РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности "Экология Челябинской области" (8-9 классы)
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации: 2 года
Данная программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Федеральной образовательной программы, а также учебно-методических материалов «Экология Челябинской области» (7–9 классы) / Д.С Гордеева, В. В. Латюшин, Л.П. Семенова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2022.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические проблемы Челябинской области волнуют каждого человека, проживающего в ней. Они влияют на все сферы жизни. Насущные проблемы беспокоят не только обычных граждан, но и власти, которые ищут пути их решения.
Учебная дисциплина по проблемам региональной экологии признаётся одним из базовых предметов, овладение которым в должной
мере обеспечит в современных условиях более глубокое осознание главных региональных проблем в экологии, включая потребность всероссийского и международного сотрудничества для успешного закрытия большинства из них.
Данный курс внеурочной деятельности продолжает серию учебно-методических материалов по экологии для обучающихся, разработанных в соответствии с Концепцией непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. Курс посвящен изучению основных направлений экологии Челябинской области, теоретического материала, а также выполнению практических работхы, практических заданий и упражнений, направленные на расширение и углубление знаний обучающихся о своем крае, местности, об экологических проблемах и путях их решения на региональном уровне.
В 7-м классе обучающиеся изучают экологические проблемы сред жизни на примере Челябинской области, в 8-м классе – общие вопросы экологии современного человека, а также вклад общества, государства и семьи в решение региональных экологических проблем. В 9-м классе рассматриваются вопросы экологической политики и экологии культуры Челябинской области. Учебное пособие предназначено для учащихся 7–9-х классов общеобразовательных учреждений разных видов (школ, лицеев, гимназий, колледжей и др.).
МЕСТО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа предусматривает изучение курса в объёме 68 час за два года обучения: из расчёта 1 час в неделю в 8-9 классе
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8-й класс
1. Экология человека – 21 час.
2. Экология города – 7 часов.
3. Вклад личности, семьи и общества в решение экологических проблем – 6 часов.
9-й класс
1. Введение в экологию – 10 часов.
2. Социальная экология: причины конфликта в Челябинской области – 4 часа.
3. Промышленные гиганты Челябинской области – 10 часов.
4. Экологическая политика Челябинской области – 4 часа.
5. Экология культуры на примере Челябинской области – 6 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Преподавание курса внеурочной деятельности «Экология Челябинской области» в 8-9 классах должно быть направлено на достижение учащимися образовательных результатов:
Личностные результаты:
1) осознавать необходимость ответственного отношения к учению, к самообразованию, готовности решать экологических проблемы;
2) испытывать личную ответственность за сохранение благоприятной окружающей среды;
4) стремиться к освоению норм, правил поведения, быть готовыми к конкретным природоохранным действиям в своём регионе;
5) осознанно выполнять экологические правила и требования;
6) осознавать необходимость формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные
1) определять категории и понятия, давать им определения;
2) выявлять существенные признаки изучаемых объектов;
3) выявлять общие и индивидуальные черты сравниваемых объектов;
4) делать выводы на основе анализа информации и анализа эмпирических данных;
5) использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
6) готовить устные сообщения, доклады, рефераты, презентации.
Коммуникативные
1) выдвигать идеи и обсуждать их с одноклассниками, аргументировать свою позицию;
2) распределять роли в группе;
3) ясно и чётко излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Регулятивные
1) выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
2) ставить личную цель изучения основ экологической безопасности и её отдельных тем;
3) уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
4) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей;
5) уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
7) уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты:
1) использовать полученные знания о процессах и явлениях живой природы, в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
2) приводить примеры экологических проблем и предлагать пути решения этих проблем;
3) ориентироваться в системе правил, норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (экологическое сознание);
4) использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек-общество-природа» и достижения устойчивого развития общества и природы; объяснять зависимость здоровья человека от качества окружающей среды;
5) выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Экология Челябинской области» (8-9классы)
8 класс (34 ч за 1 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Форма | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Экология человека - 21 ч. |
1 | Наука «экология человека», ее задачи | | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
2 | Экстремальные факторы окружающей среды. | | 1 |
3 | Экологический кризис планетарного масштаба | Лекция с элементами беседы | 1 |
4 | Пирамида Маслоу | | 1 |
