СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология Челябинской области

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Экология Челябинской области»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности "Экология Челябинской области" (8-9 классы)


Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации: 2 года



Данная программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Федеральной образовательной программы, а также учебно-методических материалов «Экология Челябинской области» (7–9 классы) / Д.С Гордеева, В. В. Латюшин, Л.П. Семенова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2022.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологические проблемы Челябинской области волнуют каждого человека, проживающего в ней. Они влияют на все сферы жизни. Насущные проблемы беспокоят не только обычных граждан, но и власти, которые ищут пути их решения.

Учебная дисциплина по проблемам региональной экологии признаётся одним из базовых предметов, овладение которым в должной

мере обеспечит в современных условиях более глубокое осознание главных региональных проблем в экологии, включая потребность всероссийского и международного сотрудничества для успешного закрытия большинства из них.

Данный курс внеурочной деятельности продолжает серию учебно-методических материалов по экологии для обучающихся, разработанных в соответствии с Концепцией непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. Курс посвящен изучению основных направлений экологии Челябинской области, теоретического материала, а также выполнению практических работхы, практических заданий и упражнений, направленные на расширение и углубление знаний обучающихся о своем крае, местности, об экологических проблемах и путях их решения на региональном уровне.

В 7-м классе обучающиеся изучают экологические проблемы сред жизни на примере Челябинской области, в 8-м классе – общие вопросы экологии современного человека, а также вклад общества, государства и семьи в решение региональных экологических проблем. В 9-м классе рассматриваются вопросы экологической политики и экологии культуры Челябинской области. Учебное пособие предназначено для учащихся 7–9-х классов общеобразовательных учреждений разных видов (школ, лицеев, гимназий, колледжей и др.).




МЕСТО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа предусматривает изучение курса в объёме 68 час за два года обучения: из расчёта 1 час в неделю в 8-9 классе


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


8-й класс

1. Экология человека – 21 час.

2. Экология города – 7 часов.

3. Вклад личности, семьи и общества в решение экологических проблем – 6 часов.

9-й класс

1. Введение в экологию – 10 часов.

2. Социальная экология: причины конфликта в Челябинской области – 4 часа.

3. Промышленные гиганты Челябинской области – 10 часов.

4. Экологическая политика Челябинской области – 4 часа.

5. Экология культуры на примере Челябинской области – 6 часов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Преподавание курса внеурочной деятельности «Экология Челябинской области» в 8-9 классах должно быть направлено на достижение учащимися образовательных результатов:

Личностные результаты:

1) осознавать необходимость ответственного отношения к учению, к самообразованию, готовности решать экологических проблемы;

2) испытывать личную ответственность за сохранение благоприятной окружающей среды;

4) стремиться к освоению норм, правил поведения, быть готовыми к конкретным природоохранным действиям в своём регионе;

5) осознанно выполнять экологические правила и требования;

6) осознавать необходимость формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Познавательные

1) определять категории и понятия, давать им определения;

2) выявлять существенные признаки изучаемых объектов;

3) выявлять общие и индивидуальные черты сравниваемых объектов;

4) делать выводы на основе анализа информации и анализа эмпирических данных;

5) использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;

6) готовить устные сообщения, доклады, рефераты, презентации.

Коммуникативные

1) выдвигать идеи и обсуждать их с одноклассниками, аргументировать свою позицию;

2) распределять роли в группе;

3) ясно и чётко излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Регулятивные

1) выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;

2) ставить личную цель изучения основ экологической безопасности и её отдельных тем;

3) уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

4) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей;

5) уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

7) уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты:

1) использовать полученные знания о процессах и явлениях живой природы, в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

2) приводить примеры экологических проблем и предлагать пути решения этих проблем;

3) ориентироваться в системе правил, норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (экологическое сознание);

4) использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек-общество-природа» и достижения устойчивого развития общества и природы; объяснять зависимость здоровья человека от качества окружающей среды;

5) выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.









Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Экология Челябинской области» (8-9классы)



8 класс (34 ч за 1 год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Форма

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

  1. Экология человека - 21 ч.

1

Наука «экология человека», ее задачи


1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

2

Экстремальные факторы окружающей среды.


1

3

Экологический кризис планетарного масштаба

Лекция с элементами беседы

1

4

Пирамида Маслоу


1

5

Роль здоровья и безопасности окружающей среды для самореализации человека в обществе

Беседа

1

6

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Климат и здоровье.


1

7

Вредные привычки.


1

8

Формирование опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.


1

9

Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.


1

10

Полноценное развитие системы кровообращения. Нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.


