Доклад
Экологическое воспитание школьников
5 – 8 классов средствами литературы и искусства.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Визнер Н. Г.
2018
Поведение человека в природе – это и зеркало его души.
Зелинский Корнелий Люцианович (1896–1970),
русский литературовед, критик.
Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, детского сада, заканчивая периодом взросления, становления личности.
За время работы в школе мною накоплен достаточный опыт работы по экологическому воспитанию детей на уроках гуманитраного цикла, которым я могу поделиться.
Думаю, что экологическая культура начинается с воспитания любви, бережного отношения к природе, «братьям нашим меньшим», родному городу, в конечном счете – к Родине. Этому способствуют, несомненно, уроки литературы. Так, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы.
Одно дерево срубил – посади сорок.
Без хозяина земля круглая сирота.
Лес да вода поле красит.
Накормишь землю – она накормит тебя.
Убил бобра, а не нашёл добра.
Возле леса жить - голоду не видеть.
Кто землю лелеет – того земля жалеет.
Растение – берегам спасение.
Растение – земли украшение.
Произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.
Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.
На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», я стараюсь развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а способность удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.
На основе курса школьной программы по литературе можно составить внушительный список произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Среди них романы Ч.Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок», повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба», рассказ Д.Лондона «Белый клык», рассказы о животных Э. Сетона-Томпсона, повести В.Распутина «Пожар», «Прощание с Матерой». Другие известные авторы с произведениями экологической тематики: М. Пришвин, И. Бунин, Н. Рубцов, В. Шукшин, И. Мамина-Сибиряк, С. Аксаков, Н. Заболоцкий, Л. Яшин, Н. Языков, И. Северянин.
Работа над сочинением по картинам русских художников В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.И. Шишкина также побуждает ребят задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление.
Воспитанию морально-этического отношения к природе способствуют уроки развития речи в форме семинаров, диспутов, конференций, а также сочинения школьников.
Творческие работы учащихся позволяют судить о том, что молодое поколение неравнодушно к своему будущему, в котором ему предстоит жить, а литература была и будет важным инструментом нравственности, человеческого отношения ко всему живому.
Список использованной литературы
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М: Просвещение, 2011.
2.Энциклопедия детского фольклора. М: Белый город, 2008