СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический праздник "Русский лес"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии дети обобщают знания, полученные на предыдущих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Экологический праздник "Русский лес"»

Ученик

Милая Родина! Ты год от года

Должна становиться краше.

Охрана природы – дело народа,

Твоё, моё, наше!


Ученица

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол…

Хором. Это лес!

Ученица. Или рама, двери, пол?

Хором. Это лес!

Ученица. А пенал красивый наш?

Хором. Это лес!

Ученица. Или этот карандаш?

Хором. Это лес!

Ученица. Ну а стол, скамейка, парта?

Хором. Это лес!

Ученица. А тетрадка, книга, карта?

Хором. Это лес!

Ученица. Оглянитесь все вокруг…

Хором. Это наш зелёный друг!


Ведущий.

Очень много полезного даёт нам лес, ребята. Мы говорим, что лес – наше богатство.

Великие художники воспели красоту леса в своих картинах. Давайте рассмотрим некоторые из них.


Ведущий. Что мы видим на этих картинах? (Ответы детей.)

Видите, как много вы рассказали о красоте нашей природы. Какой мы из этого делаем вывод? Природа нашей Родины хороша во все времена года и мы должны беречь эту красоту. А как? (Ответы детей.)


Ведущий. Много рассказов и стихов посвятили русские писатели и поэты этой теме.

Послушайте стихотворение И. Мазнина.


Ученик.

Изо всех земных чудес

Мне дороже русский лес.

И весёлый – молодой,

И задумчивый – седой.

Хоть в любое время года,

Хоть какою будь погода,

Но особенно – зимой.

Когда весь кружевной.

Вырезной, будто терем,

И сверкает белизной

Снежной – снежной,

Нежной – нежной…

А над этой белизной

Посреди тиши ночной

Как в избе оконце,

В небе светит солнце.

И так близко – близко.

И так низко – низко

Над ветвями и землёй,

Что легко к нему рукой

Если постараться,

Можно постучаться –

Попроситься на часок

Заглянуть на огонёк.


Ведущий. А сейчас рассмотрим картину художника К. Юона. Каких красок больше всего? Почему? (Ответы детей.)


Ученик. Лес – это зелёный наряд нашей планеты. В лесу всегда чистый воздух. Здесь нашли себе дом звери и птицы. В лесу много грибов и ягод. Всё это дарит нам лес.


Ученица.

Грибная пора отойти не успела,

Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,

Набили оскому; черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!


Ведущий. А какие звери и птицы живут в лесу, вы узнаете, если отгадаете загадки.


1.Кто в дупле живёт, орешки грызёт,

На деревьях резвится, упасть не боится?

Пушистый хвост мелькает в вышине,

И вместе с ней исчезает в сосне. (Белка.)


2.Я - запасливый зверёк, в сумке за щекою

Я таскаю зёрна в свою кладовую. (Хомяк.)


3.У зелёной кочки, под зелёненьким листочком

Притаилась попрыгушка, пучеглазая… (Лягушка.)


4.Гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет.

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)


5.Не ёлка, а колкий, не кот, а мыши боятся. (Ёж.)


6.Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)


7.За деревьями, кустами, промелькнуло, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)


8.Летом по лесу гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь.)

9.Серый, зубастый по лесу рыщет,

Кого бы съесть ищет. (Волк.)


10.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось.)


11.Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой, скинет с плеч её долой? (Лес.)



Ведущий. Кто ещё каких животных знает или загадки о них?


Ученица.

Сидит на ветке белка – пушистый хвост.

Я вижу: держит белка тарелку звёзд.

Нет, не тарелка, а вазочка на ножке.

И отгрызает белка от вазочки по крошке.


А это и не вазочка, а сыроежка крупная!

Сыроежка красная, сыроежка хрупкая!

А белочка хрум – хрум и нету сыроежки

И нет тарелки звёзд и ускакала белочка – пушистый хвост.


Ученик.

Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший.

Он мне протянет сотни рук и тысячи ладошек.


Ведущий. Кто же этот хороший друг?

Дети. Это лес, который дарит нам грибы, ягоды, целебные травы.


Ведущий. А теперь поговорим о грибах. Отгадаете ли вы загадки о них?


1.Растут в лесу сестрички, жёлтые…(Лисички.)


2.Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я… (Подосиновик.)


3.Возле леса, на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый… (Мухомор.)


4.Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу

Называют их…(Опята.)


5.Средь молоденьких сосёнок в блестящей шапочке

Растёт грибок…(Маслёнок.)


6.Серенькая шляпка, рябенькая ножка

Под берёзой растёт. Как его зовут? (Подберёзовик.)


7.На толстой белой ножке коричневая шляпка.

Наверняка, любой грибник найти мечтает…(Боровик.)


8.Люблю я в разных шляпках быть,

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай, это…(Сыроежки.)


Дети рассматривают рисунки и называют грибы.


