и оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Обучающийся будет знать и выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

Обучающийся будет знать и организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

 Обучающийся будет знать и сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Обучающийся приобретет деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.



Предметные результаты:

Обучающийся будет уметь использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек -общество - природа» и достижения устойчивого развития общества и природы.

Обучающийся будет уметь определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами.

Обучающийся будет уметь анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды.

Обучающийся будет уметь анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Обучающийся будет уметь понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды.

Обучающийся будет уметь анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;

Обучающийся будет уметь оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях.

Обучающийся будет уметь извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории.

Обучающийся будет уметь выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.




РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Помещение для учебных занятий в соответствии с Санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса. Часть занятий проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима проветривания. Часть занятий проводится на пришкольной территории, ограждённой забором, на площадке, с утрамбованным грунтом, либо беспыльным покрытием, выполненным из безвредного материала.

Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе.

Оборудование учебного процесса: наглядные материалы, лабораторные материалы, препараты для практических работ должны быть безопасными для здоровья детей.

Технические средства обучения: компьютер, интернет-ресурсы: ttps://www.youtube.com

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся учёных-биологов), видеофильмы, презентации.

- Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998.

- Козлов Н., Как относиться к себе и людям. - «Аст - пресс», 2003.

- Маккиавелли М., Татгуаж. - «Астрель», 2003. - 90с., ил.Мое здоровье, в моих руках»

- Мамонтов С.Г. «Основы биотехнологии»: Учебные материалы для учащихся. –  М.: НИИ содержания и методов обучения, 1991 г.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и мы» и анализа результатов деятельности разработан педагогический мониторинг.

Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – собеседование.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится четыре раза в год (октябрь, декабрь, март, май). Проекты, викторины, защита работ, проектов, конференции, тематическое чтение, собеседования, конкурсы.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой. Защита творческих работ и проектов, конференции, тематическое чтение, конкурсы, собеседования, экологические акции.

Критериями оценки уровня освоения программы являются:

- соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям;

- свобода восприятия теоретической информации;

- самостоятельность работы;

- осмысленность действий;

- разнообразие освоенных технологий;

- соответствие практической деятельности программным требованиям;

- уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;

- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе.

Проверка результатов обучения также осуществляется и во время занятий посредством:

- наблюдения педагога за воспитанниками и их практической деятельностью;

- бесед и опросов по изучаемым темам;

- творческих работ, представленных на выставках внутри коллектива. Результативность обучения определяется качеством выполнения текущих и итоговых заданий.

Форма подведения итогов реализации программы.

Выпуск стенгазеты с материалами и фотографиями, создание и презентация уголка «Экологический», дидактические игры, упражнения, викторины, выявляющие знания программного материала. Критерием служит усвоение знаний, умений, навыков по всем темам образовательной программы текущего года. При проверке результатов учитываются индивидуальные особенности воспитанников: характер, эмоциональность, темп развития. Большим стимулом для проявления творческой активности и заинтересованности обучающихся служат выставки и конкурсы внутри коллектива, открывающие возможность участвовать в районных мероприятиях, детские мастер – классы.

Уровень результативности определяется по трехбалльной шкале:

1. Достаточный. Ребёнок владеет знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой, умеет пользоваться ими в других видах деятельности.

2. Высокий. Воспитанник проявляет инициативу в организации игр, проводит экологические квесты, занимает активную позицию при подготовке и проведении экологических акций.

3. Недостаточный. Обучающийся не всегда знает экологические термины, неустойчивая жизненная позиция по отношению к проблемам своего здоровья, не может рассказать об экологических праздниках, пассивен на конкурсах, акциях.

Результаты усвоения программы отслеживаются педагогом в течение года и фиксируются не только в карте группы, но и в индивидуальной карте достижений обучающегося. Это предоставляет возможность создавать в конце года брошюры «Галерея увлечённых», открытки со стихами, пожеланиями.

2.3 Методические материалы

Виды учебной деятельности: проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в  библиотеке, интернете, лабораторные работы , практические работы, проекты-исследования ролевые ситуационные игры, просветительские проекты.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.

Содержание кружка экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

144

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

1.09.2021-29.12.2021

2 полугодие

12.01.2022-31.05.2022

Возраст детей, лет

12-14

Продолжительность занятия, час

1

1,5 часа (1 раз. в неделю)

Режим занятия

4 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

153


2.5 Календарный план воспитательной работы

Мероприятия

Объём

Временные границы

Выбор самоуправления

10 мин

1 неделя сентября

Беседа об аккуратности, правильной подготовки рабочего места, расположения рабочего инструмента и материала

10 мин

1 неделя сентября

Показ презентации:

«Экология!»

10 мин

2 неделя сентября

Акция: «Помоги собраться в школу»

с привлечением родителей

в течение недели

4 неделя сентября

«Профессии востребованные в Приморском крае»

Урок по теме:

«Мир профессий»

20 мин

1 неделя октября

«День народного единства»

15 мин

1-2 неделя ноября

Беседа, посвящённая

Дню толерантности

15 мин

3 неделя ноября

Принять участие в едином уроке: «Мы-Россияне!»

посвященный Дню Конституции РФ

10-

20 мин

2 неделя декабря

Беседа «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой»

10-15 мин

3 неделя декабря

Викторина «Мы за здоровый образ жизни»

20 мин

2 -3 неделя января

Принять участие в патриотическом конкурсе: «Ради жизни на Земле!»


2-3 неделя февраля

Мозаика

«В мире прекрасного».

30 мин

4 неделя марта

Субботники по уборке и благоустройству территории школы

до 30 мин

3- 4 неделя мая


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аностасова А.П. «Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 1997.

2. Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998.

3. Величковский Б.Т. «Здоровье человека и окружающая среда».М.;1997.

4. Демьянков Е.Н. «Биология Мир человека»: Задачи, дополнительные материалы,-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

5. Козлов Н.Г. «Как относиться к себе и людям»,«Аст - пресс», 2003.

6. Маккиавелли М. «Мое здоровье, в моих руках»,Татгуаж.- «Астрель», 2003.

7. Науменко Ю.В. «Моё здоровье», воспитательная работа,- М.: Глобус, 2008.

8. Мамонтов С.Г. «Основы биотехнологии»: Учебные материалы для учащихся. –  М.: НИИ содержания и методов обучения, 1991.

9. Суворова Н.Н. «Человек и его здоровье». – Н. Новгород, 2002.

10. Хрипкова А.Г. и др. «Физиология человека». М.: Просвещение, 1982.

Интернет-ресурсы:

1. BioDathtt www.biodat

2. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический портал htt://ecoportal.ru

3. Глобальный Просветительский портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru

4. Общество и экология htt://www.unig.spb.ru /eco

5. Природа России: библиотека htt: //www.priroda.ru /lib

6. Проектная Экология htt://www.ecokom.net

7. Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО” hht://www.ecoinform.ru

8. Энциклопедия «Флора и Фауна» htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm

9. «ЭкоРусь» htt://rgp.agava.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!