1

11

Правильное дыхание.


1

12

Питательные вещества и природные пищевые компоненты. Чужеродные примеси в пище.


1

13

Питание человека.


1

14

Воздействие солнечных лучей на кожу. Роль кожи в терморегуляции.


1

15

Средства и способы закаливания.


1

16

Развитие и функции нервной системы. Стресс как негативный биосоциальный фактор.


1

17

Типы ВНД.


1

18

Биоритмы и причины их нарушений. Режим сна.


1

19

Железы внутренней секреции. Гормональные сбои.


1

20

Особенности развития организма юноши и девушки.


1

21

Особенности развития организма юноши и девушки.


1

  1. Экология города – 7 ч.

22

Современный город как клубок острых противоречий


1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

23

Экологическоое равновесие

Игровая форма

1

24

Челябинск – это седьмой город страны по численности населения


1

25

Уникальные ландшафты городов, сохранившие уникальные природные экосистемы


1

26

Синантропные организмы и их роль в экологии города

Решение кейсов

1

27

Зеленая зона городов Челябинской области


1

28

Факторы, влияющие на продолжительность жизни человека


1

  1. Вклад личности, семьи и общества в решение экологических проблем – 6 ч.

29

Воздействие людей на окружающую среду


1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

30

Воздействие людей на окружающую среду


1

31

Вклад человечества в решение многих экологических проблем

Решение кейсов

1

32

Объединения единомышленников разного уровня: от международного до местного


1

33

Гринпис (фонд дикой природы)


1

34

Российское экологическое движение «Зеленые», Центр экологической политики России

Лекция

1

Итого за учебный год


34




9 класс (34 ч за 1 год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Форма

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

  1. Введение в экологию (10 ч).

1

Основные понятия экологии.


1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

2

Среда и факторы среды, их классификация.


1

3

Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы.


1

4

Среды жизни и адаптация к ним организмов.

Решение кейсов

1

5

Биосфера как глобальная экосистема.


1

6

Основные свойства биосферы.


1

7

Организация экосистем.


1

8

Энергетика экосистем.


1

9

Динамика и развитие экосистем.


1

10

Агроценозы и естественные экосистемы.


1

2. Социальная экология: причины конфликта в Челябинской области – 4 ч.

11

Социальная экология, ее задачи

Лекция с элементами беседы

1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

12

Степень согласованности деятельности человека с законами экологии.



13

Экологические кризисы и экологические ситуации.



14

Промышленные регионы России с большим экологическим следом


1

3.Промышленные гиганты Челябинской области – 10 ч.

15

Промышленные предприятия Челябинской области

Лекция

1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

16

Крупные промышленные предприятия области - крупнейшие источники загрязнения окружающей среды


1

17

Крупные промышленные предприятия области - крупнейшие источники загрязнения окружающей среды


1

18

Металлургия и предприятия данной сферы – это источники комплексного загрязнения биосферы


1

19

Металлургия и предприятия данной сферы – это источники комплексного загрязнения биосферы


1

20

Крупные сельхоз- предприятия области - источники загрязнения окружающей среды

Проект

1

21

Крупные сельхоз- предприятия области - источники загрязнения окружающей среды


1

22

ПДВ (предельно допустимые выбросы) и ПДК (предельно допустимые концентрации веществ)


1

23

Научно-практическая конференции «Экологическая обстановка в Челябинской области и песпективы ее улучшения»

Лекция

1

24

Научно-практическая конференции «Экологическая обстановка в Челябинской области и песпективы ее улучшения»


1

  1. Экологическая политика Челябинской области – 4 ч.

25

Экологическая политика – важнейший элемент системы обеспечения экологической безопасности

Беседа

1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

26

Южный Урал - промышленный центр

Решение кейсов

1

27

Региональная политика региона - создание комфортной среды для человека в Челябинской области


1

28

Экологический стандарт Челябинской области - первый в России

Проект

1

5. Экология культуры на примере Челябинской области – 6 ч.

29

Вопросы экологии культуры в социальном обществе

Беседа

1

0bcbaa70bd9557a35adb6ef115be905c.pdf (ipk74.ru)

6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (ipk74.ru)

c6839c01f3bff1b8645e905cd2495ba2.pdf (ipk74.ru)

30

Проблема экологической культуры в крупных городах

Решение кейсов

1

31

Зеленая столица Европы

Проект

1

32

Российский зеленые города, «зеленый пояс» вокруг Челябинска


1

33

Экотехнологии


1

34

Экотуризм в Челябинской области

Решение кейсов

1

Итого за учебный год


34











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!