Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Камчатский педагогический колледж»
Из опыта деятельности экологического кружка «Эколэпбук»
Разработала : Дугаржапова Цындыма Сандаковна
Преподаватель медико-биологических дисциплин
Петропавловск-Камчатский,2023
Содержание
Введение
2. Модуль 4 Экологическое воспитание из рабочей программа воспитания КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического кружка
Результативность реализации рабочей программы
Введение
Актуальность
Экологическое образование и воспитание экологической культуры студенческой молодежи является одной из главных задач, стоящих перед обществом. Современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Формирование экологической культуры студенческой молодежи – сложный и длительный социально-педагогический процесс. В условиях образовательных учреждений он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, формирования активной жизненной позиции, совершенствование деятельности по защите и улучшению качества окружающей природной среды. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности.
Модуль 4 Экологическое воспитание из рабочей программа воспитания КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Решение поставленных цели и задач целенаправленно и эффективно решается через реализацию Рабочей программы воспитания КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» в модуле 4 «Экологическое воспитание».
Задачи модуля :
-формирование у обучающегося экологической культуры, развитие экологического мышления.
-развитие профессионально значимых качеств личности обучающегося: экологическое мышление.
Формируемые общие компетенции, предусмотренные ФГОС СПО :
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (мониторинг).
ОК.03. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Формируемые личностные результаты обучения, предусмотренные ФГОС среднего общего образования:
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Личностные характеристики обучающегося, предусмотренные ФГОС среднего общего образования:
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила экологически целесообразного образа жизни;
Приобретение обучающимися опыта осуществления социально значимых дел и профессионального самоутверждения:
опыт природоохранных дел.
В КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» сформирована целостная система формирования экологической культуры студентов.
Для реализации целей экологического воспитания в колледже ведутся следующие формы работы:
1. Предметная работа по экологии в колледже представлена, прежде всего, учебной дисциплиной «Экология», преподается для студентов I курса. Дисциплина изучается по учебнику Черновой Н.М «Основы экологии». Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Межпредметная форма - основана на экологическом содержании занятий и подразумевает практическую реализацию принципа интеграции – внедрение экологического образования на занятиях общеобразовательных дисциплин: биологии, химии, физики, математики, литературы, ОБЖ, географии.
3. При изучении дисциплины профессионального модуля подробно рассматриваются экологические аспекты и экологические проблемы согласно синхронизации содержательных понятий.
4. Внеурочная деятельность основана на различных формах внеурочной воспитательной деятельности.
3. Из опыта работы деятельности экологического кружка
На протяжении многих лет работаю над проблемой практического применения экологических знаний. Имею 30летний опыт реализации интегрированной экологической программы «Степь и человек» в Забайкальском крае. Двухлетний опыт реализации рабочей программы внеурочной деятельности по экологии «Эколэпбук» показал значительный рост уровня экологической воспитанности и экологической культуры.
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического кружка выполнена с целью освоения знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
Актуальность программы в том, что она помогает студентам ориентироваться в различных показателях состояния окружающей среды, многообразии различных материалов, которые, несомненно, влияют на состояние здоровья. Новизна программы определяется ее содержанием. В программе представлено несколько взаимосвязанных между собой тематических блоков. В программе интегрированы сведения различных наук: химия, биология, экология, краеведение.
Дополнительность программы. Дополнительность программы заключается в углублении и расширении содержания курса химии, биологии и экологии в учреждениях среднего профессионального образования.
Цель программы: формирование экологической культуры студентов в рамках внеурочной деятельности.
Задачи:
Развитие экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Разнообразить форм работы со студентами с привлечением их к исследовательской и проектной деятельности.
Организовать практическую деятельность студентов по разработке и созданию эколэпбуков.