5 | Роль здоровья и безопасности окружающей среды для самореализации человека в обществе | Беседа | 1 |
6 | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Климат и здоровье. | | 1 |
7 | Вредные привычки. | | 1 |
8 | Формирование опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. | | 1 |
9 | Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. | | 1 |
10 | Полноценное развитие системы кровообращения. Нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. | | 1 |
11 | Правильное дыхание. | | 1 |
12 | Питательные вещества и природные пищевые компоненты. Чужеродные примеси в пище. | | 1 |
13 | Питание человека. | | 1 |
14 | Воздействие солнечных лучей на кожу. Роль кожи в терморегуляции. | | 1 |
15 | Средства и способы закаливания. | | 1 |
16 | Развитие и функции нервной системы. Стресс как негативный биосоциальный фактор. | | 1 |
17 | Типы ВНД. | | 1 |
18 | Биоритмы и причины их нарушений. Режим сна. | | 1 |
19 | Железы внутренней секреции. Гормональные сбои. | | 1 |
20 | Особенности развития организма юноши и девушки. | | 1 |
21 | Особенности развития организма юноши и девушки. | | 1 |
Экология города – 7 ч. |
22 | Современный город как клубок острых противоречий | | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
23 | Экологическоое равновесие | Игровая форма | 1 |
24 | Челябинск – это седьмой город страны по численности населения | | 1 |
25 | Уникальные ландшафты городов, сохранившие уникальные природные экосистемы | | 1 |
26 | Синантропные организмы и их роль в экологии города | Решение кейсов | 1 |
27 | Зеленая зона городов Челябинской области | | 1 |
28 | Факторы, влияющие на продолжительность жизни человека | | 1 |
Вклад личности, семьи и общества в решение экологических проблем – 6 ч. |
29 | Воздействие людей на окружающую среду | | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
30 | Воздействие людей на окружающую среду | | 1 |
31 | Вклад человечества в решение многих экологических проблем | Решение кейсов | 1 |
32 | Объединения единомышленников разного уровня: от международного до местного | | 1 |
33 | Гринпис (фонд дикой природы) | | 1 |
34 | Российское экологическое движение «Зеленые», Центр экологической политики России | Лекция | 1 |
Итого за учебный год | | 34 | |
9 класс (34 ч за 1 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Форма | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Введение в экологию (10 ч). |
1 | Основные понятия экологии. | | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
2 | Среда и факторы среды, их классификация. | | 1 |
3 | Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы. | | 1 |
4 | Среды жизни и адаптация к ним организмов. | Решение кейсов | 1 |
5 | Биосфера как глобальная экосистема. | | 1 |
6 | Основные свойства биосферы. | | 1 |
7 | Организация экосистем. | | 1 |
8 | Энергетика экосистем. | | 1 |
9 | Динамика и развитие экосистем. | | 1 |
10 | Агроценозы и естественные экосистемы. | | 1 |
2. Социальная экология: причины конфликта в Челябинской области – 4 ч. |
11 | Социальная экология, ее задачи | Лекция с элементами беседы | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
12 | Степень согласованности деятельности человека с законами экологии. | | |
13 | Экологические кризисы и экологические ситуации. | | |
14 | Промышленные регионы России с большим экологическим следом | | 1 |
3.Промышленные гиганты Челябинской области – 10 ч. |
15 | Промышленные предприятия Челябинской области | Лекция | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
16 | Крупные промышленные предприятия области - крупнейшие источники загрязнения окружающей среды | | 1 |
17 | Крупные промышленные предприятия области - крупнейшие источники загрязнения окружающей среды | | 1 |
18 | Металлургия и предприятия данной сферы – это источники комплексного загрязнения биосферы | | 1 |
19 | Металлургия и предприятия данной сферы – это источники комплексного загрязнения биосферы | | 1 |
20 | Крупные сельхоз- предприятия области - источники загрязнения окружающей среды | Проект | 1 |
21 | Крупные сельхоз- предприятия области - источники загрязнения окружающей среды | | 1 |
22 | ПДВ (предельно допустимые выбросы) и ПДК (предельно допустимые концентрации веществ) | | 1 |
23 | Научно-практическая конференции «Экологическая обстановка в Челябинской области и песпективы ее улучшения» | Лекция | 1 |
24 | Научно-практическая конференции «Экологическая обстановка в Челябинской области и песпективы ее улучшения» | | 1 |
Экологическая политика Челябинской области – 4 ч. |
25 | Экологическая политика – важнейший элемент системы обеспечения экологической безопасности | Беседа | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
26 | Южный Урал - промышленный центр | Решение кейсов | 1 |
27 | Региональная политика региона - создание комфортной среды для человека в Челябинской области | | 1 |
28 | Экологический стандарт Челябинской области - первый в России | Проект | 1 |
5. Экология культуры на примере Челябинской области – 6 ч. |
29 | Вопросы экологии культуры в социальном обществе | Беседа | 1 | 0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru) 6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru) c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru) |
30 | Проблема экологической культуры в крупных городах | Решение кейсов | 1 |
31 | Зеленая столица Европы | Проект | 1 |
32 | Российский зеленые города, «зеленый пояс» вокруг Челябинска | | 1 |
33 | Экотехнологии | | 1 |
34 | Экотуризм в Челябинской области | Решение кейсов | 1 |
Итого за учебный год | | 34 | |