Ведущий. А кто знает, как правильно собирать грибы? Их срезают, а если нет ножа, то гриб раскачивают немного и выворачивают с ножкой очень аккуратно. Шляпку червивого гриба разламывают на части и разбрасывают, чтоб грибов было больше.


Дети поют песню «Большой хоровод» (сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта, муз. Б. Савелеева.)


1.Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.

Чтоб в прохладную речку нырять в летний зной

И в ладони ловить тёплый дождик грибной.

Припев:

Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди Земли с нами встанут в него!

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятней для всех!

2.Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.

Мы хотим кувыркаться в зелёной траве

И смотреть, как плывут облака в синеве…

Припев.


Ведущий. А теперь ответьте на вопросы:

1.Что за трава, которую узнает даже слепой?

(Крапива.)

2.Какая птица выводит птенцов в лютые морозы?

(Клёст.)

3.Какое дерево используют для изготовления лыж?

(Берёзу.)

4.Много рук, а нога одна?

(Дерево.)

5.Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда?

(Нет.)

6.Что делает ёж зимой?

(Спит.)

7.Что ест жаба зимой?

(Ничего, спит.)


Ведущий. А как вы думаете, дети, можно ли брать из гнёзд яички? А забирать домой маленьких животных или птенчиков? Как нужно беречь растения в лесу?

(Ответы детей.)

М. Пришвин – известный писатель. Он изучал природу, познавал её секреты, много путешествовал.

Он писал: «Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


Ученица.

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.

Только вместе, только дружно изучать природу нужно.

Лишь тогда пора в поход, лишь тогда нам повезёт.

И, конечно, тревожно, что порою безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе, словно самую малость

Нам на этой планете жить и править осталось.


Ведущий. Читайте больше, узнавайте новое о природе:

- Зачем оленю белые пятна?

- Для чего зверям нужны хвосты?

- Чей нос лучше?

- Какие травы полезные?

- Почему в лесу нельзя громко кричать?

- Почему воробей сидит на проводе, по которому идёт ток и его не убивает?

Читая рассказы Н. Сладкова, Г. Скребицкого, В. Бианки, вы найдёте ответы на эти и многие другие вопросы. (Выставка книг о природе.)

А если вы хотите иметь много пернатых друзей, которые помогут вам летом в вашем саду или огороде, то сделайте и повесьте кормушки для птиц около вашего дома.


Ученик.

Почему грибы на ёлке на сучках висят верхом?

Не в корзинке, не на полке, не во мху, не под кустом?

У ствола и среди веток на сучки они надеты?

Грузди, рыжики, синявки, толстяки – боровики.

Не в сухой осенней травке, а надеты на сучки?

Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка, это белкин летний сбор!

Вот она по веткам скачет, промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик с пышной шёрсткой и хвостом.


Ведущий. Мы говорим «спасибо» лесу, получая от него дары, и уходим домой, а лес остаётся, живёт. И помогает ему жить хороший, заботливый человек – лесник. Много забот у лесника – смотрит, где пора чистить лес, не гибнут ли лесные жители, не болеют ли деревья, не появились ли где насекомые-вредители.


Инсценировка стихотворения Р. Рождественского «На лесной опушке».

Девочка.

Лапы ёлок прикрыли избушку,

Где живёт дядя Вася – лесник.

Заходите к нему на опушку,

Всех приветливо встретит старик.

Мальчик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,

Вспомнит, где подстерёг он лису.

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (сидит в избушке)

Лес не только для нашей забавы.

Он – богатство для нашей страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята;

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Девочка.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Очень много узнаем полезного,

Он радушно встречает ребят.


Ведущий. Дети, чем понравился вам дядя Вася? Надеемся, что таких людей много на нашей Земле.

Лес надо беречь от пожаров. Мы с вами это хорошо знаем, потому что живём в лесной полосе.


Ученик.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал… Не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,

Как вспуганная стая белок рыжих

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

(В. Шефнер «Лесной пожар».)



Ведущий. Как вы думаете, почему загорелся лес? Что забыл сделать охотник? Чем опасны пожары? (Ответы детей.) Надо быть аккуратными в лесу, чтобы наша природа не страдала.


Ученица.

Хорошо, что солнце светит! Хорошо, что дует ветер!

Хорошо, что этот лес вырос прямо до небес!

Хорошо, что в нашей речке очень синяя вода.

И меня никто на свете не догонит никогда!


Ученик.

Спасибо, лето, что ты пришло,

Что много света с собой принесло!

Спасибо за куст земляники!

Спасибо за куст ежевики!

Спасибо за небо чистое!

Спасибо за солнце лучистое!

Спасибо за тёплую речку,

За тень и грибы в лесу.


Ведущий.

А сейчас подведём итог нашего занятия.

- Какой зелёный друг есть у нас?

- Что даёт людям лес?

- Какие животные и птицы живут в лесу?

- Названия каких грибов вы запомнили?

- Чего боится лес?

- Как мы должны беречь природу?

Молодцы, правильно ответили, на этом занятие окончено. Всем спасибо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!