Обобщить и транслировать опыт работы в экологическом кружке.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
- экологические законы, правила, теории научные факты;
- основные токсические продукты промышленности, токсические вещества, используемые в быту;
- осознать единство в системе «природа – человек»;
- основы мониторинга окружающей среды, правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
Обучающиеся должны уметь:
- работать с лабораторным оборудованием;
- использовать различные методы мониторинга в практических работах;
- применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
- представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
Методы и формы обучения:
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность обучающихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу обучающихся;
– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы учебных занятий:
- интерактивные лекции с последующими дискуссиями по принципу «от простого к сложному» с учетом уже имеющихся базовых школьных знаний;
- практикумы (практическая часть программы предусматривает как групповую форму работы, так и самостоятельную по индивидуальным заданиям);
- самостоятельная работа обучающихся, подготовка докладов, сообщений, подбор литературы и работа с ней;
- экскурсии;
- формы контроля в виде ролевых игр, викторин, КВН, тестов, защиты проектов.
Диагностика освоения программы
Проводится три вида диагностических исследований:
- входящая диагностика (осуществляется при наборе групп, проводится в виде тестовых заданий, анкетирования, беседы);
- текущая диагностика (осуществляется при помощи контроля на каждом занятии, после каждой темы программы) по результатам контроля для обучающихся определяется индивидуальный темп и уровень сложности заданий;
- итоговая диагностика (проводится по вопросам изученных тем, в виде научно-практических конференций по защите исследовательских работ).
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие членов кружка в олимпиадах по химии, биологии, экологии;
- участие членов кружка в областных конкурсах по химии, биологии, экологии.
- выступление на научно-исследовательской конференции.
Организация занятий по программе
«Эколэпбук» это авторская образовательная программа для обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа. Всего 105 часов.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Всего,час. | Теория, час. | Практика, час. | Экскурсии, час. |
1. | Блок1.Человек и природа. Что такое экология. | 4 | 2 | 2 | |
2. | Взаимоотношения «человек-природа» в истории. | 4 | 3 | 1 | |
3. | Блок 2.Естественная среда и здоровье. Особенности ландшафтов и здоровье. | 4 | 2 | 1 | 1 |
4. | Человек и климат. | 4 | 3 | 1 | |
5. | Животные- переносчики болезней. | 2 | 2 | | |
6. | Блок 3.Антропогенная среда и здоровье.Глобальные проблемы человечества. | 8 | 5 | 3 | |
7. | Химические вещества и здоровье. | 6 | 3 | 2 | 1 |
8. | Загрязнение атмосферы и здоровье. | 8 | 4 | 3 | 1 |
9. | Загрязнение ресурсов и здоровье. | 5 | 3 | 1 | 1 |
10. | Город и здоровье. | 4 | 2 | 1 | 1 |
11. | Загрязнение пищевых продуктов. | 5 | 2 | 3 | |
12. | Белые книги России. | 2 | 1 | 1 | |
13. | Блок 4.Экобезопасность. Источники экобезопасности. | 6 | 3 | 2 | 1 |
14. | Экология в быту. | 10 | 6 | 4 | |
15. | Растения и здоровье человека | 6 | 3 | 2 | 1 |
16. | Блок 5.Я и моё здоровье. Здоровый образ жизни. | 7 | 4 | 3 | |
17. | Публикации | 8 | 2 | 6 | |
10 | Эколэпбуки (выставка) | 4 | | 4 | |
11 | Конференции | 8 | 4 | 4 | |
| Итого: | 105 | 54 | 44 | 7 |
Часы, отведенные по каждому содержанию на практические занятия предусматривают работу по формированию страничек эколэпбука, будущего пакета эколэпбука.
Прогнозируемые результаты:
- качественное повышение уровня знаний;
-активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности;
- привлечение обучающихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук;
- повышение социальной активности обучающихся;
- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях и олимпиада
- издание сборника выполненных работ в виде эколэпбука.
Результатом деятельности экологического кружка «Эколэпбук» является издание сборника совместно выполненных детско-взрослых экологических работ в виде лэпбука. Я считаю, что все вышеперечисленные образовательные технологии, применяемые мною в учебно-воспитательном процессе, способствуют формированию основных компетентностей студентов , их адаптации обучения в колледже, участию в мероприятиях разных уровней. Результативность деятельности экологического кружка представлена в таблицах.
Результативность реализации программы.
Результаты участия обучающихся
в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.
Дата проведения мероприятия | Полное наименование мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) | Организаторы мероприятия | Место проведения мероприятия | ФИО обучающегося | Специальность/профессия, курс | Тур мероприятия (очный / заочный) | Результат участия (статус – участник, призер с указанием места и др.) |
2021 | II Межрегиональный конкурс творческих работ «Биологический калейдоскоп» | Департамент здравоохранения Вологодской области БПОУ « Великоустюгский медицинский колледж им. Н.П.Бычихина» | Великий Устюг | Фильчина В | Дошкольное образование/воспитатель , 1 курс | заочный | участник |
Ивлева Д | заочный | участник |
Москаленко О | заочный | участник |
Белостоцкая Е | заочный | участник |
Колосова А | заочный | Призер,2место |
Октябрь,2022 | Интеллектуальная игра по биологии «Клетка» | Совет директоров профессиональных образовательных организаций Камчатского края | г.Петропавловск-Камчатский | Фильчина В Белостоцкая Е Желтикова В Колосова А Бобылева Б | Дошкольное образование/воспитатель , 1 курс | очный | участник |
2022 | Интеллектуальная гра по химии «Игры разума» | Совет директоров профессиональных образовательных организаций Камчатского края | г.Петропавловск-Камчатский | Фильчина В. Белостоцкая Е Бобылева Ю Купреева А Ивлева Д | Дошкольное образование/воспитатель , 1 курс | очный | Призер, 2место |
22.09. 2022-17.11.2022 | Международная образовательная олимпиада «Интересная анатомия» | Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки | Образовательный портал МИнобр.орг | Ефремова Д | Отделение физической культуры/ учитель, 2курс | заочный | Призер,3 место |
22.09. 2022-17.11.2022 | Международная образовательная олимпиада «Интересная анатомия» | Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки | Образовательный портал МИнобр.орг | Суконникова А | Дошкольное образование/воспитатель , 2 курс | заочный | Призер,3 место |
2022 | Международная олимпиада «Глобус» | Центр развития инновационно-образовательных технологий «ГЛОБУС» | Международная Олимпиада «Глобус» | Москаленко О.С | Дошкольное образование/воспитатель , 2 курс | заочный | Победитель, 1место |
05.11.2022 | Международный творческий конкурс «Моя малая родина» | Международный образовательный портал «Одаренность» | Портал «Одаренность» | Москаленко О.С | Дошкольное образование/воспитатель , 2 курс | заочный | Призер, 1 место |
2023 | Интеллектуальная игра по экологии «Экологический марафон»,краевой | Совет директоров профессиональных образовательных организаций Камчатского края | г.Петропавловск-Камчатский | Язажи С Лежнева К Радостева Д Чепенко А Шакирова В | Преподавание в начальных классах/1курс | очный | Призер,3 место |
2023 | Интеллектуальная игра по биологии «Белая ромашка» | Совет директоров профессиональных образовательных организаций Камчатского края | г.Петропавловск-Камчатский | Грымалюк К | Преподавание в начальных классах/1курс | очный | Призер,1 место |
2023 | Деловая игра по химии «Химия в разных науках» | Совет директоров профессиональных образовательных организаций Камчатского края | г.Петропавловск-Камчатский | Попко Наталья Радостева Диана Кондратенко Ольга | Преподавание в начальных классах/1курс | очный | Призер,2 место |
2022 | Эколого-просветительский проект «Школа Эко-скиллс» неправительственного фонда имени В.И.Вернадского | Неправительственный фонд имени В.И.Вернадского | Г.Сочи | Москаленко О | Дошкольное образование/воспитатель , 2 курс | очный | Победитель,финалист |
| | | | | | | |
2023 | Научно-теоретическая конференция Заповедный край: «Зеленая» экономика, как основа будущего Камчатки | Совет директоров профессиональных образовательных организаций Камчатского края | Г,Петропавловск-Камчатский | Москаленко О | Дошкольное образование/воспитатель , 2 курс | очный | Участник |
2023 | Всероссийский экодиктант | АНО «Равноправие», ООД «Ангел-ДетствоХранитель», ФГБОУ ДО ФЦДО | онлайн-формат на портале Экодиктант.рус | Чепенко А | Преподавание в начальных классах/1курс | заочный | участник |
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности руководителя экологического кружка.
Год | Название конференции, семинара или др. мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) | Форма участия (докладчик, ведущий круглого стола, секции и т.д.) | Документ, подтверждающий участие: диплом, свидетельство, сертификат, (при наличии такового) | Выходные данные и объем в печатных листах (в случае опубликования) |
2022 | Эколого-просветительский проект «Школа Эко-скиллс» неправительственного фонда имени В.И.Вернадского Всероссийский | докладчик | Благодарственное письмо | |
2023 | Образовательный портал «Знанио» | Онлайн участник | Свидетельство о публикации | 2стр |
2023 | Всероссийская конференция СМИ «Время знаний» Педагогика. Современные подходы в воспитании и обучении.Всероссийский | докладчик | Сертификат участника Всероссийской конференции | 3стр |
| | | | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства
Год | Наименование мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) | Результат участия | Документ, подтверждающий участие: грамота, диплом, свидетельство, сертификат |
2022 | Форум классных руководителей II Всероссийский ФКР | Сертификат | |
| | | |
Профессиональная активность преподавателя
Год | Наименование мероприятия (конкурсы, экспертные советы и т.д.) с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, районный, городской (окружной) | Форма участия (председатель жюри, член жюри, председатель экспертного совета, член экспертного совета и т.д.) | Документ, подтверждающий участие (выписки из протоколов, приказов, копии свидетельств, выходные данные (в случае опубликования) |
1 | Международная образовательная олимпиада «Интересная анатомия» | эксперт | Сертификат НОМЕР: 242318 / СЕРИЯ: 135 |
2 | Диплом Международной олимпиады «Глобус» | Подготовка победителя | № 6605591790 |
3 | Интеллектуальная игра по экологии «Экологический марафон» краевой | Член жюри | Копия протокола |
4 | Деловая игра по химии «Химия в разных науках» краевой | Член жюри | Копия протокола |
5 | | | |
| | | |
Поощрения за профессиональную деятельность
Год | Форма поощрения | Уровень (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) |
2022 | Благодарственное письмо Эколого-просветительский проект «Школа Эко-скиллс» неправительственного фонда имени В.И.Вернадского Всероссийский | Всероссийский |
2022 | Благодарность за личный вклад Международная образовательная олимпиада «Интересная анатомия» | Всероссийский |
2022 | Диплом Международной олимпиады «Глобус» за подготовку победителя | Международный |
2022 | Грамота за подготовку команды призера интеллектуальной игры по химии «Игры разума» | краевой |
2022 | Грамота за подготовку участника интеллектуальной игры по биологии «Клетка» | краевой |
2023 | Грамота за подготовку команды победителя интеллектуальной игры по биологии «Белая ромашка» | краевой |
2023 | Грамота за подготовку команды –призера интеллектуальной игры по экологии «Экологический марафон» | краевой |
2023 | Грамота за подготовку команды –призера деловой игры по химии «Химия в разных науках» | краевой |
2023 | Грамота за активную работу в мероприятиях МО химии и биологии | краевой |
2023 | Сертификат за участие во Всеросийском экодиктанте | всероссийский |
Главным результатом деятельности экологического кружка «Эколэпбук» является работа студентов над разработкой эколэпбуков. В течение одного года студентка 2 курса дошкольного отделения работала над проектом «Эколэпбук «Моя камчатка». Опыт презентован на всероссийском уровне в рамках эколого-просветительского форума «Школа Эко-скиллс».
Выводы:
Таким образом, экологическое воспитание оказывает влияние на все стороны личности, ее представления о научной картине мира, формирует бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью. Комплексный подход в образовательной деятельности способствуют формированию экологически грамотной современной личности студента.